Аудиторские проверки – один из инструментов государственного контроля за грамотным распределением бюджета и его эффективным исполнением
Интервью с председателем Ревизионной комиссии Иманжусупом Акпомбаевым.
– Уважаемый Иманжусуп Латкенович, расскажите, пожалуйста, какую роль играет Ревизионная комиссия столицы в бюджетном процессе.
– Ревизионная комиссия, как орган внешнего государственного аудита, играет важную роль в бюджетном процессе, целью которого определено повышение эффективности управления и использования бюджетных средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности на региональном уровне.
Нами проводятся аудиторские мероприятия, в рамках которых осуществляются анализ и оценка существующей системы управления и определяются направления по ее дальнейшему эффективному развитию, охватывающие не только финансовые вопросы, но и все направления ее деятельности с предоставлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков.
По результатам аудита Ревизионной комиссией даются соответствующие поручения и рекомендации на улучшение организации деятельности объектов аудита, а также проводятся семинары для работников бухгалтерских служб администраторов бюджетных программ по правильности ведения учета и финансовой отчетности и недопущению нарушений, особенно которые повторяются систематически.
Кроме того, по итогам каждого аудиторского мероприятия нами направляются предложения в центральные государственные органы на совершенствование бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.
– Какую вы даете оценку исполнения бюджета по итогам 2023 года?
– В целом Ревизионной комиссией отмечается достижение плановых параметров бюджета столицы за 2023 финансовый год.
Поступления в бюджет по сравнению с 2022 годом выросли на 31% и составили 1 трлн 214,1 млрд тенге.
Расходы бюджета в результате внесенных уточнений и корректировок составили 1 трлн 247,0 млрд тенге. При этом исполнение составило 99,5%, не исполнено 5,8 млрд тенге, что лучше показателя 2022 года (2022 год – 98,3%).
Конечно, показатель освоения бюджета улучшился, но для Ревизионной комиссии важно, как исполняется бюджет:
– ежегодно просим выделить бюджетные средства из республиканского бюджета, в конце года возвращаем их за ненадобностью, в этом году такая сумма составила порядка 11,0 млрд тенге;
– из республиканского бюджета просим на доиспользование трансферты прошлых лет и не осваиваем, из разрешенных в 2022 году не освоили 385,1 млн тенге;
– продолжается практика многочисленных изменений в утвержденный перечень инвестиционных проектов, который негативно влияет на эффективность планирования и освоения бюджета развития;
– частично финансируем бюджетные инвестиционные проекты, которые приводят к долгострою (незавершению объектов);
– исполнение бюджета осуществляется при наличии дебиторской задолженности, которая из года в год увеличивается, так, в 2021 году – 45,3 млрд тенге, 2022 году – 100,6 млрд тенге, 2023 году – 161,2 млрд тенге (за счет выплаченных авансов по строительству школ в рамках проекта «Комфортная школа» по Управлению строительства – 83,2 млрд тенге) и многое другое.
Все эти факты приводят к неэффективному использованию бюджетных средств, а также свидетельствуют о несвоевременном анализе рисков неосвоения, непринятии соответствующих мер со стороны администраторов бюджетных программ по обеспечению качественного исполнения бюджета и об отсутствии последовательности планирования расходов.
– Указанные негативные моменты вами учитываются при планировании аудиторских мероприятий и что вообще берется за основу при этом?
– Во-первых, Ревизионной комиссией ежегодно проводятся анализ и оценка рисков объектов аудита по утвержденной методике в рамках системы управления рисками, выявляются факторы, на основе которых в дальнейшем принимается решение о включении объектов в перечень объектов государственного аудита. В качестве основных факторов риска мы используем, например, значительный объем выделенного финансирования, неисполнение расходов в отчетном периоде, недостижение результата использования средств, правовую неурегулированность деятельности объектов аудита и другие.
Во-вторых, при планировании аудиторских мероприятий особое внимание уделяется актуальным предложениям Высшей аудиторской палаты, замечаниям, высказанным депутатами маслихата города Астаны, вопросам социальной сферы, комфорта жизнедеятельности граждан столицы, а также обращениям граждан.
Так, в 2023 году проведены аудиторские мероприятия в сфере здравоохранения, образования, спорта, строительства дорог столицы, в части поступлений в бюджет, а также по вопросам государственно-частного партнерства и эффективности деятельности некоторых субъектов квазигосударственного сектора.
– Какие нарушения чаще всего выявляются вами по итогам аудиторских мероприятий?
– В основном это нарушения, связанные с неэффективным планированием и использованием государственных ресурсов, которые выявляются во всех отраслях экономики: и в социальной сфере, и в реальном секторе. Ну и, конечно же, финансовые нарушения.
Так, в отчетном периоде по итогам проведенных 13 аудиторских мероприятий общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 70,9 млрд тенге, объемы неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства – 69,6 млрд тенге, неэффективного планирования – 41,5 млрд тенге.
Из объема финансовых нарушений подлежит восстановлению 66,0 млрд тенге, из которых восстановлены 64,9 млрд тенге (98,3%), подлежат возмещению в бюджет 1,5 млрд тенге, возмещены 360,7 млн тенге (24,1%).
В целом в отчетном году с учетом прошлых лет возмещено в бюджет в виде денежных средств 11,2 млрд тенге.
Если говорить о видах нарушений, то это нарушения ведения бухгалтерского учета и отчетности, законодательства о государственных закупках, недостатки при управлении государственной собственностью и другие.
Отдельно следует остановиться на нарушениях по аудиту консолидированной финансовой отчетности бюджета столицы, который проводится нами ежегодно. В рамках данного аудита, несмотря на современные автоматизированные программные системы по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, сохраняются нарушения в части отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов, необоснованного отражения задолженности и финансовых обязательств, неотражение фактов обесценения запасов и основных средств, что свидетельствует о низкой финансовой и бухгалтерской дисциплине со стороны администраторов бюджетных программ и об отсутствии работы над ошибками. К примеру, по управлению охраны окружающей среды и природопользования столицы отмечен факт отсутствия надлежаще оформленных первичных документов по объектам незавершенного строительства и наличию проектно-сметных документаций на 33,5 млрд тенге.
Между тем наблюдается сокращение финансовых нарушений по консолидированной финансовой отчетности. Если с начала первой проверки за 2020 год они составляли более 1 трлн тенге, за 2021 год – 57,5 млрд тенге, за 2022 год – 56,8 млрд тенге, то за 2023 год финансовые нарушения составили 39,9 млрд тенге.
– По вашему мнению, в чем причина таких нарушений и какие меры принимаются с вашей стороны?
– Итоги аудита показывают, что нарушения допускаются по причине недостаточного оперативного реагирования ответственных лиц на изменение нормативно-правовых актов, незнания законодательства, недостаточного контроля за использованием средств и активов государства, а также из-за отсутствия комплексного анализа возникающих отраслевых проблем.
Нашей мерой реагирования на устранение нарушений является направление предписаний объектам аудита, так за 2023 год в адрес объектов аудита направлено 55 предписаний.
Также в рамках компетенции Ревизионной комиссии вынесены 34 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 6,1 млн тенге.
Кроме того, уполномоченными органами по итогам аудита, проведенного Ревизионной комиссией, вынесены 136 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 8,7 млн тенге.
Если же мы выявляем факты, в которых усматриваются признаки коррупций, то материалы незамедлительно передаются в правоохранительные органы.
– По вашему мнению, что необходимо предпринимать местным исполнительным органам столицы для повышения эффективности использования бюджетных средств?
– Ревизионной комиссией ежегодно в рамках годового отчета и текущей оценки об исполнении бюджета с учетом проведенных аудиторских мероприятий администраторам бюджетных программ, уполномоченным органам по планированию и исполнению бюджета даются рекомендации по проведению качественного мониторинга причин неосвоения бюджетных средств, выявлению возможных рисков неосвоения с принятием соответствующих мер по качественному исполнению бюджета, по качественному определению показателей результативности бюджетных программ, а также анализу системных нарушений и недостатков, выявленных по итогам аудиторских мероприятий, и мерам по их недопущению в дальнейшем.
Таким образом, Ревизионной комиссией в целом по повышению эффективности исполнения бюджета предоставляются достаточно обоснованные рекомендации объектам аудита, другой вопрос – как они исполняются. Поэтому, я считаю, местным исполнительным органам необходимо усилить контроль в данном направлении и более ответственно подходить к их исполнению.
– А как вы взаимодействуете с Высшей аудиторской палатой, маслихатом столицы?
– В рамках взаимодействия со стороны Высшей аудиторской палаты осуществляются методологическое руководство и поддержка в сфере государственного аудита и финансового контроля, реализуются программы обучения, разъяснительные семинары-совещания в области соблюдения правил и стандартов государственного аудита, что положительно сказывается на эффективности деятельности Ревизионной комиссии.
Ежегодно в рамках Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля Высшая аудиторская палата совместно с Министерством финансов Республики Казахстан и председателями ревизионных комиссий обсуждает имеющиеся проблемы в сфере государственного аудита и финансового контроля и пути их решений.
Стоит отметить, что все ревизионные комиссии согласовывают с Высшей аудиторской палатой и Департаментом внутреннего государственного аудита по городу Астане перечень объектов государственного аудита в целях исключения дублирования объектов аудита.
Кроме того, все итоги и материалы аудиторских мероприятий направляются в Высшую аудиторскую палату для наполнения единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю с целью оптимизации управленческих процессов при проведении аудита и обмена информацией с органами и объектами государственного аудита.
В течение 2023 года Ревизионной комиссией по итогам аудиторских мероприятий направлены 39 рекомендаций в центральные государственные органы на устранение пробелов и противоречий, а также совершенствование бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, из которых 27 рекомендаций приняты в работу.
Что касается взаимодействия с маслихатом города Астаны, Ревизионная комиссия в столичный маслихат предоставляет заключение к годовому отчету по исполнению бюджета, а также приглашает депутатов маслихата на все заседания, проводимые по итогам аудиторских мероприятий.
Кроме того, Ревизионная комиссия принимает участие во всех постоянных комиссиях маслихата, сессиях и других мероприятиях.