Законодательные основы референдума
В преддверии референдума по строительству АЭС в Казахстане проводится масштабная подготовительная работа. О процедуре организации референдума мы поговорили с председателем Территориальной избирательной комиссии города Астаны Бейсембаем ЖУМАБЕКОВЫМ.
– Каким нормативно-правовым актом регламентируется проведение референдума?
– Конституционный закон Республики Казахстан «О республиканском референдуме» был принят 6 мая 1995 года. В него внесли дополнения в 1999 году и летом этого года.
Республиканский референдум – всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни. Референдум проводится на всей территории республики.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в нем.
Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
– Какова в столице структура избирательных участков?
– На сегодняшний день в столице 489 избирательных участков. В их числе 6 территориальных комиссий (одна городская и 5 районных), 19 окружных комиссий (две по выборам в Мажилис Парламента и 17 по выборам депутатов в местный представительный орган – маслихат), 464 участковые комиссии (352 – по месту регистрации, 34 – в местах временного пребывания, 78 – при представительствах Республики Казахстан в 60 иностранных государствах).
Количество членов избирательных комиссий в настоящее время составляет 3776 человек. Из них 42 человека – это члены территориальных комиссий и 3734 человека – члены участковых комиссий референдума.
После принятия Президентом Указа о проведении референдума Центральная избирательная комиссия согласно Закону «О республиканском референдуме» автоматически становится Центральной комиссией референдума. Ее территориальные участковые комиссии автоматически обретают статус участковых комиссий референдума.
Центральной комиссией референдума был принят календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума. В соответствии с ним все территориальные и участковые комиссии референдума во главе с Центральной комиссией референдума ведут подготовительную работу, проведен ряд мероприятий. В первую очередь определены полномочия центральной, территориальных и участковых комиссий референдума.
Местные исполнительные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума. Государственные органы обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы, оказывать иную помощь.
Местный исполнительный орган в средствах массовой информации – газетах «Вечерняя Астана» и Astana Aqshamy – разместил сообщение о границах участков референдума и местонахождении по городу Астане. Также было опубликовано сообщение о составах, местонахождении и времени работы территориальных комиссий референдума города Астаны.
Население получило максимум информации о границах, членах комиссий, месторасположении, телефонах, по которым граждане имеют право обратиться с вопросами по референдуму.
Местный исполнительный орган в лице акима города до 16 сентября, согласно календарному плану, должен провести сверку граждан, которые имеют право участвовать в этом референдуме. После этого списки участников референдума должны быть переданы в электронном и бумажном виде в участковые избирательные комиссии.
После получения списков начинается полноценная работа участковых комиссий референдума.
Если человек находится за пределами города, но он будет здесь в день референдума, тогда он должен обратиться в участковую комиссию по месту прописки, получить открепительное удостоверение и предоставить его участку, где планирует проголосовать.
Каждый гражданин, обратившись в колл-центр 109, имеет полное право задать любой вопрос, касающийся референдума. Операторы разъяснят, где находится необходимый участок.
Можно получить всю нужную информацию через портал электронного правительства, уточнить место прописки, местонахождение участка и тому подобное.
После того как получим списки, акимат города запустит SMS-оповещение о том, как по ИИН найти местонахождение своей участковой комиссии референдума. Через неделю Центральная комиссия референдума запустит вторую волну SMS, где будет указано, что гражданин должен подойти в конкретную участковую комиссию для участия в референдуме.
В 344 участках из 464-х совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности предусмотрели онлайн-сервисы, где любой гражданин сможет проверить наличие себя в списках участников референдума.
В каждом из пяти районов города предусмотрены по пять сервис-центров по оформлению временной регистрации граждан, которые имеют открепительные удостоверения.
Помимо этого, будут работать Telegram-боты. Дополнительно будут организованы SMS-рассылки абонентам Beeline, Kcell и Tele2, так как очень много астанчан используют услуги именно этих операторов связи. Плюс будем использовать для оповещения населения сервисы Halyk, Kaspi и других банков второго уровня.
– Какие основные изменения были внесены в этом году в Конституционный закон Республики Казахстан «О республиканском референдуме»?
– Одно из важнейших новшеств – были закреплены права и обязанности национальных и международных наблюдателей, а также представителей иностранных СМИ. Определен порядок освещения хода подготовки и проведения референдума средствами массовой информации, а также присутствие их представителей на участках для голосования.
Внедрено проведение опроса общественного мнения, связанного с референдумом. Также предусмотрено изготовление бюллетеней для голосования только на казахском и русском языках в количестве, равном числу избирателей с резервом в один процент, согласно законодательству. Регламентирован вопрос обжалования решений и действий, бездействия комиссии референдума, направленных на обеспечение прав граждан.
Это очень важно, потому что эти нормы в законодательстве не были предусмотрены. Изучив отечественный и международный опыт, мы внесли, а депутаты поддержали данные изменения.
Ранее была норма, что средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям, аккредитованным при комиссиях референдума, гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.
В подпункт 5 статьи 6 были внесены изменения, которые гласят, что средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума. При этом присутствие представителей средств массовой информации на избирательных участках регулируется в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Представители средств массовой информации должны предъявить два документа – служебное удостоверение и задание редакции. С этими документами сегодня средства массовой информации имеют право посещать избирательные комиссии референдума.
Что касается наблюдателей и представителей СМИ, в пункт 4 статьи 6 Закона «О республиканском референдуме» внесены изменения, которые гласят, что при проведении референдума могут присутствовать граждане Республики Казахстан, представляющие аккредитованное общественное объединение, некоммерческие организации, а также аккредитованные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации.
Порядок аккредитации, а также права и обязанности указанных лиц определяются в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законодательством РК. Здесь же указано, что вмешательство в работу комиссии референдума не допускается. То есть и наблюдатели, и представители средств массовой информации принимают участие, но им запрещается вмешиваться в работу участковых комиссий референдума.
Они наблюдают, если есть какие-то нарушения, это фиксируется и передается в суды или прокуратуру.
Я бы хотел остановиться еще на опросе общественного мнения. Ранее этой статьи в законе не было. Опрос общественного мнения, связанный с республиканским референдумом, должен проводиться в период его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, установленными Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
Средства массовой информации, онлайн-платформы при опубликовании результатов опросов, общественного мнения, связанных с выборами, обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Физические лица не имеют права проводить опрос общественного мнения. Это категорически запрещено.
Надо отметить, что запрещается проводить опрос общественного мнения в день референдума в помещении или пункте для голосования, опубликование результатов опроса общественного мнения, прогнозных данных на онлайн-платформах не допускается.
Были внесены изменения и введена оплата труда членов избирательных комиссий. Ранее этот пункт отсутствовал. Теперь обеспечение условий деятельности членов комиссии референдума в части оплаты их труда в период подготовки и проведения референдума определяется в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
Мансия Сакенова