Новости

Помирить врача и пациента

Принцип Гиппократа «Не навреди», как обязательство перед пациентом, принцип Парацельса «Делай добро», согласно которому лечебный процесс выстраивается на основе эмоционального и духовного контакта врача с пациентом, зачастую разбивается о различные конфликтные ситуации. О том, как разрешить конфликт, не доводя дело до суда, говорили на круглом столе, организованном НАО «Медицинский университет «Астана».

Поговорить на тему круглого стола «Проблемы и перспективы применения медиации при разрешении споров между медицинскими организациями и пациентами» собрался представительный кворум из медицинского и судейского сообщества, общественных организаций, медиаторов, юристов-практиков, научно-педагогических работников медицинских, юридических вузов и всех тех, кто заинтересован в этом вопросе.

По словам ректора НАО «Медицинский университет «Астана» Дайнюса ПАВАЛЬКИСА, актуальность темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время, особенно в условиях пандемии, важное значение имеет формирование новых подходов во взаимодействии пациентов и лечебного учреждения и разрешение споров, которые возникают в сфере оказания медицинских услуг.

— Мы должны четко понимать, что сфера медуслуг стала зоной повышенной конфликтности. Более простым и доступным способом защиты прав пациентов является медиация, посредством которой решаются и затянувшиеся конфликты, — уверен ректор. — Сегодня медицинское сообщество осознает необходимость владения медико-правовыми знаниями.

В этом году в стенах медуниверситета создана кафедра медицинского права и этики. Основной целью является осуществление правовой основы, предоставление будущим врачам и другим работникам специального нужного объема правовых знаний. В настоящее время с целью медицинских споров при кафедре создается центр примирения, где помогут разрешить не только медицинские споры, но и повысить навыки разрешения конфликтов сотрудников.

МЕДИАЦИЯ В ЗАКОНЕ

О том, что сегодня институты медиации внедрены на всех стадиях судебного производства как при разрешения гражданских, так и уголовных дел, напомнила в своем выступлении депутат Сената Парламента РК Ляззат СУЛЕЙМЕН. По ее словам, в Казахстане работает более 90 организаций медиации. Сейчас проводится работа по разработке новой нормативно- правовой базы, в связи с чем в Сенате создана рабочая группа.

— Группа работает по развитию института медиации и оказания квалифицированной юридической помощи гражданам. Комитетом по организационному законодательству судебной системы и правоохранительных органов предлагается внести изменения в земельный, о браке и семье, уголовно-процессуальный, гражданский кодексы, в кодекс об административном правонарушении и статусе судебных исполнителей. Изменения в закон о медиации вносятся в подавляющем большинстве. И сегодня мы бы хотели прописать законодательно правовой статус организации медиаторов для обеспечения прозрачности и эффективности их деятельности, — рассказывает депутат.

Как оказалось, сейчас нет полной базы определения функций медиаторов, ведения реестров, разработки условия членства в общественных организациях, установления и применения мер дисциплинарного воздействия и иное. Определение компетенции уполномоченного органа тоже весьма расплывчато.

— До сегодняшнего дня уполномоченным органом является Министерство информации и общественного развития, но его функции нигде не прописаны, — говорит Ляззат Сулеймен. — Между тем уполномоченному органу необходимо обеспечить реализацию государственной политики в сфере медиации, координацию деятельности медиаторов, разработку нормативных актов и прочее.

По мнению депутата Сената, увеличившееся в последнее время количество споров из-за медицинских услуг может быть объяснимо ростом гражданского самосознания и правовой грамотностью населения.

А КАК У НИХ?

В России Федеральный закон, закрепляющий медиацию, был принят десять лет назад, но практики его применения, свидетельствующей о восприятии института медиации, все еще нет. Медицинская сфера не стала приятным исключением, более того, в этой сфере медиативная практика находится в зачаточном состоянии. Об этом рассказал заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Олег ШЕРСТОБОЕВ. В своем выступлении на круглом столе он назвал причины, объясняющие такую ситуацию.

— Во-первых, несовершенство законодательства, во-вторых, сложность и специфика медицинских споров, ну и, в-третьих, малоизвестность медиативной процедуры среди населения, которое не готово рассмотреть в ней альтернативу судебному процессу, — говорит Олег Шерстобоев. — Медицинские споры являются довольно специфическими и сложными для разрешения даже в судах. Так, требует разрешения вопрос об их правовой природе. С одной стороны, медицинское учреждение предоставляет пациенту публичную услугу, направленную на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, опирающуюся на конституционное представление о социальном государстве. С другой — пациент выступает как потребитель, заключающий договор, на основании которого он получает желаемый результат. Здесь может возникнуть конкуренция между публичным и частным порядком разрешения споров. Можно предположить, что судья лучше сможет разобраться в хитросплетениях правового регулирования при разрешении медицинского спора. А как быть с медиатором, сможет ли он это сделать настолько грамотно, чтобы удовлетворить интересы сторон спора и исключить возможность обжалования уже его действий? Кроме того, разрешение медицинского спора может потребовать качественной, специфической экспертизы. Если судебная экспертиза хорошо известна нашему правопорядку, в том числе с точки зрения ее оплаты, выбора эксперта, доверия к эксперту, то экспертиза как стадия медиативной процедуры пока слабо воспроизводится в сознании сторон спора. Например, кто и почему будет таким экспертом, как экспертиза должна оплачиваться, можно ли ее обжаловать и прочее. Главное, медиация слабо воспринимается населением как способ урегулирования спора, достойный заменить суды. Например, стороны спора в суде хотят выиграть дело, но они не готовы обращаться к медиаторам, чтобы найти способ урегулировать спор к взаимной выгоде. Поэтому нужна тщательно продуманная пропаганда медиации среди населения, которое должно поверить в этот способ, и только в этом случае можно говорить о развитии медиации как альтернативы известным процедурам разрешения споров.

С КОНФЛИКТОМ — В ЦЕНТР ПРИМИРЕНИЯ

В июне 2019 года в столице открыт Центр примирения, куда с января 2020-го поступило порядка двух с половиной тысячи обращений по вопросам заключения медиативных соглашений, из которых 712 урегулированы до суда, об этом рассказала судья городского суда Гульжанат РАХМЕТОВА.

— Распоряжением суда города Нур-Султана с июля 2020 года запущен новый пилотный проект «Мир без конфликтов», реализуемый в районных судах столицы. Суть пилота в следующем. По возвращенным искам, по которым не урегулирован спор в досудебном порядке, копию искового заявления и определение суда (посредством электронной почты) судья-примиритель направляет в Центр примирения с разъяснением сторонам их права воспользоваться возможностью разрешить спор примирением без затрат и преимуществ примирительных процедур. Это касается споров, вытекающих из брачно-семейных, договорных, наследственных и других правоотношений, — рассказывает судья.

— Распространены случаи, когда медицинский работник, будучи хорошим специалистом, не владеет достаточными навыками разрешения конфликтов, не может предвидеть их, предотвратить и грамотно разрешить, — говорит заведующая кафедрой медицинского права и этики НАО «Медицинский университет Астана» Жанна ТЛЕМБАЕВА. — Поэтому сегодня особую актуальность приобрели вопросы, связанные с нарушениями информирования пациентов, что служит предпосылкой возникновения конфликтных ситуаций. С одной стороны, это связано с менталитетом пациента, привыкшим полагаться на профессионализм врача при получении медицинской помощи, с другой стороны,с низким уровнем правосознания и правовой культуры как всего населения, так и субъектов медицинских правоотношений. С целью изучения уровня информированности населения об урегулировании споров с помощью медиации необходимо приглашать медиаторов в медицинские организации для разъяснения его преимуществ для медицинских работников.

К достоинствам медиации она относит конкретные сроки рассмотрения спора, снижение материальных затрат и времени, возможность встречи с врачом, оказавшим медицинскую помощь, получение желаемого результата (извинение, признание врачебной ошибки, повторная операция, денежная компенсация).

— В медиации исключено негативное отношение сотрудников медицинской организации к пациенту, что последний добивается качественной медицинской помощи, а медицинская организация при этом избегает огласки конфликта и подрыва репутации специалистов. В медиации обеспечивается конфиденциальность конфликта, сохраняется репутация врача дается возможность объяснить пациенту ситуацию, сохранить с ним позитивный контакт. Иными словам, медиация позволяет не только разрешаться споры и конфликты, но и предупреждать их развитие. При этом возникают дополнительные возможности совершенствовать качество оказания медицинских услуг в целом, — уверена профессор

Осенью этого года впервые в стране создается Центр примирения на базе столичного Медицинского университета «Астана». Центр станет местом
для получения помощи в разрешении медицинских споров и конфликтов.

Профессиональный медиатор Жанара УСИПБЕКОВА рассказала о том, что планируется подписание Меморандума о сотрудничестве между Медицинским университетом «Астана» и Международным университетом медиации в области оказания медиативных услуг для разрешения споров в медицине.

— Работа Центра примирения будет тесно связана с судом города Нур-Султана по вопросам поступивших исковых заявлений по медицинским спорам. То есть граждане, обратившиеся в суд по разрешению медицинских споров, будут направлены в Центр примирения, — говорит она. — Отмечу, что центр будет располагаться в главном здании вуза, расположенном по адресу: улица Бейбітшілік, 49А, с отдельным входом. Здесь будут оказаны услуги медиаторов Международного института медиации на бесплатной основе для пациентов и организаций здравоохранения.

 

 

Статьи по Теме

Back to top button