Интервью

Заплатил налоги — избежал проблем

Последние числа прошедшего месяца запомнились ажиотажем, охватившим почти всю страну. У многих казахстанцев оказались заблокированы банковские счета в связи с неуплатой налогов. Подобная мера со стороны налоговых служб вызвала недовольство граждан.

Между тем изменения, внесенные в закон с 1 июля текущего года, согласно которым те, кто не уплатил своевременно налоги, не смогут получить банковские услуги, в том числе открыть счета, произвести переводы, оформить займы и осуществлять другие операции, сами фискальные органы называют большим подспорьем.

Тем не менее, почему эти меры застали граждан врасплох? Были ли тут соблюдены права налогоплательщиков? И почему государству приходится идти на крайние меры, чтобы избежать недоимки? Ответы на эти вопросы дал руководитель столичного Департамента государственных доходов Бауыржан АЙНАБЕКОВ.

— Бауыржан Казбекович, немало было жалоб на то, что даже неуплата в размере двух-трех тенге обернулась большими хлопотами. Причем, со слов наших соотечественников, «ничто не предвещало беды», то есть, если верить им, не было никаких уведомлений. Так ли это на самом деле?
— Во-первых, как говорили древние римляне: «Закон суров, но это закон». Да, с начала июля этого года, согласно внесенным изменениям в налоговый кодекс, банки второго уровня обязаны отказать в предоставлении отдельных банковских услуг налогоплательщику, имеющему налоговую задолженность или задолженность по социальным платежам. И эти новшества в законодательстве мы оцениваем как большую помощь в процессе взимания налогов. Во-вторых, на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа. К примеру, районными УГД горожанам были заранее отправлены квитанции ЕРЦ и уведомления о сумме налогов за 2017 год с указанием необходимых сумм к оплате. Другой вопрос, что не все граждане добросовестно платят налоги в срок или уведомление не всегда доходит до адресата по причине того, что налогоплательщики имеют объекты налогообложения в других районах или регионах, а уведомление отправляется по адресу нахождения имущественного объекта. Кстати, такая ситуация наиболее актуальна для Астаны, где ежегодно вводится большое количество жилья. Поэтому в пиковый период, пришедший на дату уплаты местных налогов, наблюдалась возросшая нагрузка на центры оказания услуг. В связи с этим был изменен режим работы: с 9.00 до 20.00, без перерыва на обед, а в последние дни сентября — без выходных.

Но даже если вы по каким-то причинам не были вовремя оповещены, то что мешает зайти на сайт департамента госдоходов или портал еgov.kz? Ведь мобильный Интернет и смартфоны становятся все более доступными.

Теперь насчет пресловутых нескольких тенге, из-за которых могут быть заблокированы банковские счета на суммы в сотни, а то и в тысячи раз превышающие долг. Откуда они берутся? Очень часто граждане, погашая задолженность посредством терминалов, забывают, что из этой суммы удерживается некоторая часть в качестве оплаты услуги. Вот так и образуется смехотворный долг.
Вообще, с налоговыми платежами нужно быть очень аккуратными. Нельзя забывать: они основа любого государства.

— Получается, никаких ущемлений прав граждан не было? А есть только элементарная неинформированность или непунктуальность части населения?
— Естественно. Всегда соблюдается баланс интересов налогоплательщика и государства. Судите сами, ведь, помимо вышеуказанных изменений, в начале прошлого года были введены и такие, согласно которым отныне земельный и имущественный налоги, скажем, на 2018 год, можно закрыть до 1 октября 2019 года. Таким образом, граждане получают много дополнительного времени, чтобы уплатить налоги. В целом налоговый климат Казахстана считается одним из самых мягких в мире. С другой стороны, неуплата налогов чревата еще большими расходами. Например, если налоговая задолженность физического лица составляет более одного МРП (в 2018 году — 2405 тенге), то по истечении 30 рабочих дней со дня вручения уведомления к делу приступают судебные исполнители для принудительного взыскания. При этом оплата деятельности судебного исполнителя составляет до 25 процентов от суммы долга.

То есть у физического лица возникают дополнительные расходы: кроме налоговой задолженности, ему необходимо дополнительно уплатить еще и проценты судебных исполнителей.

— На ваш взгляд, каков уровень налоговой грамотности астанчан?
— Повышение уровня работы с налогоплательщиками и налоговой грамотности населения считаю главным направлением в своей работе. Для этого развиваем электронные сервисы, чтобы горожане могли не только сдать декларацию или узнать о своих объектах налогообложения, но и заплатить налоги с помощью электронного платежа.

К сожалению, пока не наблюдается желания заблаговременно заплатить налоги, тянут до последних сроков. Зай­дите в последние дни декабря в центры оказания услуг, и вы увидите столпотворение, которого можно было бы избежать, если не откладывать уплату налогов на последний день.

— Какие итоги можно подвести за прошедшие девять месяцев в сфере налогового и таможенного администрирования и службы экономических расследований?
— С начала года поступления в бюджет составили 766,2 млрд тенге, что на 10,6 процента больше, чем в прошлом году. При этом в республиканский бюджет поступило 579 млрд тенге, в местный — 74,5 млрд тенге.
До конца года планируется собрать дополнительно к плановым показателям еще 3,2 млрд тенге, в том числе за счет администрирования субъектов, которые получили имущественный доход от реализации объектов недвижимости коммерческого назначения, занижения доходов от фонда оплаты труда и сокрытия наемных работников, а также за счет совместных мероприятий с Управлением дорожной полиции, Департаментом внутренних дел столицы и КСК по выявлению недобросовестных извозчиков и арендодателей.
Для улучшения бизнес-климата модернизировали все центры оказания услуг: установили электронные системы управления очередями, поставили терминалы самообслуживания, в которых можно самостоятельно получить информацию о налоговой задолженности, распечатать извещения о суммах налогов на имущество и землю, произвести расчет налога на транспортные средства и так далее. Таможенное оформление сейчас осуществляется по принципу шаговой доступности.

Что касается борьбы с теневой экономикой, то за девять месяцев расследовано 246 уголовных дел. Возмещен ущерб государству более чем на 2 миллиарда тенге.

Интересный факт: с 1 апреля текущего года на таможенном посту «Астана — центр таможенного оформления» информационной системой «Астана-1» оформлено 6776 деклараций, то есть 80 процентов деклараций выпущено автоматически самой программой без участия инспектора.

Дулат ТУЛЕПОВ
Фото Василия КРАСЬ

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть