История

100 рассказов о Независимости

Накануне 30-летия Независимости Казахстана ИА Kazinform подготовило книгу «100 рассказов о Независимости».  Это альманах уникальных историй, напрямую или косвенно связанных с достижениями казахстанской Независимости за последние три десятилетия, начиная с 1991 года и до наших дней. Рассказы написаны на основе эксклюзивных интервью с выдающимися политиками, экономистами Казахстана, а также деятелями науки, культуры и спорта. Особое место в рассказах занимает личность Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Глобальная консолидация: I Всемирный курултай казахов

Сайран КАДЫРУЛЫ, государственный деятель Монголии, дипломат

В конце июня 1990 года я вернулся из Каира, а в июле был избран депутатом Великого Хурала Монголии. Осенью того же года основали монгольское мусульманское общество. В 1991 году от имени этой организации я впервые повез 25 казахских детей на обучение в Стамбул. Там услышал, что состоится встреча с представителями казахской диаспоры, и для этого в Стамбул приезжает делегация Казахстана во главе с Нурсултаном Назарбаевым, который тогда стал Президентом Казахской ССР.

В обозначенный день в аэропорт Ататюрка съехались тысячи казахов. В составе делегации Казахстана было около ста человек, в том числе Сыздык Абишев, Еркегали Рахмадиев, Калдарбек Найманбаев, Шерхан аға Муртаза, Уакап Кыдырханов, Алтынбек Коразбаев, Мaрс Уркимбаев, Берлин Иришев и другие.
После того как завершились приветствия, я представился Ереке (Рахмадиеву) и попросил устроить встречу с Президентом. Ереке — человек открытый, сразу же переговорил с одним из помощников Президента (если не ошибаюсь, это был Имангали Тасмагамбетов) и сказал, что завтра вечером в гостинице «Мармара Этап» состоится встреча с казахами и появится возможность для разговора.

В своем выступлении я, обращаясь к Нурсултану Абишевичу, вкратце изложил свои пожелания по нескольким вопросам. Они касались того, насколько теперь во внутренней и внешней политике казахского народа будут учтены судьбы казахской диаспоры, живущей по всему миру; не настала ли пора созвать курултай казахов и создать организацию, которая зай-мется объединением казахов.

Я завершил свое выступление словами: «Уважаемый Президент, вы приглашаете советников, помощников из-за рубежа. Есть уважаемый Далeлхaн Жaнaлтaй, которого называют живой энциклопедией демократического парламента, который 50 лет был депутатом в парламенте Тайваня, есть профессора-казахи, преподающие в университетах Пекина и Улан-Батора, есть предприниматели, делающие бизнес в Европе. Уверен, каждый из этих людей способен внести вклад в развитие независимого Казахстана».
Когда я сказал о Далелхане аға, Нурсултан Абишевич посмотрел на меня и сказал: «А где этот человек? Пришлите его ко мне». Я сообщил, что он находится в Тайване, принимает участие в собрании. Краем глаза я заметил, что Калдарбек Найманбаев, сидевший в задних рядах, написал что-то на бумаге и передал Президенту.

Затем выступили еще несколько человек, после них на трибуну поднялся Нурсултан Назарбаев. Он заявил, что Союз писателей Казахстана собирается провести Всемирный курултай казахов в Алматы в марте следующего года. Сидевшие горячо аплодировали этому. В тот же день с Калдарбеком Найманбаевым мы обговорили вопрос о создании оргкомитета курултая и договорились встретиться в середине ноября в Алматы для дальнейшей совместной работы. Но встреча в ноябре не состоялась, перенесли на весну, а вскоре рухнул СССP.

Откровенно говоря, мы все радовались и были уверены, что близится день, когда Казахстан заявит о независимости. О созыве курултая я услышал в 1992 году в Стамбуле и немедленно прилетел в Алматы без официального приглашения. Если память мне не изменяет, открывая курултай, президент Академии наук сообщил о создании Всемирной ассоциации казахов, председателем которой был избран Нурсултан Нaзaрбаев, заместителем — Калдарбек Найманбаев. Также были избраны еще пять членов правления, среди которых оказался и Далeлхaн Жaнaлтaй.

Позже я услышал, что Уакап Кыдырханов и Шерхан Муртаза в своих путевых записках о поездке в Стамбул написали обо мне как о человеке, впервые предложившем созвать курултай, за что я им безмерно благодарен.

Но еще более благодарен Нурсултану Назарбаеву, который всегда поддерживает все идеи и предложения, усиливающие консолидацию казахов по всему миру.

Искусство переговоров: от Тенгиза до Smart City

Канат САУДАБАЕВ, государственный деятель, дипломат

— За время своей внешнеполитической деятельности Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев выработал огромное количество вариантов, возможностей, предложений, альтернатив, согласий и отказов, которые позволяли добиться выгодных для нашей страны результатов на международной арене.

К примеру, у президентов Казахстана и России Нурсултана Назарбаева и Бориса Ельцина были замечательные отношения, которые прошли испытания многими жесткими дискуссиями и эпохальными для обеих стран решениями. Одним из таких принципиальных вопросов в начале 1990-х годов была принадлежность одного из крупнейших в Каспийском регионе нефтегазовых месторождений Тенгиз. В первое время некоторые представители российской элиты активно советовали Ельцину «забрать Тенгиз» на правах преемника Советского Союза и периодически выносили этот вопрос на обсуждение, в том числе на самом высоком уровне. Кое-кто прямо говорил тогда: «Отдайте Тенгиз нам». Все споры закончились после того, как Нурсултан Абишевич открыто и довольно жестко ответил: «Если вы претендуете на Тенгиз, то тогда должны отдать нам Оренбург, там тоже есть месторождения». Только после этого Борис Николаевич окончательно снял вопрос Тенгиза с повестки двустороннего диалога.

На Западе Нурсултана Назарбаева также считали одним из самых ярких политиков постсоветского пространства, на него обращали внимание многие зарубежные лидеры, активно интересовались его досье. Не случайно Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, известная всем как «железная леди», говорила: «Нурсултан Назарбаев — это восходящая звезда мировой политики, за ним надо смотреть». Спустя несколько лет Тэтчер дополнила свое мнение: «Отцы — основатели государств практически всегда оказываются неординарными личностями, и Нурсултан Назарбаев в полной мере относится к этой категории. Президент Назарбаев использовал сочетание дерзости и осторожности с тем, чтобы привести Казахстан туда, где он находится сегодня». Не без подачи Тэтчер у Нурсултана Абишевича сразу сложились хорошие отношения с 41-м Президентом США Джорджем Бушем-старшим.

Я помню, в Англии Елбасы встречался с местной экономической элитой. Тема диалога была непростой — британские компании затягивали свое участие в освоении Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Нурсултан Абишевич завершил выступление такими словами: «Вам нефть нужна завтра, а нам она нужна уже сегодня. Или вы приступаете к работе, или мы найдем других партнеров». Так с «акулами» мирового бизнеса может говорить только сильный лидер.

Еще одна удивительная черта Нурсултана Абишевича Назарбаева — постоянное стремление совершенствоваться и изучать международный опыт. Я вспоминаю его визит в Южную Корею. График встреч был очень насыщенным, по его завершении мы все, дипломатический корпус и сопровождающая делегация, очень устали. Откровенно говоря, утром мы с нетерпением ожидали, что поедем в аэропорт и вернемся домой. Но Нурсултан Абишевич неожиданно сказал: «Давайте все поедем и посмотрим, как здесь реализуют проект «умный город». По дороге, когда мы ехали на скоростном поезде в местный Smart City, я обратился к Нурсултану Абишевичу: «Вы еще в прошлом году видели, как работает «умный город» в Японии. В Корее проект практически идентичен. Зачем вам это?» Он ответил: «Я это видел и знаю, но теперь это должны видеть и знать наши молодые министры, бизнесмены, менеджеры». В этом плане Елбасы, конечно, настоящий уникум, который постоянно работает над собой, много занимается саморазвитием. Стремление каждый день познавать что-то новое — это такое редкое качество Нурсултана Абишевича, которому можно только позавидовать.

СВМДА и ШОС: два процесса для единой цели

Болат НУРГАЛИЕВ, дипломат, Генеральный секретарь ШОС в 2007-2009 годах

— 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Абишевич Назарбаев — лидер только что обретшего независимость Казахстана — выступил с концептуальным изложением идеи создания системы азиатской безопасности. Уже тогда Елбасы обозначил ключевые контуры Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Конечно, это было достаточно смелое, амбициозное выступление. Подобная инициатива витала в воздухе многие годы, однако при существовании Советского Союза, в геополитической реальности «холодной войны», она была бы негативно воспринята во многих других странах, в первую очередь в Китае и США. Однако с обретением независимости наша страна воспринималась по-новому и имела возможность самостоятельно продвигать идею созыва СВМДА — это был хорошо продуманный, выверенный шаг Елбасы.

Излагая аргументы в пользу создания СВМДА, Нурсултан Абишевич отметил, что настал переломный момент в международной истории и необходимо весь мировой опыт сотрудничества государств в сфере безопасности перенести на азиатский континент. В этом должны быть заинтересованы все государства, это жизненная необходимость для нашего общего благополучного развития. Первый Президент подчеркнул, что все слишком часто указывают на цивилизационные различия между азиатскими странами и одновременно приводят в пример успешный опыт ОБСЕ. Согласно древней восточной мудрости «Путь в тысячу миль начинается с первого шага», не нужно бояться противоречий. Лучше для начала сосредоточить усилия на одном политическом измерении — обеспечении всеобщей безопасности. Далее этот механизм взаимодействия можно будет использовать в экономике, культуре, решении экологических вопросов.
Нурсултан Назарбаев разложил план формирования СВМДА на несколько этапов и поделился своим видением развития этой платформы. Было бы ошибочно считать, что предложения Елбасы весь мир однозначно принял на «ура» — было много скептиков, в том числе в руководящих кругах ключевых государств мира. Поэтому по поручению Первого Президента казахстанская дипломатия начала активно и настойчиво заниматься продвижением и разъяснением положительных сторон этой инициативы.
Эта работа привела к тому, что уже осенью 1993 года в Алматы состоялось первое рабочее совещание по этому вопросу с участием представителей многих государств. Организовать такую встречу в тот момент было непросто — в городе не было соответствующей инфраструктуры, возникали проблемы с транспортом и питанием для иностранных делегаций. Принимали гостей в санатории «Алатау», но спокойная атмосфера горной местности не могла, конечно же, автоматически усмирить многие страны, которые в общем-то находились во враждебных отношениях. Стоит добавить, что само понятие «безопасность в Азии» рассматривалось Казахстаном шире границ континента, поэтому на встречу были также приглашены делегации Израиля, Палестины, Египта.

Когда пошел процесс институциализации СВМДА и мы в 1999 году подошли к этапу проведения совещания на уровне министерств иностранных дел, некоторые наши партнеры стали высказывать опасения касательно возможного дублирования функций ШОС и СВМДА. В частности, такое мнение высказывали представители Китая. И тогда мы объясняли, что речь идет о двух разных процессах. Шанхайская организация сотрудничества формируется для укрепления всесторонних отношений между сопредельными странами — Казахстаном, Россией, КНР, Кыргызстаном, Таджикистаном и чуть позже Узбекистаном. СВМДА, в свою очередь, концентрируется на вопросах азиатской безопасности, поэтому состав участников здесь достаточно обширный. То есть мы видим два параллельных процесса, которые друг другу не противоречат, а, наоборот, в известной мере дополняют.

В итоге поручения Елбасы и его долгосрочный план по формированию СВМДА были выполнены. Сейчас это уже состоявшаяся структура, которая включает в себя 27 государств — участников и 8 наблюдателей, включая Японию и США. В совещании также задействованы такие международные организации, как ООН, ОБСЕ, Лига арабских наций, ТюркПА и другие.

Все это говорит о том, что в настоящее время СВМДА готово к трансформации в Организацию по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Статьи по Теме

Back to top button