Тернистый путь
15 октября страна отметила 130-летие со дня рождения казахского поэта и писателя, государственного деятеля, основателя Союза писателей Казахстана Сакена СЕЙФУЛЛИНА.
Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле Акмолинского уезда (современная Карагандинская область).
С 1905 по 1908 год обучался в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем проходил обучение в Акмолинской начальной приходской школе и в трехклассном городском училище, а в 1912 году Сакен сам обучает русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин начинает обучение в Омской учительской семинарии, где знакомится с выдающимся казахским поэтом Магжаном Жумабаевым.
В 1914 году выходит в свет его сборник стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»), в котором поэт лирически переосмысливает изменения, веяния которого ощущаются всеми. В 1916 году работает в комиссии по переписе имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвященное трагическим событиям 1916 года.
9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, пишет стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента в его поэтике отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен.
В 1917-1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, был избран членом его президиума и комиссаром просвещения, руководил молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе ее членов написал первую революционную казахскую песню «Марсельеза казахской молодежи».
27 декабря 1917 года с установлением Советской власти в Акмолинске Сейфуллин избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он принят в РКП (б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»), воспевающей победное шествие новой власти по стране.
Однако дальнейшие события показали, что воодушевление успехами нового режима было преждевременным. 4 июня 1918 года в Акмолинске произошел белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года отправлен этапом из Акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещен в «вагон смерти» атамана Анненкова, где провел 47 суток (24 января – 12 марта). В сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, оттуда их в течение 47 суток везли в Омск. Пленные перенесли все тяготы заключения, пытки белогвардейцев атамана Анненкова, месяцами их содержали в холодных «вагонах смерти», впоследствии описанных писателем в «Тернистом пути». В «вагонах смерти» многие товарищи Сейфуллина погибли, не выдержав пыток и страданий.
Но Сейфуллин и в тюрьме продолжал писать стихи. В марте 1919 года ему удалось бежать из плена. Скрываясь в далеких аулах южных областей Казахстана, он совершает длительное путешествие по Семиречью, где на его долю выпадает множество испытаний. Однако гордый дух поэта не был сломлен, пламенная вера в свою миссию согревала Сейфуллина в те холодные дни. Через пески Моюнкумов возвращается поэт в родные края, чтобы снова включиться в революционную борьбу.
По приезду в Акмолинск активно включился в процесс восстановления советского режима. Он не только разъяснял декреты большевиков, которые с трудом доходили до кочующих казахских аулов, но и защищал интересы казахского населения. Например, Сейфуллину удалось добиться отмены прежнего решения Степного генерал-губернатора Шмидта, согласно которому в случае утери или кражи у крестьян скота его незамедлительно восполняли за счет соседнего казахского аула, вне зависимости от того, виновны они или нет. Поэт помогал бедным городским казахам получать земельные участки и сенокосы за городом, чего они не имели в прежнее время, знакомил своих земляков с избирательной системой. И в этом плане получался некоторый казус: кочевые казахи все налоги и другие обязательные сборы производили наравне с крестьянами и горожанами, но в избирательном праве были ограничены или полностью лишены ввиду отсутствия у них постоянной и формальной прописки в строго определенных местах. Сейфуллин первым начал политику коренизации советских органов власти и вовлечения их в выборные органы, используя свой авторитет, грамотность и накопленный опыт политической борьбы.
В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца он снова был вынужден бежать в Аулие-Ата.
7 мая 1920 года, возвратившись в отвоеванный Красной армией Акмолинск, Сейфуллин назначен помощником заведующего административным отделом Революционного комитета. На этом съезде было провозглашено образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Как один из авторитетнейших деятелей, С. Сейфуллин избран в состав правительства и Президиум КазЦИК. Он принял самое деятельное участие в разработке первых государственных декретов. В частности, в 1921 году находился в составе Правительственной комиссии по включению в состав автономной республики территории Акмолинской и Семипалатинской областей. Сибирские большевики отказывались передавать эти области в состав Казахстана. Но настойчивость, эрудиция, аргументы С. Сейфуллина и его соратников вынудили российских коллег прислушаться к голосу справедливости и разума. Казахстану стали возвращать исконно казахские земли. В 1924 году принял участие в процессе присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей. После присоединения двух последних регионов к КАССР численность ее населения выросла с 4,8 до 6,5 миллиона человек.
На съезде Советов 26 июля Сейфуллин избран членом Исполнительного комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского исполнительного комитета Совета народных депутатов, а 12 октября – членом президиума Центрального исполнительного комитета Киргизской (Казахской) АССР.
В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В. И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году был членом чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.
13 июня 1922 года его назначили заместителем Народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» (позже переименованной в «Социалистік Қазақстан»). В декабре 1922 года по решению III съезда Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета народных комиссаров республики, то есть возглавил правительство Казахстана.
Несмотря на активную общественно-политическую деятельность, Сейфуллин продолжал оставаться поэтом и писать стихи. В 1922 году вышли сборник его стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драма «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»).
23-30 декабря 1922 года Сакен Сейфуллин принял участие в Х съезде Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, его избрали членом ЦИК, а в апреле 1923 года он стал делегатом XII съезда РКП (б). 22 ноября президиумом Киргизского (Казахского) Центрального исполнительного комитета принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке.
После смерти В. И. Ленина Сейфуллин отправляется в Москву и возглавляет казахскую делегацию на похоронах, после которых в «Известиях» публикуется его статья «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток». 1924 год стал переломным периодом в жизни Сакена Сейфуллина. После смерти Ленина резко обостряется борьба за власть в рядах большевиков. В то же время борьба за символический капитал обостряется и среди казахской интеллигенции. Уже в ноябре 1924 года Сейфуллина отстраняют от председательства в Совнаркоме, осуждению подвергаются его произведения «На пути к счастью», «Неукротимый скакун» и «Красные соколы», критикуются его поэтические сборники. С этого начинается его понижение в карьере.
В начале 1925 года Сейфуллин пишет Сталину письмо, в котором с присущей ему эмоциональностью предупреждает вождя о «расколе в рядах киргизских большевиков». Он утверждает, что бывшие алашординцы, воевавшие против Советской власти с колчаковцами, вошли в партию только после 1920 года и сейчас не могут простить старым проверенным большевикам негативного к себе отношения в начале революции, их возрастающее влияние в партии привело к разделению коммунистов на правых и левых. Одной из главных тем полемики стала тема классового расслоения в казахской степи.
Годом ранее Сталину написал Турар Рыскулов, где обвинил Султанбека Кожанова и газету «Бірлік туы» в националистических взглядах.
В эти годы Сейфуллин при поддержке своих соратников решает создать организацию, которая объединила бы писателей Казахстана, преданных делу революции. Так в 1925 году появляется Казахская ассоциация пролетарских писателей. В 1922 году Сакен Сейфуллин пишет повесть «Айша». Продолжая традиционную для казахской литературы тему женского бесправия, писатель по-новому рисует образ героини. Тема женской свободы и эмансипации звучит сегодня так же актуально, как и 100 лет назад.
Развитие казахской литературы в 1920-1930-х годах происходило в сложнейших условиях. С одной стороны, советская власть и ВКП (б) с ее внутренней политикой старались нивелировать национальное своеобразие казахской и другой национальной литературы, привить единообразную социальную ориентированность. С другой стороны, именно социальные завоевания были мощным импульсом для развития казахской литературы и культуры.
Следуя заветам новой литературы, молодой поэт считал своим учителем великого Абая. В 1927 году Сейфуллин назначен ректором Кызыл-Ординского института народного просвещения. С мая 1928 года – лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литературного объединения казахской молодежи, руководитель Казахского института просвещения. В период нахождения на должности ректора Ташкентского высшего педагогического института он общается с видными учеными – М. Тынышпаевым, С. Асфендияровым, С. Маловым, В. Бартольдом и другими. Более того, он продолжает сбор фольклорных произведений казахского народа. В частности, ему удается издать такие сборники, как «Образцы древней казахской литературы», «Лейли и Меджнун» и другие.
С августа 1929-го он – доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института. Продолжая сбор образцов казахского устного творчества и литературы, он в 1932 году издает первую часть истории казахской литературы как учебник для студентов вуза.
В начале 1934 года Сакен Сейфуллин начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В институте трудились и другие известные ученые: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендияров, один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов, просветитель Конырхожа Ходжиков, великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов, тюрколог Исмет Кенесбаев, один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.
12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого Съезда писателей СССР, состоялся первый Съезд писателей Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (входившей в то время в состав РСФСР), который объединил всех благонадежных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнес как основатель союза. Первым председателем был избран Ильяс Жансугуров. В августе – сентябре 1934 года Сейфуллин участвовал в работе первого Всесоюзного съезда советских писателей. В сентябре 1934 года он стал профессором Казахского коммунистического института журналистики.
Сейфуллин участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве. Известная русская писательница Галина Серебрякова после встречи с Сакеном Сейфуллиным в Москве в 1936 году писала: «Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза, смотрел он прямо, честно и смело и походил на олицетворявших отвагу и волю воинов с древнеперсидских фресок». В 1936 году Сейфуллин первым из казахских писателей был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
24 сентября 1937 года его арестовали. 25 февраля 1938 года по обвинению по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР приговорили к высшей мере наказания. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как враг народа в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года он был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления.
Сакен Сейфуллин останется в исторической памяти народа как яркий представитель казахской интеллигенции прошлого века. Известный казахский писатель Сабит Муканов написал пьесу «Сакен Сейфуллин», а его коллега Г. Мусрепов издал повесть «Однажды и на всю жизнь». В честь писателя в Омске, Алматы и Астане названы проспекты и улицы, в столице страны воздвигнули памятник. В Астане пользуется популярностью Музей С. Сейфуллина, а столичный Казахский агротехнический университет носит его имя. В его честь ежегодно проводятся научные конференции. Ряд школ республики носит имя Сакена Сейфуллина.
Жулдызбек АБЫЛХОЖИН,
доктор исторических наук Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова