Молва о хане и батыре

31 Августа 2016 / 874 / ()
Молва о хане и батыре

Тема возвращения головы последнего казахского хана Кенесары стала одной из самых обсуждаемых в уходящем месяце. Хотя этой истории уже очень много лет, но до сих пор она вызывает горячие споры. На недавней встрече с российским коллегой Премьер-министр Казахстана вновь поднял вопрос о возвращении останков Кенесары хана, а также Кейки батыра для захоронения на родине.

ХАН КЕНЕ - БЕЗУСПЕШНЫЕ ПОИСКИ

По учебникам истории мы знаем, что у прямого внука Абылай хана, последнего казахского хана Кенесары была яркая и трагическая судьба. На протяжении многих лет он, продолжив дело погибших отца и братьев, боролся за свободу народа и отстаивал казахские земли, возглавив восстание против царского самодержавия в середине XIX века. Кенесары Касымова убили в 1847 году, и, как утверждают историки, после гибели его голова была отрублена и доставлена в Омск в качестве трофея. Многие годы бытовало мнение, будто голова Кенесары хранится в Кунсткамере, казахстанские общественные деятели не раз обращались с просьбой вернуть ее, дабы захоронить на родине. Последнее сообщение со ссылкой на заместителя директора Российского музея антропологии и этнографии его опровергло: официально заявлено, что в Кунсткамере нет останков хана. Так что местонахождение головы Кенесары до сих пор неизвестно.

Тем временем в социальных сетях появились комментарии, полагающие, что «нет головы Кенесары и не было никогда… В то время не было такой традиции… Это один большой миф».

Мы попросили прокомментировать эти мнения историка, профессора КазГЮУ Лепуду МУКАТАЕВУ. Она является ученицей академика Манаша КОЗЫБАЕВА, который в свое время занимался изучением волнующей не одно поколение темы.

- Корифей отечественной истории академик Манаш Кабашевич Козыбаев неоднократно посылал запросы в музейные хранилища Москвы, Санкт-Петербурга, Омска по раскрытию обстоятельств гибели последнего казахского хана. Потому что тогда, в первые годы независимости страны, важно было знать исторически достоверную информацию и, проанализировав, открыть общественности известные документы, заодно, возможно, найти останки обез­главленного хана и его череп, - вспоминает Лепуда Каримовна. - Параллельно с этим проводились археологические раскопки в Киргизии, разумеется, они велись не вслепую. В экспедицию 1995 года под руководством Манаша Кабашевича вошли ученые-историки и правнучка Кенесары - Нафиса Кенесарина.

Раскопки не увенчались успехом. По окончании экспедиции Манаш Кабашевич просил всех коллег, учеников, кого консультировал, при работе в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Оренбурга обращать внимание на документы, связанные с событиями национально-освободительного восстания 1837-1847 годов, в том числе и на косвенные документы, которые бы прояснили эту проблему.

- Изучая в Омском государственном архиве документы, связанные с деятельностью казачьего генерал-лейтенанта Катанаева, - продолжает Лепуда Каримовна, - в одном из документов обнаружила запись: «…А голова разбойника Кенесары была привезена в Омск». Стояла дата - октябрь 1887 года. И личная подпись войскового старшины Катанаева. Это документ из личного архива, в достоверности которого сомневаться трудно - казачий офицер отличался своей пунктуальностью и прилежанием в ведении бумаг. Отсюда следовало, что череп хана до октября 1887 года оставался в Омске.

- О находке я сразу доложила учителю и получила рекомендацию искать подтверждение версии в документах другого характера. К сожалению, в предоставлении документов мне тогда было отказано, потому что целью приезда было исследование другой темы. А напомнила эту историю полемика, которая развернулась вокруг ситуации, многие договорились до того, что она - большой миф, - подытожила историк.

Так что в этой истории ученым еще предстоит разобраться.

КЕЙКИ БАТЫР - ГЕРОЙ, О КОТОРОМ МОЛЧАЛИ

п45ыв5пы.PNG

Если о хане Кене все знают со школьной скамьи, то о Кейки батыре долгое время не говорили.

Этим летом многие астанчане впервые открыли для себя это имя в ходе фестиваля «Сахнадан сәлем!». Шымкентский театр привез постановку о героическом батыре по пьесе известного драматурга Серика ТУРГЫМБЕКОВА. Он увековечен также в романе Нурмакова «Құланның ажалы» и пьесе Мусрепова «Амангелді».

Кейки батыр родился в Торгае, он участник восстания 1916 года. Настоящее его имя Нурмагамбет Кокембайулы. Революцию Кейки батыр не признал и к советской власти относился настороженно. Но поскольку слыл человеком храбрым и умным, не стеснялся высказывать своего мнения. Поэтому власти невзлюбили его. После гибели легендарного Амангельды Иманова Кейки батыр был вынужден уйти в Улытау и Кызылкумы. 22 апреля 1923 года он был убит и обезглавлен.

И опять же, благодаря усилиям ученого-историка Манаша Козыбаева стало известно, что в 1926 году в связи с переездом столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-орду череп Кейки батыра был передан в Кунсткамеру Ленинграда (Санкт-Петербурга). Подтверждением этому стал официальный ответ на запрос М. Козыбаева и посольства Республики Казахстан в Москве в январе 1985 года из Министерства иностранных дел Российской Федерации.

По последним сообщениям, Кунсткамера готова вернуть череп Кейки батыра в Казахстан, об этом проинформировало «Радио «Балтика» со ссылкой на заместителя директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. Он сообщает, что передать экспонат из музейного федерального списка можно согласно федеральному закону или указу Президента России. В музее подтвердили, что череп Кейки батыра действительно есть в Кунсткамере, он хранится в фондах и никогда не выставлялся.

В честь 125-летия со дня рождения батыра в Аркалыке ему установлен бюст. Но земляков батыра огорчает, что его останки до сих пор не преданы, как полагается, земле.

Шолпан Акбалаева

Шолпан Акбалаева

comments powered by HyperComments