Uncategorized

Казахстан: лидерство в ядерной медицине?

Руководитель Центра ядерной медицины Республики Казахстан при Больнице Медицинского центра Управления делами Президента Айгуль САДУАКАСОВА поделилась информацией о текущем состоянии ядерной медицины в стране, направлениях её развития и будущих перспективах.

 — Айгуль Болатовна, расскажите пожалуйста, с чего начиналась история ядерной медицины в Казахстане?

— Ядерная медицина в Казахстане берет свое начало с 2008 года, когда на базе Республиканского диагностического центра был открыт первый центр ядерной медицины. Он был оснащен не только диагностическим отделением, но и первым производственным блоком. Что такое ядерная медицина? Это отрасль, в которой используются радиофармацевтические препараты для диагностики и исследования на клеточном уровне. Ядерные исследования совмещаются с компьютерной томографией и магнитно-резонансной томографией, что позволяет видеть не только структурные изменения в органах и тканях, но и метаболизм этих изменений, их этапы и активность процессов. В Казахстане ядерная медицина в основном используется для диагностики онкологических заболеваний, но она также позволяет выявлять сердечно-сосудистые заболевания, болезни головного мозга, в частности неврологические. В будущем планируется развитие диагностики болезней, таких как болезнь Альцгеймера и Паркинсона, которые в настоящее время в Казахстане не диагностируются.

 — Как в Казахстане регулируется использование радиофармацевтических препаратов?

— Я хотела бы отметить, что безопасное использование различных методов ионизирующего излучения, таких как радиофармацевтические препараты, строго регулируется законами и нормативными актами в нашей стране. Правила радиационной безопасности в Казахстане, по сравнению с мировыми стандартами, Европой и странами СНГ, одни из самых строгих. Развитие ядерной медицины напрямую связано с параллельным контролем радиационной безопасности, который осуществляется Министерством энергетики и Министерством здравоохранения. Для внедрения новых технологий необходимо пройти множество этапов: это протоколы диагностики, лечения и сертификация. Это далеко не так просто, как может показаться: нельзя сразу использовать новый фармацевтический препарат на пациентах.

Все циклотроны производственных комплексов в Казахстане, которых у нас четыре, должны пройти строгую проверку и подтвердить, что они производят радиофармацевтические препараты в условиях надлежащей производственной практики (GMP), что соответствует европейским стандартам. Подтверждение этого стандарта — длительный процесс, необходимый для сертификации безопасности производства.

Таким образом, развитие ядерной медицины в Казахстане происходит с соблюдением всех правил радиационной безопасности, и именно благодаря этому мы можем производить новые радиопрепараты в стране. Это последовательное развитие сначала через законодательную базу, а затем через технологии, является правильным и надежным путем. Если бы было наоборот — сначала технологии, а потом законы, — ситуация была бы гораздо менее безопасной.

 — Совсем скоро, 6 октября состоится общенациональный референдум по строительству АЭС в Казахстане. На фоне этого события разгораются дискуссии. Наблюдаются самые настоящие приступы радиофобии – страха перед радиацией. Как человек, который много лет работает в ядерной медицине, скажите – какие новые технологии или исследования могут появиться на стыке между зарождающейся в стране атомной энергетикой и медициной?

— Это уже реализовано. Создана дорожная карта по развитию ядерных технологий, включая ядерную медицину, совместно с Министерством энергетики и Министерством здравоохранения. В планах, например, лечение рака щитовидной железы с использованием изотопа йода, который выпускает Институт ядерной физики. В дальнейшем мы также намерены диагностировать и лечить костные метастазы. Институт уже готов производить необходимые изотопы. Это тесное сотрудничество двух отраслей способствует бурному развитию как ядерных технологий, так и ядерной медицины в стране в целом.

 — Как вы оцениваете потенциал Казахстана стать лидером в области ядерной медицины на фоне строительства АЭС?

— У Казахстана есть все необходимые ресурсы для этого, и я в этом абсолютно уверена. Во-первых, у нас есть кадры: пусть их немного, но они действительно ценны, как бриллианты и изумруды, которых не хватает в других странах. Эти специалисты работают как в ядерной медицине, так и в ядерных технологиях. Кроме того, в стране есть патриотизм и стремление внедрять новые технологии для блага, не только в диагностике онкологических заболеваний, но и в лечении.

Недавно я вернулась с международной конференции по атомной энергетике, на которой проходило специальное мероприятие, посвященное Казахстану. Наши представители из Института ядерной физики, Казахстанского научного института онкологии и радиологии, а также из нашей больницы представили доклады о достигнутом прогрессе и будущих планах. Мы получили высокую оценку от экспертов МАГАТЭ, которые были приятно удивлены быстрым развитием ядерной медицины и ядерных технологий в нашей стране за последние 2-3 года. Я считаю, что это большая гордость и достижение, и именно такие специалисты, как из Института ядерной физики, помогут Казахстану стать одной из передовых стран в этой области.

 — Как вы считаете, будут ли предложены новые программы подготовки кадров для ядерной медицины в связи с возможным увеличением спроса на специалистов этой области?

— Ядерная медицина включает не только врачей и медсестер, но также химиков, физиков и радиофармацевтов. В Казахстане обучение проводится на базе различных технических вузов в Астане, Семее и Алматы. Чтобы стать врачом ядерной медицины, необходимо после получения степени бакалавра поступить в резидентуру, которая имеет отдельную специальность в стране. После завершения обучения в резидентуре требуется подтвердить квалификацию и получить сертификат. В Семее уже имеются первые успешные примеры, а в этом году в медицинский университет Астаны поступили шесть студенток по этой специальности, получивших гранты.

 — Как ядерная медицина помогает в оценке эффективности лечения опухолей по сравнению с другими методами исследования?

— Ядерная медицина, на мой взгляд, является отличным дополнением к существующим методам исследования в Казахстане, таким как КТ и МРТ. Однако она выделяется тем, что позволяет заглянуть на клеточный уровень и наблюдать за жизнедеятельностью клеток. Например, при наличии опухолевого процесса мы можем оценить его активность и эффективность уже начатого лечения. Ядерная медицина помогает онкологам понять, на правильном ли пути они находятся, или необходимо изменить методы лечения, учитывая изменения и параметры пациента.

С помощью ядерной медицины можно провести сканирование всего тела за одно исследование и увидеть, что происходит в организме: как развивается опухоль, есть ли метастазы и так далее.

 — Как можно развеять страхи и заблуждения о ядерной энергии в Казахстане, учитывая её экологические преимущества?

— Я занимаюсь ядерной медициной более 30 лет и никогда не испытывала страха перед атомом или радиацией. Понимаю, что в Казахстане существует волнение по этому поводу, особенно из-за отсутствия АЭС и влияния негативных фильмов, а также опыта Японии. Тем не менее, атомная энергия является одним из самых экологически чистых способов производства энергии, необходимой нашей стране.

Важно с самого начала правильно подойти к строительству атомной электростанции и обеспечивать необходимую поддержку кадров. Кадровое обеспечение должно быть в приоритете, поскольку именно квалифицированные специалисты помогут безопасно использовать АЭС в будущем.

Шынар Хамитова

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button