История

100 рассказов о Независимости

Накануне 30-летия Независимости Казахстана ИА Kazinform подготовило книгу «100 рассказов о Независимости». Это альманах уникальных историй, напрямую или косвенно связанных с достижениями
казахстанской Независимости за последние три десятилетия, начиная с 1991 года и до наших дней. Рассказы написаны на основе эксклюзивных интервью с выдающимися политиками, экономистами Казахстана, а также деятелями науки, культуры и спорта. Особое место в рассказах занимает личность Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Самый важный день в истории: от тревоги до ликования

Сара МУСТАФИНА, журналист:

– 16 декабря 1991 года Казахстан обрел независимость. На карте мира появилось новое государство. Мы с главным выпускающим редактором Тамарой Толикиной вычитали это историческое сообщение и срочно отправили во все СМИ республики с волнением и еще непонятным ощущением от всего происходящего. Часа через три пришло заявление от Правительства Турции, которое первым признало суверенитет Казахстана. И новость под грифом «Как сообщает КазТАГ» быстро распространилась по всему миру. Затем многие страны выступили с подобными официальными заявлениями.

Тогда в обществе царили и воодушевление и растерянность одновременно. Представители интеллигенции ликовали, ведь наконец-то сбылась вековая мечта казахского народа о своей независимости. Кто-то с трудом воспринял, жалея о распаде СССР. Люди часто ссылались на могущество некогда мировой державы, не понимали, каких перемен ждать в самостоятельном Казахстане. Особенно встревожены были представители старшего поколения и некоренных нацио-нальностей. Многие из них сразу стали подумывать о переезде на свою историческую родину. И, действительно, в начале 1990-х годов республику покинуло немало немцев, греков, русских и т.д. Впрочем, многие остались и вместе со всеми продолжили строить независимый Казахстан.

На моих глазах происходили новые процессы в молодом государстве – создание своей системы государственного управления, новых структур и ведомств, назначения первых руководителей, разработка герба, флага и гимна, установление дипломатических отношений с другими странами, выпуск тенге… Обо всем этом мы, журналисты, писали, рассказывали людям.

Прошло 30 лет. Сегодня Казахстан признан полноправным и активным членом мирового сообщества с уникальной моделью внутренней стабильности и развития. Мы выступаем медиаторами международных конфликтов, собираем на своей земле глобальные и региональные форумы, стали лидером антиядерного движения.

Поездки в составе официальных делегаций и в ходе пресс-туров по странам ближнего и дальнего зарубежья позволили мне воочию наблюдать, как формировалась наша внешняя политика. Конечно, особое место занимали поездки с Первым Президентом. Считаю, что во многом благодаря его прирожденному таланту дипломата независимый Казахстан выстроил крепкие партнерские отношения со многими государствами и наладил эффективное взаимодействие с ведущими международными организациями.

Оглядываясь назад, всегда поражаюсь, как новое, совсем молодое государство сумело не только выстоять, но и отстоять свои позиции, сколько сил было затрачено его руководством, чтобы убедить народ: независимость – не на время, а навсегда. Действительно, сейчас это наша главная и сакральная ценность. Задача новых поколений казахстанцев – сохранить, укрепить и приумножить все достижения независимости.

Сначала экономика, потом политика: преодоление трудностей

Амерхан РАХИМЖАНОВ, государственный и общественный деятель, директор Библиотеки
Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, доктор политических наук:

– 1 декабря 1991 года состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Тогда 98,8% избирателей проголосовали за Нурсултана Абишевича Назарбаева, и он всенародно был избран лидером нашей страны. В считанные дни разработали законодательные акты, а уже 16 декабря был подписан Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» – впервые за несколько веков на карте мира появилось наше независимое государство со своей территорией, границами, избранным лидером, государственными символами. Это и есть независимость, которая и по сей день играет первостепенное, главное значение в жизни каждого гражданина нашей страны.

Среди 15 республик Советского Союза Казахстан был сырьевой республикой, заводов и фабрик было очень мало. В некоторых республиках были крупные промышленные объекты, в других – необходимое для них сырье. С распадом СССР Казахстану было очень сложно поднимать экономику. Тогда Елбасы провозгласил свой принцип «Сначала экономика, потом политика» и стал действовать согласно этой концептуальной идее. Мы видели, как он ездил по районам, областям, встречался с людьми, были проблемы со светом, с отоплением, из окон квартир торчали трубы, были сложности с выдачей заработной платы. Глава государства старался лично решать каждый сложный вопрос, никогда не оставлял людей без внимания. К счастью, и люди наши оказались очень мужественными, терпеливыми и неунывающими.

К слову, с характерными для 1990-х годов проблемами столк-нулся и я в начале независимости. В 1992 году я был назначен директором средней школы имени Абая Урджарского района тогда Семипалатинской, ныне Восточно-Казахстанской области. У нас были сложности с отоплением, не хватало денег на ремонт, но все равно мы искали выход, находили деньги и специалистов, сами ремонтировали котлы.

Государство, в свою очередь, помогало углем – наша задача была сэкономить топливо и одновременно спас-ти школу от заморозки.

Однажды в райцентре остановился водопровод. Из-за нехватки воды котельная не могла работать, в это время были сильные морозы, на первом этаже в начальных классах, спортивном зале и некоторых других кабинетах батареи замерзли. Их нужно было срочно размораживать. В то время мужчин в школе было немало. Каждый из дома по моей просьбе принес кто паяльную лампу, кто бензин, и мы отогревали батареи. В один момент загорелась паяльная лампа, я попросил всех разбежаться. На мне было пальто с маленьким каракулевым воротником, мне пришлось этим пальто накрыть пылающую лампу, потому что рядом было около 15 штук 20-литровых канистр с бензином. Если бы был взрыв, то могла взорваться вся школа. Но мы, к счастью, вовремя потушили пламя.

В 1994-1996 годы я с семьей переехал в город Семей, тогда еще Семипалатинск, и это тоже был очень сложный период. Некоторое время я был директором областного Института усовершенствования учителей, потом был назначен начальником управления образования города Семипалатинска. Тогда в городе было около 50 средних школ, детских садов, много внешкольных организаций образования. В то же время не хватало угля, по ночам дежурили, потому что ночью отключали свет.

Но самое сложное заключалось в том, что учителя по несколько месяцев не могли получить зарплату. С заместителем акима области Уалиевым мы вдвоем ездили по школам, встречались с учителями. Естественно, мы ездили не с пустыми руками. У нас была программа, что вопрос задолженности по зарплате Правительство страны и руководство области решат и учителя получат деньги в ближайшее время. Мы авторитетно говорили об этом учителям. Я до сих пор благодарен всем педагогическим коллективам за то, что они нас тогда поддержали. После нашей встречи педагоги вышли на работу. Люди понимали, что страна только обрела независимость, рыночная экономика только формировалась, нужно было поддержать друг друга. Учительство города поддержало руководство области и, тем самым, руководство страны. Мы вместе пережили эти сложные годы, зато потом ушли далеко вперед. На сегодняшний день Казахстан – один из лидеров среди государств СНГ по экономическому развитию, развитию системы образования, системы здравоохранения и так далее. Просто не верится, что начинали мы с замороженных труб и отсутствия средств на элементарные нужды.

Я часто рассказываю эти истории для того, чтобы наши новые поколения себе ясно представляли, в каком огромном кризисе находилась страна после распада СССР и каким великим трудом Первый Президент нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев привел нас к нынешним реалиям, в прямом смысле спас государство и нацию от неминуемой катастрофы.

Максимальная эффективность казахстанской полиции

Умурзак БОЛСАМБЕКОВ, председатель Совета ветеранов органов внутренних дел
и Национальной гвардии РК, генерал-майор милиции:

– На заре независимости в Казахстане регистрировалось свыше двухсот тысяч преступ-лений в год, причем многие из них носили откровенно дерзкий характер. Расширялись сферы влияния организованных преступных групп, многие из которых приобрели транснациональный характер. Все это грозило серьезной дестабилизацией обстановки в государстве.

При этом стало очевидным – систему правопорядка, доставшуюся в наследство от СССР, нужно срочно реформировать. И благодаря поддержке Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева эта работа началась незамедлительно и максимально эффективно. В результате органам внутренних дел удалось не допустить осложнения криминогенной обстановки, приступить к созданию современной по тем меркам полицейской структуры. Полиция начала постепенно освобождаться от несвойственных ей функций. Полномочия по обеспечению пожарной безопасности, формированию уголовно-правовой статистики, производству криминалистических экспертиз, борьбе с экономическими прес-туплениями были переданы в ведение других государственных органов.

Происходили и происходят в настоящее время и другие перемены в структуре органов правопорядка. К примеру, медицинские вытрезвители переданы в ведение органов здравоохранения, а центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – в систему образования. Функция проведения технического осмотра транспортных средств передана в конкурентную среду, а контроль за ее проведением возложен на Комитет транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Серьезные коррективы в работу пришлось вносить в связи с закреплением за МВД практически всех полномочий в миграционной сфере. Для этого был создан Комитет миграционной службы, которому переданы также функции документирования и регистрации населения, ранее находившиеся в ведении органов юстиции. В 2013 году к нам «вернулась» уголовно-исполнительная система, находившаяся в структуре органов юстиции.

С начала 2019 года по поручению Елбасы МВД приступило к модернизации органов внутренних дел. Целью этих поручений является создание современной, технологичной, пользующейся доверием населения системы органов внутренних дел.

В полиции упразднены 106 излишних управленческих звеньев и 1483 руководящие должности. На 11% сокращена численность МВД. В рамках внедрения принципа «Полиция в шаговой доступности» в криминогенных участках населенных пунктов устанавливаются модульные посты. В конкурентную среду передан ряд охраняемых объектов госорганов и юридических лиц. Указом Главы государства все функции и подразделения в сфере гражданской защиты переданы во вновь образованное Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Особую значимость для нас представляют вопросы общественного контроля за соблюдением прав человека. Каждый факт нарушения конституционных прав граждан считается чрезвычайным происшествием, регистрируется в Едином реестре досудебных расследований с проведением служебных проверок. Все это стало возможным благодаря реформам, запущенным Первым Президентом.

Я помню всю историю становления и развития казахстанской полиции и могу сказать, что на протяжении всех этих лет улучшение охраны общественного порядка происходило при непосредственном учас-тии и воле Лидера нации. Это человек мирового масштаба. Нашего Елбасы я знаю еще с 1980-х годов, когда он возглавлял Совет министров Казахской ССР. Он всегда активно участвовал в наших совещаниях и коллегиях, принимал важные и долгосрочные решения. Позже его Указом мне и Темирхану Дуабекову были присуждены звания генерал-майора милиции.

Нурсултан Назарбаев – очень дальновидный и при этом заботливый лидер. Еще до переезда столицы в Акмолу Нурсултан Абишевич часто собирал нас и проводил собрания в здании городского акимата. Главой Акмолы тогда был Аманжол Булекпаев. И Президент прямо ему говорил: «Аманжол, езжай за границу. Посмотри, как там выглядят улицы, благоустройство городов. Привози идеи и внедряй их в городе». То есть Лидер нации уделял большое внимание и заботу Акмоле еще до того, как было принято историческое решение о переносе столицы. Он всегда ставил задачу, чтобы наш город был безопасным и комфортным для его жителей.

Похожие статьи

Закрыть