НовостиОбщество

Звонок на перемены

В столице Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил на пленарном заседании августовской конференции педагогов страны, где предложил свои пути решения актуальных проблем отечественной системы образования и науки.

Уделив внимание происходящим переменам в сфере образования в последние годы, Президент отметил, что порой в спешке это происходит «крайне бюрократично и однобоко», и привел в пример проведенную в 2018 году сертификацию, в результате которой 35 процентов педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень.

— Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. При негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку оценки влияют на рейтинг школы, — отметил Касым-Жомарт Токаев.
Не менее актуальными Глава государства считает вопросы обеспечения высокого качества образования в вузах и востребованности выпускников, без этого «последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия».

— В погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации, — уверен он. В связи с этим Президент страны поручил Правительству детально изучить воп­рос стоимости государственных грантов, а Министерству образования и нау­ки — пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам.
Отдельные поручения Касым-Жомарт Токаев дал по вопросам обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания, напомнив о вопиющих случаях избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях, проблеме суицидов в детской и подростковой среде.

Определяя дальнейшую стратегию развития среднего образования, Президент поручил Правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года, а также комплексно подойти к развитию организации ТиПО и решению проблем трехсменных школ.

 

Отметив, что государство и дальше будет продолжать строительство и модернизацию школ, учитывая демографические тенденции,

Президент обратился к МОН РК с предложением пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному. Акимам регионов предложено четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ.
Коснувшись вопроса перехода на трехъязычие, Касым-Жомарт Токаев отметил, что оно будет происходить по мере готовности преподавателей и учебных программ:

— Я считаю, что будет уместно и эффективно начинать изучение английского языка со 2-3 класса или по желанию родителей, с 5 класса.

Отдельно Глава государства предложил предусмотреть нормы по сокращению нагрузки на педагогов, установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. А также высказал свое мнение по широко декларируемому сегодня повышению зарплат учителям.

— Несмотря на повышение зарплат учителям, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по экономике, — сказал Глава государства.

В связи с этим Президент страны поручил Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в 2 раза в течение четырех лет.

Статьи по Теме

Back to top button