Интервью

8 вопросов о религии

1. Какими должны быть верующие граждане светского государства?

— Светскость и духовность не противоречат друг другу, так как светскость — это форма управления государством, а духовность — это составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило — чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним.

2. В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных течений? Каковы принципы отделения правильного от неправильного?

— Понятия «традиционное» и «нетрадиционное» религиозное течение — это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной — исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным, если оно не имеет деструктивного содержания и влияния в своей идеологии и его последователи являются законопослушными гражданами нашей страны.

3. Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

— Очень важно понимать, что более значимы не признаки визуального характера, а то, что имеется в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений — это частое употребление таких понятий, как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в деятельности религиозной организации имеются факты использования гипноза, потребления наркотических средств, если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеет элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной организацией.

4. Как себя обезопасить от деструктивных религиозных течений?

— Надо изучать религию, знать свою историю и культуру. Многие воспринимают религиозные учения как буквальные призывы. В любой религии много общечеловеческих принципов — это основные понятия, как быть морально-нравственным, порядочным, честным человеком и т.д.

5. Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

— Религия и традиции взаимодополняющие, не противоречащие друг другу понятия. Они плотно переплетены, в первую очередь потому, что имеют единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

6. Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

— Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевает под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Эти требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущество какой-либо религии. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

7. Некоторые женщины-мусульманки облачаются в черные одеяния, скрывающие тело, но это не является частью национальной традиции. Что об этом сказано в исламе?

— Хиджаб не является униформой. По исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются ауратом, но с помощью какого цвета и формы одежды, каким национальным одеянием это делать в исламе не обозначается. Это опять-таки принцип, важно понимать его, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов.

8. Каковы законодательные нормы РК относительно распространения религиозной литературы? Какую юридическую ответственность несут граждане РК за распространение религиозной информации в СМИ и социальных сетях?

— Законодательство Республики Казахстан не позволяет использовать и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны. Это относится в том числе и к распространению и использованию в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статье 453 КоАП РК «Изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации…», гражданам, причастным к незаконному распространению запрещенной литературы, грозит штраф.

Телефон доверия Центра исследования проблем религий акимата города Астаны — 2288. Адрес: ул. НажимЕденова, 10/1.Instagram: cipr_astana.

Иллюстрация из открытых источников

Статьи по Теме

Back to top button