UncategorizedКультура

Лейтмотивы Марфуги Бектемировой

Ее поэзия ярко индивидуальна, очень женственна, полна лиризма. Если выделить основные образы, то это степь, луна, путь, горы и природная стихия. Система сквозных образов рождает оригинальную интерпретацию лейтмотивов.

Было бы ошибочно думать, что Марфуга писала только о любви, красотах родной природы, земли. Немало у нее произведений, продолжающих сложную тему, впервые затронутую Абаем, – о противоречивости национального характера. Тема противоречий и блужданий народа, впервые поднятая Абаем и не решенная доселе, очень важная и актуальная сегодня, смело поднимается в поэзии Марфуги Бектемировой, поэтому ее стихи далеко не просто нежная и полная печали и любви лирика, а достаточно смелая и сильная социальная поэзия, вопрошающая и мятежная.

Внутренний мир поэтессы хрупок и чист, успокоение ей дарит природа, которую она тонко чувствует, и это роднит ее поэзию с традициями казахских жырау и акынов, в этом проявляется сугубо национальная стихия ее поэзии, тенгрианско-суфийское преклонение перед природой, дарующее очищение души, катарсис в сложном мире испытаний и разочарований. Как и в давние времена жырау, автор сравнивает себя с жеребенком, сиротливым ягненком, а размышляя о дарах судьбы, отмечает, что высший дар – это Слово, с которым тесно связана ее жизнь и которое она ни на что не может променять.

Великолепны пейзажные анимистические метафоры: «Зеренда, гуляка, ловелас» в цикле стихов о Боровом, «пляшет ветер, обернутый в шелка», «испуганные звезды». Образы запоминаются и пленяют читателя, окутывая волной тайны очарования и печального созерцания природы, едва уловимыми красками, которые открываются лишь поэтической душе.

Один из сквозных лейтмотивов – тема поэзии и поэтического долга. У Марфуги Бектемировой поэзия – «царица, госпожа». «Вымыта слезами и на вкус горька, ты моя царица, радость и тоска», – восклицает она в стихе, озаглавленном «Поэзия»:

«В одиночку Блуждают поэты

По горам.

На краях крутизны».

В целом поэзия Марфуги Бектемировой – это произведения, в которых доминируют ноты грусти и печали, но светлой и возвышенной, и потому медитативность здесь главный обертон, придающий всему ее творчеству элегическую печаль. Для поэтессы дар письма – великий дар, придающий особый смысл жизни. Она чувствует свою глубокую внутреннюю связь с поэзией Абая, Магжана, Беимбета. Стихотворение «Последние дни в тюрьме» имеет подзаголовок «Прощание Беимбета Майлина». Это творение поэтессы необычное и незабываемое, можно назвать маленькой поэмой, она избирает необычный прием – исповедальность прощального письма-послания:

«Черные, черные,

Черные дни,

Цвет этот

Все мои дни заслонил».

Тональность, ритмика передают состояние крайнего напряжения и аффекта и в то же время огромной воли и силы духа человека, осознающего несправедливость казни. Будто воплотившись в дух Беимбета Майлина, поэтесса обращается к степи, отождествляя ее с матерью. В следующей строфе поэт взывает к народу, тоскуя лишь об участи казахов. Он верит, что жизнь поэта была не напрасной. Пантеистично, в духе тенгрианства он знает, что его дух растворится в степи, в горных ущельях и ковылях, чтобы вновь возродиться духом свободы и истины.

Лаконично, но очень глубоко и трагично поэтесса пишет о Желтоксане, который для нее неразрывно связан с темой города, от которого веет холодом:

«Город хмур, на асфальте туман,

Бродит призрак по пролитой крови».

Здесь прослеживаются мотивы разочарования, когда город уже не чудо, а «грозное надбровие» и «черный день». Мотивы экзистенциального одиночества, ранимости души соседствуют с образами стойкости и веры в лучшее завтра. Образы внезапного ливня, размытых дорог, исчезнувшего ориентира, торжество лжи и пик всего – образ кинжала в теле обескровленной мечты. Успокоение, как обычно, дарует природа и рождается удивительный образ «сини неба в черном небе».

Один из излюбленных приемов автора – прием диалога со своим собеседником – другом, понимающим, иногда осуждающим:

«Не суди меня, нахмурив брови…».

Но постоянным собеседником лирической героине была она сама:

«Не горюй, не плачь ночами, продержись,

Знаю: чист душою ты, коварна жизнь».

Поэзия Марфуги Бектемировой исповедальна, прием повторов и рефренов усиливает это до крайних пределов, порой доводя строки до стиля магии заклинаний.

Жизнь поэта неотделима от страданий и исканий народа, и потому Марфуга Бектемирова пытается понять истоки народных бедствий, обращаясь к аруахам, собственной душе и разуму, находя успокоение в мольбе об удаче и о счастье для своего народа. Мотив таинства жизни, бытия, смерти и рождения тесно связан с таинствами природного мироздания, и потому здесь возникают образы незримого колдуна, летаргического сновидения, бесконечного хоровода стихий природного и космического мироздания.

В поэзии возможен диалог с далекими и будущими эпохами, поэту подвластны языки животных и птиц, и потому читатель узнает, каково это, быть ливнем и цветком и о чем думал старый конь, «река времени которого пересохла». Марфуга Бектемирова находит необычные сравнения и метафоры, создающие необычный художественный мир, полный таинств и волшебства озарений.

Время и пространство ее натурфилософской поэзии бесконечно, в единой спирали движутся жизнь и небытие. В пейзажной лирике есть поразительно сюжетные, запоминающиеся образы: «сосны-женщины», уподобленные часовым, «камни-овцы», прячущиеся от холода к берегам, «ветер-хозяин», тянущийся к садам и молодым ивам, завершает картину аксакал-сосна, шепотом подсказывающий, что пришла осень.

Природа дарует успокоение, здесь нет лжи, вражды, зла, печали и бед, и потому в лоне природы рождаются мечты и грезы и Жеке-батыр оживает, рассказывая очередную легенду.

Ритмика поэтических строк завораживает песенностью, лаконичные образы запоминаются, многие стихи подобны молитве, мольбе о благоденствии народа, судьба которого неразрывно связана с непростой участью поэта.

Жизнь подобна сну под небосводом, и потому не нужно сокрушаться, «лучше зашить рану на сердце, улыбаясь миру», вторит сама себе поэтесса на разные лады в сложные периоды своей жизни. Эти строки близки читателю многих поколений, в том числе и современной молодежи, и потому можно утверждать, что поэзия Марфуги – современная, вечная и нужная многим людям, верящим в белый парус мечты.

Асима ИШАНОВА, доктор филологических наук, профессор ЕНУ имени Л. Гумилева

Александр ПРОНИН, доктор филологических наук, профессор, Испания

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button