Прима казахской сцены
Юбилейный концерт, посвященный 95-летию народной артистки КазССР и СССР, лауреата государственных премий КазССР и СССР, кавалера ордена «Отан», академика, всеми любимой оперной певицы Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ, пройдет 17 ноября на сцене Большого зала «Астана Опера».
Для многих поколений она остается символом казахстанской музыкальной культуры, «казахским соловьем» с удивительным лирико-колоратурным сопрано, завораживающим слушателей на протяжении многих лет.
Выступить с ней на одной сцене мечтают и новички, и мэтры. Вот и в этот замечательный день гостями вечера станут как национальные звезды оперной сцены, так и гости из зарубежья.
Бибигуль Тулегенова входит в список ЮНЕСКО как одна из двадцати выдающихся женщин ХХ века.
Все думают, что она выросла и жила всю жизнь в роскоши, между тем судьба ее не баловала. Послушайте, что она рассказывает о себе.
Папа, признается певица, хотел сына и воспитывал как пацана и звал домашним именем Культай (күл – уголек). Он был музыкален и играл на скрипке, мама любила петь. В 1937 году отца, второго секретаря Семипалатинского райкома партии, арестовали, больше они его не видели, в семье осталось 7 детей, детство для Культай в одночасье закончилось. В 14 лет будущая прима устроилась вначале помощником киномеханика, а затем пошла работать на мясокомбинат. В годы войны подростки трудились наравне со взрослыми, порой по несколько смен. Когда в Семипалатинске развернули эвакогоспиталь, дети бегали к раненым с шефскими концертами, писали письма за них.
Сколько себя помнит, она всегда пела. Однажды от производства ее откомандировали на смотр художественной самодеятельности и начальник цеха благословил: «Заберите мою певицу, может она добьется успеха».
«Деточка, у тебя талант!» – воскликнула ее легендарная первая учительница по вокалу Галина Иосифовна Серебрякова, сосланная на 20 лет в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины – после Колымы. Многие годы спустя судьба подарит Бибигуль Ахметовне незабываемую встречу со своим педагогом: в 1963 году на гастролях в Москве, когда она выступала в Колонном зале Дома Союзов, ее подвели к седовласой женщине, которая спросила: «Что, не узнаешь меня, так сильно я изменилась?». «Да», – сказала ученица, и они заплакали…
Когда Бибигуль Ахметовна стала народной артисткой СССР и Героем Социалистического Труда, то и тогда, помимо Большого театра, Мариинки, зарубежных гастролей, где ей рукоплескали в старинных соборах XV века, без каприз отправлялась выступать на жайляу, полевой стан и спускалась в шахту. И никогда не давала себе поблажки: везде наряжалась и выглядела с иголочки – в концертном платье, с прической, макияжем и в туфельках.
На оперной сцене ее любимой партией была роль Кыз Жибек.
– О «Кыз Жибек» я мечтала с консерватории, на сцене Алма-Атинского театра оперы и балета, – вспоминает она. – Но эту роль тогда исполняла несравненная Куляш Байсеитова.
Когда Бибигуль поделилась сокровенной мечтой с примой, Куляш-апа ответила: «Кiшкентай, малышка, я тебе советую вначале привести в порядок свое произношение». «Видимо, по-казахски я говорила с акцентом», – признается Бибигуль Ахметовна.
Свою Жибек Бибигуль Тулегенова исполнит 15 лет спустя. Ее Толегеном в опере будет Амангельды Сембин, Бекежана спел неподражаемый Каукен Кенжетаев, дирижировал в спектакле несравненный Нургиса Тлендиев. Костюмы – розовое платье с рюшами, камзол, расшитый золотыми нитями, воздушную шапочку со страусиными перьями – шила ее подруга, талантливый художник Гульфайрус Исмаилова.
Годы спустя, когда на экраны вышла знаменитая экранизация эпической истории, Бибигуль Ахметовна назовет в честь главного героя своего сына. И сегодня не стесняется признаться: «Я всегда была влюблена в образ Толегена».
Шолпан АКБАЛАЕВА
Фото предоставлено пресс-службой театра «Астана Опера»