КультураНовости

Звучит домбра — поет душа!

Верная спутница казахского народа — домбра — на протяжении многих столетий бережно хранит память о славной истории нашей страны. Музыкальный инструмент, любимый многими поколениями казахстанцев, сегодня стал символом почитания национального искусства. Накануне Дня домбры мы побеседовали с известными музыкантами и музыковедами об этом уникальном древнем инструменте.

Домбра стала тем музыкальным инструментом, который делил радость и горе с казахским народом на протяжении всей истории. Ни одно событие не обходилось без нее. Домбра была в каждой юрте как необходимый и обязательный предмет.

В казахском народе даже есть поговорка: «Настоящий казах — это не сам казах, настоящий казах — домбра».
Да и в наше время этот музыкальный инструмент широко применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, часто используется современными исполнителями. По словам специалистов, в умелых руках акынов звучание домбры способно передать все оттенки звуков природы и состояний человека.

О кюяхи кюйши

На домбре можно исполнять произведения любого жанра, однако главным является кюй — небольшая инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой.

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Кюи бывают народными и авторскими. По словам музыковедов, кюи токпе и шертпе — это основные традиции домбрового искусства. Центром развития домбрового кюя токпе считается территория Западного Казахстана, центром развития домбровых кюев шертпе — Восточный, Южный и Центральный Казахстан. Их отличают тематика и форма исполнения.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек и другие.
С именем Курмангазы связаны выдающиеся достижения традиционной инструментальной музыки Западного Казахстана.
Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена — всех не перечислить.

— Кюи токпе отражают яркие драматические события, характеризуют волевые, сильные образы. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания. Для казахов кюй — больше, чем произведение, это звучащая страница истории народа, его обычаев и культуры. Поэтому так высоко ценились исполнители кюев — кюйши, — говорит музыковед, ведущий редактор департамента литературно-музыкальной работы театра «Астана Опера» Тулеген НАЗАРБЕКОВ.

Легендао домбре

С домброй в казахском фольклоре связано немало красивых легенд. Одна из них, именуемая «Аксак кулан» (Хромой кулан), повествует о жестоком правителе Жошы хане. Охотясь на куланов, старший сын Чингисхана Жошы погиб. Однако о его смерти доложить хану никто не решался, ведь «черному» гонцу он обещал залить в горло свинец. Советник Жошы хана и отец известного степного жырау Кетбуги Домбауыл пришел к хану и сыграл на своей домбре такую печальную мелодию (кюй), что, прослушав ее, хан понял, какую страшную весть принесла она. Разгневанный Чингисхан, следуя своему слову, велел казнить домбру: от горячего свинца все струны, кроме двух, на домбре лопнули. С тех пор маленькое отверстие в основании домбры напоминает об этом.

Древний инструмент кочевников

По словам исследователей, домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Качество инструмента зависело от уровня мастерства изготавливавшего ее мастера и материала — ели, чинары, клена, липы. Народные мастера постоянно стремятся расширить, скорее, ее звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Изготовление домбры считается уникальным видом ремесленного творчества, секреты и умения традиционно передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. В наши дни изготовление национальных музыкальных инструментов обрело второе дыхание.
Сегодня у древнего музыкального инструмента уже есть своя армия поклонников. Дети и подростки учатся игре на домбре в музыкальных школах, колледжах и дома в кругу семьи. Кроме того, домбра становится популярной не только среди казахов.

— Домбра — это бесценная реликвия, талисман казахского народа. Обучение игре на домбре, знание этого инструмента развивают любовь и уважение к истории национального казахского искусства. Для многих казахстанцев этот священный инструмент стал родным, — сказала преподаватель музыкальной школы Кымбат ИБРАЕВА.

— Мы счастливы, что такой праздник появился в Казахстане. Почитание традиционного национального инструмента важно для общества. Сегодня домбровая музыка вызывает большой интерес, создаются ансамбли, оркестры. Игра на инструменте становится востребованной. Можно сказать, что даже на генетическом уровне в нас заложена любовь к этому инструменту.

Широкому и массовому распространению домбры послужили ее многофункциональные особенности — она компактна и легка. В то же время сколько глубокой музыки в образном содержании можно исполнить на этом удивительном инструменте, — рассказала музыковед, директор департамента литературно-музыкальной работы и руководитель Камерного зала «Астана Опера» Маржан ЖАКЕНОВА.

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть