Uncategorized

Куда вывозят мусор?

Депутаты маслихата и члены Общественного совета столицы в ходе рабочего объезда посетили транспортные компании, которые занимаются сбором и вывозом твердых бытовых отходов.

В городе действует система по обслуживанию пяти районов четырьмя различными компаниями. Так, район «Сарыарка» обслуживает компания Zero Waste, «Байқоңыр» – «ГорКомТранс г. Караганды», «Есиль» и «Нура» – TAZA ZHER CAPITAL, район «Алматы» – Clean City NC. Подобное распределение было утверждено на конкурсе в конце мая, и компании приступили к своим обязанностям с 1 июля.

Операторы продемонстрировали хорошие результаты работы. Однако, несмотря на определенные успехи, есть ряд трудностей, связанных с нехваткой техники и финансирования. Для повышения качества обслуживания компаниям нужно больше ресурсов и оборудования, особенно для адаптации под городскую инфраструктуру.

Первым пунктом посещения стало предприятие Zero Waste, где обсудили все волнующие воп­росы.

По словам руководства, техника, задействованная компанией, собрана в Казахстане, с установленным турецким оборудованием, что характеризуется положительно.

– Машины оборудованы новыми системами для уменьшения выбросов, отвечающими стандартам Евро-5 и приближенными к Евро-6, что снижает загрязнение атмосферы. Для повышения безопасности также установлены камеры заднего вида и большие зеркала, что помогает избегать слепых зон. В нас­тоящее время в эксплуатации у компании 20 единиц техники, включая 17 машин с задней загрузкой и 3 крана-манипулятора, дополнительно был приобретен еще один манипулятор для удобства перемещения контейнеров, – сказал представитель компании Нурлан КУРАКБАЙ.

Он особо обратил внимание на сложности с учетом фактического числа жителей, пользующихся услугами компании. Например, в районе «Сарыарка» планировалось обслуживать 350 тысяч человек, однако текущие данные указывают на наличие лишь 240 тысяч зарегистрированных.

– Проблема кроется в недоступности к точной информации о числе проживающих, что создает затруднения в расчетах и сборе платы. Из-за отсутствия доступа к базам данных компании не могут корректно определить фактическое количество клиентов, что, в свою очередь, препятствует обоснованию повышения тарифов на обслуживание, которые остаются на низком уровне, – считает он.

На сегодняшний день, по словам спикера, компания продолжает улучшать свои показатели, но для полноценного повышения качества обслуживания необходимо урегулировать воп­росы с учетом фактического количества пользователей, повышением тарифов и модернизацией техники.

Депутат маслихата Сауле САМИДИН подняла вопрос о ситуа­ции с полигоном и расходами на захоронение отходов. Она выразила обеспокоенность тем, что 45% от тарифа уходят на это, но компании, ответственные за полигон, не выполняют свои обязательства. По ее мнению, необходимо задать вопрос Министерству экологии и природных ресурсов: почему компании, не выполняющие свои обязательства, все равно получают финансирование в таком объеме, и стоит ли вообще им платить?

– Данная проблема существует уже много лет, сопровождается скандалами, но при этом перерабатывающий завод до сих пор не работает, а объем переработки составляет всего лишь 5%, – отметила она.

Депутат предложила перераспределить тарифы, выделив на полигон только 30%, а компаниям, ответственным за логистику и выполняющим свои обязательства, – 70%. Это, по ее мнению, позволит таким компаниям работать более устойчиво.

Ее поддержал председатель Комиссии по вопросам энергоэффективности ЖКХ, строительства и экологии Юсуп КЕЛИГОВ.

Он отметил, что согласен с предыдущим мнением. По его словам, когда заключались договоры с компаниями, скорее всего, были согласованы инвес­тиционные проекты и бизнес-планы, в которых предусматривались постепенные показатели сортировки: например, 0,5% – в первые три года и 10-15% – через пять лет. Однако эти обязательства не выполняются, деньги просто тратятся на прессование и захоронение твердых бытовых отходов.

– Я предлагаю пересмотреть распределение платежей, направляемых на завод, и оставить их для поддержки компаний, если завод не выполняет обязательства. Повышение тарифов неизбежно, но нужно дать компаниям время, чтобы показать результаты работы. Если они не справятся, другие, более эффективные компании смогут занять их место. Важно, чтобы работа заводов и операторов действительно контролировалась в течение всего периода, – сказал Юсуп Келигов.

Кроме того, он считает, что в случае несоответствия фактичес­кой глубины сортировки отходов операторы и администраторы вправе спросить, почему это происходит.

В рамках обсуждения прозвучала новость о том, что на сегодняшний день есть меморандум с китайской компанией Shenzhen Energy. Вполне вероятно, что в Казахстане появится мусоро­сжигательный завод. Но насколько приживется идея, покажет время.

Следующим объектом стало ТОО «ГорКомТранс».

Генеральный директор «ГорКомТранс» Марат БИМАГАМБЕТОВ объяснил, что в соответствии с условиями конкурсной документации для района «Байқоңыр» компания должна была предоставить 18 единиц техники: 16 мусоровозов и 2 машины для работы с заглубленными контейнерами. Вся техника приобретена в 2024 году. Он подчеркнул, что у компании имеется собственная база, которая включает и ремонтные боксы, где ведутся работы по строи­тельству теплых помещений для спецтехники.

– На территории базы строятся теплые боксы с сэндвич-панелями и системой отопления. Эти боксы предназначены для стоянки и ежедневной мойки техники, что в будущем позволит отказаться от аренды автомоек, на которых машины обслуживаются сейчас на платной основе, – сказал генеральный директор.

Кроме того, Марат Бимагамбетов пояснил, что для нужд строительства и обслуживания городских районов компания переместила в столицу специа­лизированную технику из Караганды, включая самосвалы, грейдеры и каток. По его словам, у компании предусмотрена и ремонтная база, которая полностью готова и оснащена необходимым оборудованием.

По вопросам взаимодействия с юридическими лицами Марат Бимагамбетов сообщил, что работа ведется по двум направлениям: для встроенных помещений и отдельно стоящих объектов. Компания заключает договоры на обслуживание с различными арендаторами, но сталкивается с проблемами регистрации договоров, так как не всегда удается заключить контракт с фактическими пользователями услуги – часто на месте находятся арендаторы или наемные сотрудники, что затрудняет заключение долговременных контрактов.

ТОО TAZA ZHER CAPITAL отвечает за районы «Есиль» и «Нура». На его балансе самое большое количество техники.

Как отметило руководство компании, на данный момент на объекте находится 90 единиц техники, еще 10 ожидают на границе, что в сумме составляет 100 единиц. Оборудование включает контейнеры для мусора двух типов: евроконтейнеры на колесах стандартного формата и контейнеры типа «молок» с погруженным механизмом. Для контейнеров «молок» предусмотрена специализированная техника с крановым механизмом, известным как КМО, а для евроконтейнеров используется техника с задней погрузкой.

– Разделение мусора на контейнерных площадках не пре­дусмотрено. И контейнеры типа «молок» разработаны для пищевых отходов. Эти контейнеры, погруженные под землю, имеют серый цвет и круглую форму. Евроконтейнеры объемом 1,1 кубометра, расположенные возле домов, используются для раздельного сбора и пищевых отходов. В основном для города устанавливаются пластиковые контейнеры двух цветов: желтые – для раздельного сбора, зеленые – для пищевых отходов. Металлические контейнеры, в свою очередь, размещаются в районах с частными домами и коттеджами для предотвращения возгораний, – отметили представители компании.

Резюме после объезда подвел представитель Общественного совета Юсуп Келигов.

Председатель Комиссии по вопросам энергоэффективности, ЖКХ, строительства и экологии высказался о возможном повышении тарифов в сфере управления отходами. В частности, он отметил, что новые компании, начавшие работу в районах, осознали масштаб существующих проблем в логистике сбора и транспортировке ТБО. В связи с этим они рассматривают вопрос возможного повышения тарифов, который, по его мнению, неизбежен, но должен происходить постепенно. Юсуп Келигов считает, что компании должны сначала продемонстрировать способность оказывать услуги на высоком уровне, создавая удобство для горожан и гостей столицы, а также показать свою материальную, техническую возможность и профессионализм. Только после этого можно рассмотреть вопрос повышения тарифов, поскольку существует множество проблем, связанных с неплательщиками и неучтенными мигрантами.

– Для решения этих системных проблем необходимо провести серьезную работу, чтобы актуализировать базы данных, сверив их с налоговыми данными, информацией о миграции и жилье, а также с данными ОСИ. По его мнению, необходимо создать четкую программу управления отходами, включающую алгоритмы сбора, транспортировки, увеличение глубины сор­тировки и захоронения мусора, с особым акцентом на раздельном сборе с последующим созданием производства по переработке вторичного сырья. Это повысит заинтересованность граждан в разделении мусора. Тем самым мы повысим экологическую культуру в обществе. Но для этого необходимо внедрение новых технологий. Администраторам программы и участникам необходимо провести большую работу для аргументированного подхода к увеличению оказываемых услуг, – отметил председатель комиссии.

Отдельное внимание обращено на важность экологического воспитания: раздельный сбор отходов нужно внедрять на всех уровнях – от семей до детских садов и школ. Как подчеркнул он, здесь мы ничем не отличаемся от Европы или Японии, где сор­тировка давно вошла в бытовую привычку. Только комплексный подход, включая участие всех ответственных организаций и взаимодействие на уровне города, даст устойчивый результат и улучшит экологическую ситуацию в столице.

Екатерина ТЫЩЕНКО

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button