ЗдоровьеОбщество

Что несут ИГРЫ

Компьютерные игры – это отличный способ отвлечься, отдохнуть после рабочего дня, научиться концентрации внимания.  Но у некоторых людей это может перерасти в игровую зависимость. Магистр психологии, руководитель Общественного фонда развития профилактики и лечения зависимости «Мәңгілік» Айдос ИБРАГИМ рассказал, как родителям правильно подойти к обсуждению этой темы и как понять, есть ли тревожные звоночки о развитии игромании у ребенка.

– Айдос, недавно Казахстан потрясла трагическая история, когда из-за запрета игры в мобильном телефоне парень напал на родственников. Ситуация страшная, но все же давайте разберем тему с разных сторон.

– Мы часто говорим об игровой зависимости, но в нашей стране она только с 2022 года признана клинической. Есть три ключевых признака зависимости: синдром отмены (когда человек не может обходиться без определенного действия, например, игры), повышение толерантности (когда нужно все больше времени или ресурсов для удовлетворения потребности) и общественное осуждение, когда игра имеет больший приоритет в жизни (когда окружающие замечают, что поведение выходит за рамки нормы). Игровая зависимость отличается тем, что она считается социально приемлемой. Например, нельзя ходить голым по парку – это вызывает осуждение, а вот сидеть восемь часов за телефоном – нормально. Родители даже поощряют такое поведение. С маленького возраста телефон становится «няней»: ребенок капризничает – дали гаджет, мешает работать – посадили с планшетом. Телефон избавляет родителей от тревог, ведь можно позвонить или оставить голосовое сообщение. Это настолько удобно, что многие семьи не представляют свою жизнь без этого устройства.

Китай уже давно пытается решить эту проблему: там созданы специальные лагеря для перевоспитания детей, страдающих игровой зависимостью. А на Западе уже звучат тревожные сигналы: что происходит с детьми, зачем им телефоны, как они влияют на образование. Гаджеты стали не просто инструментом, но и показателем статуса: у кого телефон круче, у кого больше оперативной памяти, экран больше, камера лучше. Это порождает соревнование среди детей, а родители, к сожалению, закрывают на это глаза.

Как отмечают многие специалисты, есть предположение, что игроманы могут стать лудоманами, поскольку у них уже развита страсть к азарту. И если ребенка с детства не научить достойно проигрывать, он не сможет контролировать свои эмоции. А ведь умение проигрывать – это важный навык, который многим из нас так и не удается освоить.

– Как понять, что у человека возникла зависимость от игр, будь то компьютерные или мобильные?

– Игровая зависимость – это не явление «поиграл и бросил». Зависимость – это процесс, который развивается постепенно и становится частью повседневной жизни. Например, человек настолько увлечен игрой, что это отражается на его разговорах, интересах, а порой и на окружении. Шуточки вроде «Ты опять про свои танки?» – это уже сигнал. Игра перестает быть просто способом развлечения и становится чем-то более глубоким. Важно понимать, что наличие зависимости можно определить, задав себе один простой вопрос: могу ли я отказаться от этой вещи? Если да – это просто интерес или хобби. Если нет, возможно, вы уже зависимы.

Взаимодействие родителей и детей на этой почве требует особого внимания. Если вы замечаете, что ребенок чрезмерно увлечен играми, ваша тревога должна выражаться не только в форме замечаний вроде «Иди погуляй», а в конкретных действиях. Забирая телефон, необходимо предложить альтернативу, потому что телефон, как правило, выполняет определенную функцию – общения, развлечения, самовыражения.

К сожалению, многие родители сами инфантильны, они не проявляют ответственности и последовательности. Часто их действия – это крайности: либо равнодушие, либо радикальные запреты. Вместо этого важно искать баланс: обсуждать с ребенком правила, предлагать варианты, ограничивать, но не лишать полностью. Например, забирать телефон вечером, но позволять пользоваться днем.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то мы живем в век цифровизации. И не стоит говорить об этом категорично. Ведь сегодня это и полезное хобби, и прибыльное дело. Ведь сколько в мире проводится чемпионатов с большим призовым фондом. А может с изучения игр из вашего чада вырастет будущий разработчик.

Резюмируя вопрос, могу сказать так: учитесь говорить друг с другом. Не бойтесь выражать эмоции – будь то обида, разочарование или радость. Тогда отношения в семье будут строиться на взаимном уважении и понимании.

– Как тогда играть в игры, чтобы не возникла зависимость?  Ведь они несут и познавательный, развивающий контент.

– Мне ближе вопрос «Для чего?». Иногда люди задают себе другой: «Чтобы что?». Например, я играю в игры. Чтобы что? Расслабиться? Найти друзей? Или, может быть, чтобы стать киберспортсменом и зарабатывать деньги? Когда я понимаю, зачем это делаю, все становится яснее.

Если подросток говорит маме: «Я хочу быть киберспортсменом» и показывает свои успехи – это уже аргумент. Например, «Смотри, у меня даже на стареньком телефоне десять побед подряд, я молодец! Вытягиваю команду один против всех. А в этой игре есть чемпионат с призовым фондом в миллионы долларов. Мама, поддержи меня». Если родители соглашаются, то следующий шаг – искать буткемп, собирать команду, вкладываться в гаджеты. Хорошо, что мобильный гейминг не такой дорогой, как компьютерный. Здесь четко видно цель: стать лучшим, зарабатывать, двигаться к мечте.

Но если ребенок говорит: «Я играю, чтобы найти друзей», тут возникает другой вопрос: «Что не так с друзьями, которые рядом?». Возможно, он ищет другой формат общения. Бывает, что дети играют вместе, зная друг друга в реальной жизни. Например, четыре-пять семей знают, что их дети в голосовом чате обсуждают что-то и играют. Это нормально.

Если ребенок уходит в игры, чтобы сбежать из реальности, это тревожный сигнал. Важно понять причину. Иногда игра дает больше серотонина и эндорфина, чем окружающий мир, семья, школа, друзья. Когда человек использует игру как побег, это может стать началом проблем. Либо он остается в этом мире и получает опыт через боль и трудности, либо семья вовлекается и пытается его поддержать. Это ключевой момент. Родители должны решить: «Мы отпускаем ребенка или помогаем ему найти баланс?».

Сегодня наше общество фактически беззащитно перед проблемой игромании. Нет четких методов ее решения. Дети играют в игры, которые предлагают не просто геймплей, но и социальное взаимодействие через голосовые чаты.

Если взглянуть на историю, популярные игровые приставки появились задолго до современных игр. PlayStation-1 вышла в 1994 году, были еще Sega и Dendy. Тогда игры объединяли – можно было играть вдвоем или вчетвером, деля экран. Потом добавились Интернет, чаты, компьютеры, а позже мобильные игры. Это создало новую структуру общения, которая оказалась ближе некоторым людям, чем реальная жизнь.

Главная проблема игр – это не они сами, а отсутствие понимания, зачем мы в них играем. Когда человек не может ответить на вопрос «Чтобы что?», это сигнал о незнании своих потребностей, чувств и эмоций. Например, он играет, чтобы отвлечься после тяжелой смены. Или чтобы избежать общения с семьей. Но быть честным с самим собой – это сложно и дорого. И вот здесь мы подходим к корню проблемы: честность требует усилий, а мы часто избегаем их. Игры становятся способом уйти от этой ответственности. Это удобно, но не всегда правильно.

Вопросы «Для чего?» и «Чтобы что?» – ключи к пониманию себя и своего поведения. Родителям, воспитателям и игрокам важно быть внимательными, задавать эти вопросы себе и друг другу. Только так можно найти баланс между реальностью и виртуальным миром.

– Вы, наверняка, посещаете много конференций и встреч. А можете   привести примеры, как в других странах решают вопрос с телефонами, планшетами, компьютерами?

– Недавно я побывал на конференциях в Будапеште и Австрии. Там проходили форумы, где обсуждались разные социальные инициативы. Приехали представители Ирландии, которые рассказали о движении, цель которого – объединение школ в борьбе с ранним использованием детьми смартфонов. У них действует правило, что детям до средней школы, а это по нашим меркам до пятого класса, вообще запрещено иметь телефоны, нельзя не только пользоваться ими в школе, но и дома. Представьте: телефоны вообще не покупают детям до 13 лет!

На тот момент в движение входило 8-10 школ, оно активно развивалось. Для меня это стало настоящим откровением. Я подумал: «Ну, у нас же тоже запрещено пользоваться телефонами в школах, мы ведь тоже прогрессивные». Но оказалось, что у нас совсем другая картина. В школах телефоны вроде как запрещены, но дети все равно приносят их с собой. Я сам вижу, как они на переменах играют, а после уроков сразу звонят родителям. Например, я жду своего сына возле школы и вижу: дети выходят, у каждого телефон, они звонят мамам: «Ты где?».

Мой сын телефон в школу не берет. Хотя ему 8 лет, он во втором классе, и телефон у него, конечно, есть, но пользуется им он только дома. В этом смысле я подумал об ирландских детях: восьмилетние мальчишки там вообще не знают, что такое свой телефон. Им разрешается иметь его только в средней школе и то не во всех школах.

Эта тема затронула меня настолько, что я начал размышлять о влиянии телефонов на детей и общество в целом. Даже на конференции обсуждался случай, когда ребенок в Ирландии подал в суд на своих родителей за то, что они забрали у него телефон. Это тоже показатель современных реалий, когда технологии уже стали частью культуры. У нас все по-другому. Например, в сложных ситуациях дети порой даже применяют насилие, если родители отбирают у них гаджеты. Это подводит нас к теме зависимости.

Екатерина ТЫЩЕНКО

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button