Uncategorized

Декларация о суверенитете республики

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял историческую Декларацию о государственном суверенитете. Этот документ подтвердил стремление республики к политической и экономической независимости.

В конце сложных 80-х годов XX века Советский Союз переживал агонию. Экономические, политические и социальные катаклизмы привели к закономерному и неминуемому процессу распада «красной империи», который впоследствии привел к появлению на карте 15 новых суверенных государств. Казахстан, как часть СССР, также испытывал на себе весь спектр нарастающих трудностей: экономическая и социальная стагнация, национальные и языковые проблемы, ухудшение экологической обстановки… Все они стали стали катализаторами серьезных грядущих изменений.

 

Экономические и социальные проблемы

В Советском Союзе, включая Казахскую ССР, экономика была основана на административно-командных методах управления, практически исключающих частную собственность, что привело к отсутствию мотивации и интереса для улучшения труда и, по сути, развитию теневой экономики. Так, в Казахстане большая часть природных ресурсов использовалась союзными министерствами, что превращало республику в обычную сырьевую базу. К примеру, из республики ежегодно вывозилось до 70% добываемой у нас нефти, 55% железной руды, 86% синтетического каучука.

Социальные условия также стремительно ухудшались: имел место заметный рост цен, падение общего уровня жизни населения, алкоголизм и наркомания стали распространенными проблемами. На фоне экономических и социальных трудностей ухудшилось здоровье граждан: так, в 1989 году наша республика занимала 1-е место по заболеваемости туберкулезом органов дыхания по СССР.

 

Национальные и культурные вопросы

Языковые и культурные проблемы в Казахстане были одними из самых острых. В северных регионах республики казахские школы практически исчезли, а казахский язык утрачивал свои былые позиции. Аульная молодежь, не владеющая русским языком, сталкивалась с серьезными трудностями при поступлении в вузы. Казахский язык вытеснялся из сферы образования и науки. К примеру, по Всеобщей переписи населения 1989 года в городах Казахстана 75,3% граждан владели русским языком. Забывались родные языки тех народов, которые прибыли когда-то в республику в годы депортации народов, — более 1 миллиона человек: 50% немцев, 63,4% украинцев, 66,6% белорусов и 50% корейцев от общего числа жителей городов считали родным русский язык.

В результате массового переселения представителей других этносов, особенно во время целинной эпопеи, сложилась сложная этнодемографическая ситуация, когда казахи оставались все еще национальным меньшинством. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года, в КазССР проживало 14684283 человека, в том числе казахов было 5289349  (36,0 %).

При активном вмешательстве Центра в Казахской ССР имели место серьезные просчеты в идеологической сфере, включая толкование национальной истории, сохранялся искаженный и односторонний подход в изучении казахской культуры, некоторых исторических событий и вклада личностей. Несмотря на провозглашенную демократизацию, по-прежнему партийный диктат и цензура ограничивали проблематику научного исследования в области литературы и искусства.

 

Экологическая ситуация

Экологическая ситуация в Казахстане также была в критическом положении. Аральское море высыхало, а Семипалатинский ядерный полигон, действовавший с 1949 года, наносил огромный вред здоровью населения. Эти и другие проблемы создавали дополнительную нагрузку на республику, обостряя кризисные процессы в социально-экономической сфере.

 

Желтоксан-1986

Имели место и кадровые перекосы, особенно в северных, северо-восточных регионах республики. Так, значительная часть первых секретарей обкомов была представителями некоренной национальности — ставленниками Центра.

В Казахстане недовольство политикой центральной власти проявилось декабрьским выступлением 1986 года, когда молодежь Алматы вышла на протест против назначения Геннадия Колбина на пост первого секретаря Компартии Казахстана. Это назначение вызвало взрыв возмущения среди граждан столицы и ряда областей, так как Колбин не был казахом и никогда не жил в республике. Эти события стали показателем нарастающего национального самосознания и стремления республики к самостоятельности.

По некоторым данным, трагическим его следствием стала гибель людей. Мирная демонстрация переросла в самое настоящее восстание, оказав действенное влияние на умонастроение народов других республик СССР, вызвав за собой протестные выступления в Прибалтике, Грузии и других союзных республиках. Последовали подобные события в Минске (1988), Тбилиси (1989), Баку (1990), Душанбе (1990), Риге (1990), Вильнюсе (1991). Протесты стали предвестником распада некогда монолитного Советского Союза и всего социалистического лагеря.

Карательные меры по отношению к участникам декабрьских выступлений были жесткими: 2 человека были приговорены к высшей мере наказания (расстрел), 99 осуждены, 319 уволены с работы, более 300 человек исключены из институтов, 53 — из рядов КПСС, 758 — из ВЛКСМ, более 1400 получили взыскания, наказали в административном порядке более 900 человек. Только в алма-атинских вузах уволили 319 преподавателей и исключили 182 студента. В числе осужденных были мужчины и женщины, 5 несовершеннолетних, 47 студентов, 11 служащих, 34 рабочих, 7 неработающих.

Декабрьское восстание привело к усилению автономистских и эмиграционных движений, к примеру, депортированных крымских татар, турок-месхетинцев и других, их намерений массового переселения к местам прежнего проживания. Желтоксан-1986 стимулировал процесс демократических преобразований в Казахстане. Были внесены изменения в политическую систему, расширены гражданские свободы и права, усилены гарантии прав человека. Был принят закон о языках в Казахской ССР (1989 г.). Открывались курсы изучения казахского языка, был возрожден древний праздник Наурыз. Стали активно регистрироваться национально-культурные центры. Началась реабилитация жертв политических репрессий 1920-1950-х гг. Появились первые общественно-политические объединения и движения («Невада-Семипалатинск», «Азат», «Казак тілі», «Желтоксан» и др.).

28 февраля 1989 года в Алма-Ате прошел массовый митинг за прекращение ядерных испытаний в республике, где выступил известный казахстанский поэт Олжас Сулейменов. Здесь же было принято решение о создании международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», которое выступало за полное прекращение ядерных испытаний. Движение организовало массовые митинги и акции протеста во всех других городах Казахстана за прекращение ядерных испытаний.

Значительное влияние на развитие общественно-политических процессов в республике оказывал начавшийся в 1988-1989 годы процесс реабилитации репрессированных граждан: народу вернули имена Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердиева, Жусипбека Аймаутова, Мухамеджана Тынышпаева, Санжара Асфендиярова и многих других, долгие годы находившихся в полном забвении.

 

Декларация

В этих сложнейших условиях 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял историческую Декларацию о государственном суверенитете. Этот документ подтвердил стремление республики к политической и экономической независимости, хотя и в рамках распадающегося как карточный домик Советского Союза. Декларация провозглашала верховенство законов Казахской ССР над союзными, что стало важным шагом на пути к полной независимости.

Начало 90-х годов ХХ в. в истории Казахстана было поистине судьбоносным. Политический и экономический кризис, охвативший СССР и приведший впоследствии к его распаду, поставил во главу угла принципиальный вопрос: «Какую модель экономики и какую форму государственности следует избрать?» Постсоветским республикам предстояло осуществить обратный переход от плановой экономики, основанной на государственной (публичной) собственности, к конкурентной и строить реальные рыночные отношения на базе приватизированной государственной (пуб-
личной) собственности, превращенной в частную.

Еще сложнее обстояло дело с определением политической системы и формы государства. В конце 80-х годов на территории бывшего СССР прошел «парад суверенитетов», когда каждая союзная республика объявляла о своем суверенитете. Декларации о государственном суверенитете союзных республик предусматривали крупные шаги в сторону их самостоятельности, расширению их суверенных прав. Как известно, 16 октября 1990 года на заседании комиссии Верховного Совета было бурное обсуждение проекта декларации и его принятие большинством голосов народных депутатов. Из 350 депутатов 71 человек проголосовал против принятия Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», и 25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета Казахской ССР был принят этот стратегически важный документ, подписанный председателем Верховного Совета Казахской ССР Е. Асановым.

В преамбуле документа нужно отметить важный пункт, который, на наш взгляд, является уникальным и подлинно историческим: был подчеркнут приоритет судьбы нациообразующего казахского народа, который нигде в другом месте не смог создать казахское государство. И второе — был сделан твердый и четкий курс на создание демократического и правового государства, если принять во внимание и осознавая то обстоятельство, что в XX веке наш народ пережил череду самых тяжелейших трагедий и невзгод.

В первой статье декларации содержался важный тезис: «Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза». Отметим, что 16 декабря 1991 года такой выбор Казахстан и сделал, правда, в течение 4 дней остававшись в составе СССР в гордом одиночестве.

Во второй же статье документа присутствовали не менее важные положения о том, что республика принимает всевозможные меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Принятая декларация огромную роль отводила вопросам сохранения языка и культуры не только казахов, но и представителей других этнических групп.

В документе четко был поставлен заслон нарушителям общественного спокойствия и нарушителям его территориальной целостности.

Ярые противники Декларации о государственном суверенитете, не соглашались с тем, что смысл этого важного политического акта, помимо прочего, состоял в признании исторической роли государствообразующего этноса — казахов, стоявших у истоков государства, объединившего под своей юрисдикцией и представителей других наций, вольно или невольно оказавшихся в разные периоды на территории Казахстана.

Декларация создала основы для будущей экономической самостоятельности республики: «Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы».

Немаловажным пунктом судьбоносного документа был пункт о том, что республика брала твердый курс на отказ от ядерного оружия, что было важно в тех сложных этнодемографических и геополитических условиях.

В документе было уделено внимание тем 5 миллионам казахов, которые проживали в странах ближнего и дальнего зарубежья: «Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами республики». В  республику за 34 года вернулось почти 1,5 миллиона казахов. В мае 1992 года был проведен всемирный конкурс «Жігіт сұлтаны», где в числе 63 молодых людей приняли участие и казахи из России и Монголии, в том числе и я — вчерашний студент одного из вузов Омска.

Принятая декларация заложила основы для новых силовых структур и правоохранительных органов республики.

Особое внимание было уделено государственным символам: «Символы государственного суверенитета Казахской ССР — герб, флаг, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом». Кстати, на основе этого пункта в начале июня 1992 года в весьма кратчайшие сроки были приняты новые символы уже независимого Казахстана.

Историческое значение Декларации о государственном суверенитете заключается в том, что в ней были отражены важные атрибуты государственности: территориальная целостность, система высших органов государства, принцип разделения государственной власти, финансово-кредитная система, государственная и негосударственная формы собственности и т. д.

16 декабря 1991 года Казахстан официально провозгласил свою независимость. Этот день стал важной вехой в истории страны, а 25 октября, когда была принята Декларация о суверенитете, впоследствии стал отмечаться как День Республики — праздник, символизирующий начало процесса достижения независимости.

Кстати, неминуемость распада Советского Союза в 1972, 1986 и 1990 годах предсказывал известный русский ученый, историк и географ, автор теории пассионарности Лев Николаевич Гумилев, предложив жизнеутверждающую формулу совместного и равноправного бытия: «Лучше порознь, но в дружбе».

Безусловно, путь к суверенитету Казахстана был сложным и тернистым. Экономические трудности, социальные и культурные вызовы, экологические проблемы и политические потрясения определили историческую значимость этих дней и месяцев. Поэтому День Республики мы отмечаем как один из ключевых и судьбоносных моментов в истории Казахстан — переход от статуса союзной республики к полному суверенитету. Этот праздник напоминает о долгом пути, который пришлось пройти Казахстану, чтобы стать независимым государством, и о тех событиях, которые навсегда изменили дальнейший ход развития его истории.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
академик НАН РК

Фото из архива Оналхана Онерхана

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button