Культура

Тернистый путь

15 октября страна отметила 130-летие со дня рождения казахского поэта и писателя, государственного деятеля, основателя Союза писателей Казахстана Сакена СЕЙФУЛЛИНА.

Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле Акмолинского уезда (современная Карагандинская область).

С 1905 по 1908 год обучался в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем проходил обучение в Акмолинской начальной приходской школе и в трехклассном городском училище, а в 1912 году Сакен сам обучает русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин начинает обу­чение в Омской учительской семинарии, где знакомится с выдающимся казахским поэтом Магжаном Жумабаевым.

В 1914 году выходит в свет его сборник стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»), в котором поэт лирически переосмысливает изменения, веяния которого ощущаются всеми. В 1916 году работает в комиссии по переписе имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвященное трагическим событиям 1916 года.

9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, пишет стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента в его поэтике отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен.

В 1917-1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, был избран членом его президиума и комиссаром просвещения, руководил молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе ее членов написал первую революционную казахскую песню «Марсельеза казахской молодежи».

27 декабря 1917 года с установлением Советской власти в Акмолинске Сейфуллин избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он принят в РКП (б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»), воспевающей победное шествие новой власти по стране.

Однако дальнейшие события показали, что воодушевление успехами нового режима было преждевременным. 4 июня 1918 года в Акмолинске произошел белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года отправлен этапом из Акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещен в «вагон смерти» атамана Анненкова, где провел 47 суток (24 января – 12 марта). В сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, оттуда их в течение 47 суток везли в Омск. Пленные перенесли все тяготы заключения, пытки белогвардейцев атамана Анненкова, месяцами их содержали в холодных «вагонах смерти», впоследствии описанных писателем в «Тернистом пути». В «вагонах смерти» многие товарищи Сейфуллина погибли, не выдержав пыток и страданий.

Но Сейфуллин и в тюрьме продолжал писать стихи. В марте 1919 года ему удалось бежать из плена. Скрываясь в далеких аулах южных областей Казахстана, он совершает длительное путешествие по Семиречью, где на его долю выпадает множество испытаний. Однако гордый дух поэта не был сломлен, пламенная вера в свою миссию согревала Сейфуллина в те холодные дни. Через пески Моюнкумов возвращается поэт в родные края, чтобы снова включиться в революционную борьбу.

По приезду в Акмолинск активно включился в процесс восстановления советского режима. Он не только разъяснял декреты большевиков, которые с трудом доходили до кочующих казахских аулов, но и защищал интересы казахского населения. Например, Сейфуллину удалось добиться отмены прежнего решения Степного генерал-губернатора Шмидта, согласно которому в случае утери или кражи у крестьян скота его незамедлительно восполняли за счет соседнего казахского аула, вне зависимости от того, виновны они или нет. Поэт помогал бедным городским казахам получать земельные участки и сенокосы за городом, чего они не имели в прежнее время, знакомил своих земляков с избирательной системой. И в этом плане получался некоторый казус: кочевые казахи все налоги и другие обязательные сборы производили наравне с крестьянами и горожанами, но в избирательном праве были ограничены или полностью лишены ввиду отсутствия у них постоянной и формальной прописки в строго определенных местах. Сейфуллин первым начал политику коренизации советских органов власти и вовлечения их в выборные органы, используя свой авторитет, грамотность и накопленный опыт политичес­кой борьбы.

В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца он снова был вынужден бежать в Аулие-Ата.

7 мая 1920 года, возвратившись в отвоеванный Красной армией Акмолинск, Сейфуллин назначен помощником заведую­щего административным отделом Революционного комитета. На этом съезде было провозглашено образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Как один из авторитетнейших деятелей, С. Сейфуллин избран в состав правительства и Президиум КазЦИК. Он принял самое деятельное участие в разработке первых государственных декретов. В частности, в 1921 году находился в составе Правительственной комиссии по включению в состав автономной республики территории Акмолинской и Семипалатинской областей. Сибирские большевики отказывались передавать эти области в состав Казахстана. Но настойчивость, эрудиция, аргументы С. Сейфуллина и его соратников вынудили российских коллег прислушаться к голосу справедливости и разума. Казахстану стали возвращать исконно казахские земли. В 1924 году принял участие в процессе присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей. После присоединения двух последних регионов к КАССР численность ее населения выросла с 4,8 до 6,5 миллиона человек.

На съезде Советов 26 июля Сейфуллин избран членом Исполнительного комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского исполнительного комитета Совета народных депутатов, а 12 октября – членом президиума Центрального исполнительного комитета Киргизской (Казахской) АССР.

В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В. И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году был членом чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.

13 июня 1922 года его назначили заместителем Народного комиссара просвещения респуб­лики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» (позже переименованной в «Социалистік Қазақстан»). В декабре 1922 года по решению III съезда Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета народных комиссаров республики, то есть возглавил правительство Казахстана.

Несмотря на активную общественно-политическую деятельность, Сейфуллин продолжал оставаться поэтом и писать стихи. В 1922 году вышли сборник его стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драма «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»).

23-30 декабря 1922 года Сакен Сейфуллин принял участие в Х съезде Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, его избрали членом ЦИК, а в апреле 1923 года он стал делегатом XII съезда РКП (б). 22 ноября президиумом Киргизского (Казахского) Центрального исполнительного комитета принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке.

После смерти В. И. Ленина Сейфуллин отправляется в Москву и возглавляет казахскую делегацию на похоронах, после которых в «Известиях» публикуется его статья «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток». 1924 год стал переломным периодом в жизни Сакена Сейфуллина. После смерти Ленина резко обостряется борьба за власть в рядах большевиков. В то же время борьба за символический капитал обостряется и среди казахской интеллигенции. Уже в ноябре 1924 года Сейфуллина отстраняют от председательства в Совнаркоме, осуждению подвергаются его произведения «На пути к счастью», «Неукротимый скакун» и «Красные соколы», критикуются его поэтические сборники. С этого начинается его понижение в карьере.

В начале 1925 года Сейфуллин пишет Сталину письмо, в котором с присущей ему эмоциональностью предупреждает вождя о «расколе в рядах киргизских большевиков». Он утверждает, что бывшие алашординцы, воевавшие против Советской власти с колчаковцами, во­шли в партию только после 1920 года и сейчас не могут простить старым проверенным большевикам негативного к себе отношения в начале революции, их возрастающее влияние в партии привело к разделению коммунис­тов на правых и левых. Одной из главных тем полемики стала тема классового расслоения в казахской степи.

Годом ранее Сталину написал Турар Рыскулов, где обвинил Султанбека Кожанова и газету «Бірлік туы» в националистичес­ких взглядах.

В эти годы Сейфуллин при поддержке своих соратников решает создать организацию, которая объединила бы писателей Казахстана, преданных делу революции. Так в 1925 году появляется Казахская ассоциация пролетарских писателей. В 1922 году Сакен Сейфуллин пишет повесть «Айша». Продолжая традиционную для казахской литературы тему женского бесправия, писатель по-новому рисует образ героини. Тема женской свободы и эмансипации звучит сегодня так же актуально, как и 100 лет назад.

Развитие казахской литературы в 1920-1930-х годах происходило в сложнейших условиях. С одной стороны, советская власть и ВКП (б) с ее внутренней политикой старались нивелировать национальное своеобразие казахской и другой национальной литературы, привить единообразную социальную ориентированность. С другой стороны, именно социальные завоевания были мощным импульсом для развития казахской литературы и культуры.

Следуя заветам новой литературы, молодой поэт считал своим учителем великого Абая. В 1927 году Сейфуллин назначен ректором Кызыл-Ординского института народного просвещения. С мая 1928 года – лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литературного объединения казахской молодежи, руководитель Казахского института просвещения. В период нахождения на должности ректора Ташкентского высшего педагогического института он общается с видными учеными – М. Тынышпаевым, С. Асфендияровым, С. Маловым, В. Бартольдом и другими. Более того, он продолжает сбор фольклорных произведений казахского народа. В частности, ему удается издать такие сборники, как «Образцы древней казахской литературы», «Лейли и Меджнун» и другие.

С августа 1929-го он – доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института. Продолжая сбор образцов казахского устного творчества и литературы, он в 1932 году издает первую часть истории казахской литературы как учебник для студентов вуза.

В начале 1934 года Сакен Сейфуллин начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В институте трудились и другие известные ученые: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендияров, один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов, просветитель Конырхожа Ходжиков, великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэ­зов, тюрколог Исмет Кенесбаев, один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.

12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого Съезда писателей СССР, состоялся первый Съезд писателей Казахской Автономной Советской Социалистической Респуб­лики (входившей в то время в состав РСФСР), который объединил всех благонадежных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнес как основатель союза. Первым председателем был избран Ильяс Жансугуров. В августе – сентябре 1934 года Сейфуллин участвовал в работе первого Всесоюзного съезда советских писателей. В сентябре 1934 года он стал профессором Казахского коммунистического института журналистики.

Сейфуллин участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве. Известная русская писательница Галина Серебрякова после встречи с Сакеном Сейфуллиным в Москве в 1936 году писала: «Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуг­лое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза, смотрел он прямо, честно и смело и походил на олицетворявших отвагу и волю воинов с древнеперсидских фресок». В 1936 году Сейфуллин первым из казахских писателей был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

24 сентября 1937 года его арестовали. 25 февраля 1938 года по обвинению по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР приговорили к высшей мере наказания. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как враг народа в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года он был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления.

Сакен Сейфуллин останется в исторической памяти народа как яркий представитель казахской интеллигенции прошлого века. Известный казахский писатель Сабит Муканов написал пьесу «Сакен Сейфуллин», а его коллега Г. Мусрепов издал повесть «Однажды и на всю жизнь». В честь писателя в Омске, Алматы и Астане названы проспекты и улицы, в столице страны воздвигнули памятник. В Астане пользуется популярностью Музей С. Сейфуллина, а столичный Казахский агротехничес­кий университет носит его имя. В его честь ежегодно проводятся научные конференции. Ряд школ республики носит имя Сакена Сейфуллина.

Жулдызбек АБЫЛХОЖИН,

доктор исторических наук Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button