ОбществоРухани жангыру

Жамбыл АРТЫКБАЕВ: «Эпоха — всего лишь декорация истории»

Недавно вышла в свет новая книга известного ученого и писателя Жамбыла АРТЫКБАЕВА «Абылай хан», посвященная легендарной личности правителя Великой степи. В преддверии презентации научно-популярного издания автор поделился с «Вечерней Астаной» творческими планами и рассказал историю создания своего произведения.

Личность в потоке истории

— Жамбыл Омарович, незаурядная личность главы Казахского ханства всегда находилась в фокусе внимания отечественных историков. Чем будет интересен читателям ваш труд?

— Абылай хана я всегда рассматривал как реформатора, сумевшего в сложное время восстановить территориальную целостность казахского государства. По-новому переосмыслил и изложил некоторые общепринятые трактовки событий того времени. И так как в немалой степени это художественное произведение, то исключать элементы фантазии нельзя. Но в целом, надеюсь, не погрешил против истины. Кроме того, описывая жизнь этого выдающегося государственного деятеля, я следовал принципу персонификации истории. Так уже сложилось, что в преданиях казахского народа прошлое всегда изображалось посредством конкретной личности. А эпоха, в которой они жили, была лишь декорацией, своего рода историческим фоном. Этот прием помогает читателям лучше понять всю глубину, многогранность и непростой характер исторических персонажей. Со всеми их достижениями, ошибками, достоинствами и заблуждениями. Если кратко, я повествую о жизненном пути Абылая, его наставниках, окружении, событиях внутренней жизни общества, многочисленных войнах, которые были вынуждены вести казахи в XVIII веке.

— Вы говорите, что Абылай хан восстановил территориальную целостность казахского ханства. А что стало причиной его ослабления?

— Любые геополитические изменения, я уверен, всегда основываются на экономических явлениях. Государственный кризис тюркских ханств Центральной Азии и в частности Казахского случился из-за упадка экономики в этих странах. В свою очередь, причиной этому стало постепенное запустение Великого шелкового пути, который на протяжении нескольких веков был главной торговой артерией Евразийского континента. Конечно, это не единственная причина, их может быть целый комплекс. После чего казахские ханы начали более интенсивно налаживать дипломатические и деловые связи с Российской империей. К примеру, два столетия назад, чтобы удовлетворить внутренние потребности страны и импортировать товары, которые не производились в степи, наши предки ежегодно сбывали на рынках северного соседа около 200000 лошадей и 1 млн овец.

О средневековых мегаполисах и принципах меритократии

— Получается, по самым скромным подсчетам, экспорт составлял более 100000 тонн мяса. Пока недостижимая цифра для животноводческого комплекса современного Казахстана. Можно ли доверять этим данным?

— Да. Это не выдумки. Все зиждется на тщательном изучении архивных документов. Вообще, факты истории часто поражают воображение обывателя, заставляя усомниться в даже самых объективных фактах. Верите ли, ежедневно на скотных рынках Сыганака забивали до 500 верблюдов! Отсюда можно только представить территорию этого древнего города и количество его жителей.

— Известно, что вы одним из первых обосновали достоверность народных легенд и преданий при составлении исторических картин.

— Легенды и сказания для меня служат поводом для начала исследовательской работы. Я их воспринимаю как идею, духовную оболочку давно свершившихся деяний. В качестве самого яркого примера можно привести историю открытия античной Трои Генрихом Шлиманом. Ведь до него в то, что Троя, описанная в произведении Гомера, когда-то существовала, никто не верил. Считалось, античный город — вымысел автора «Илиады» и «Одиссеи». Но немецкий археолог-самоучка самозабвенно искал и нашел.

— По словам поэта, «что пройдет, то будет мило». Заметил, что в отечественных исторических романах старина обычно рисуется в пасторальных тонах. В частности, правители Великой степи показаны как мудрые, прозорливые и бесстрашные личности. Нет ли здесь преувеличений?

— Не берусь утверждать, что казахские ханы были воплощением только положительных качеств. Я всегда стараюсь избегать оценочных суждений. Однако отмечу, что в казахской степи во все времена действовал принцип меритократии. К примеру, все мы знаем, что монархические династии европейских государств часто вырождались из-за кровосмесительных браков, болезней, интеллектуальной и физической неполноценности царствующих особ. У наших предков подобного быть не могло. Слабый, безвольный, физически немощный человек никак не мог стать правителем. Даже если его «назначения» добивались бы самые влиятельные силы степной аристократии. Тот же Абылай хан, помимо прочего, был великолепным воином, известным тем, что не раз одерживал победу в поединках с джунгарскими батырами. Здесь можно провести параллель между непреложным законом степи и обычаями древних греков. Жители Эллады считали, что каждый мужчина должен в равной степени уделять внимание науке, искусству и спорту. Не все знают, что философ и математик Пифагор был к тому же олимпийским чемпионом по кулачному бою. То есть без личного авторитета, выдающихся заслуг и способностей руководить степными племенами было невозможно, равно как и стать басилевсом в античной Греции.

Выборы и права электората

— В последние годы часто обсуждается понятие «степная демократия». Были ли на самом деле демократические инструменты и какую роль они играли в политике той эпохи?

— Безусловно. Говоря современным языком, существовала система сдержек и противовесов между ханом и народом. Хан всегда избирался. Бии могли наложить вето на неправосудные решения правителя. Есть поэтические строки Бухар жырау, где он грозит тому же Абылай хану, который в важном внешнеполитическом вопросе взаимоотношений с соседями единолично решает развязать военный конфликт советом старейшин и батыров. Подобные собрания авторитетнейших личностей могли существенно ограничивать власть хана.

— Расскажите о своих творческих планах.

— Хочу снять десятисерийный фильм о последнем казахском хане Кенесары. И дело не только в воздаянии почестей гениальной личности последнего правителя Великой степи. Акцент хочу сделать не столько на нем, сколько на воссоздании геополитической ситуации того времени.

— Как вы думаете, история Казахстана достаточно хорошо изучена?

— Нет. Потому что на это есть две причины. Первая: материально-техническая база, наши технологии, применяемые при раскопках и другой исследовательской работе, морально устарели. Вторая: в нашей стране очень много чиновников от науки и очень мало истинных ученых, которые в своей карьере не чураются «черной», кропотливой исследовательской работы.

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть