Рок-музыка – протест или снятие стресса?
Казалось бы, обычный бар на городской набережной. Но это место стало пристанищем для весьма необычных людей – столичных рокеров.
Зайдя внутрь бара, можно обнаружить малый зал, это точка для сбора слушателей и зона отдыха с диванами. Следующая дверь ведет в помещение на 80 кв. м, нельзя точно сказать, сколько человек там могут поместиться, но явно более 70. Участники различных групп ходят туда-сюда и перетаскивают оборудование, ведь сегодня день концерта, но даже в такой суматохе мне удалось поговорить с основателями творческого объединения ANTS. знакомьтесь – Сергей МАЦКЕВИЧ из группы «Чувства» и Евгений ДАНЕНКО из группы «Крок».
– Как вам пришла идея создать ваше творческое объединение? Какова ваша цель?
Сергей: Творческое объединение ANTS берет начало с 2021 года. Идея пришла после, скажем так, неудачной попытки поучаствовать в каких-нибудь концертах. То есть мы как начинающие группы столкнулись с проблемой, что в городе нет мест, где молодые музыканты именно авторской среды, которые пишут свой материал, могли бы выступить. Большинство организаторов бралось только за коммерчески успешные проекты, то есть это какой-нибудь кавер-бенд, трибют-бенд, а денег с авторских проектов не поимеешь. Вот поэтому мы решили для начала организовать свои концерты, потому что никто нам этого не сделает. Потом подумали: надо пустить это на поток, чтобы стабильно устраивать свои мероприятия.
Евгений: Наша цель – сделать из Астаны город, дружественный для творческих проектов. ANTS – это в первую очередь творческое объединение, то есть мы также открыты для театралов, художников, музыкантов, готовы к любому сотрудничеству. Мы хотим сделать из Астаны город для открытого творчества.
– Сколько групп в вашем объединении?
Сергей: Группы, которые включены в рабочий состав: «Чувства», «Крок», «Проспект», «Чип Фьюжн» и вроде все. Все остальные группы приглашенные, то есть это наши друзья, они не в основном составе, но мы с ними имеем тесный контакт. Платить, чтобы выступить на нашем концерте, не нужно, самое главное, иметь желание, собственный материал, ну и, соответственно, какую-то отдачу.
– Вы за андеграунд или мейнстрим?
Евгений: Лично я за андеграунд, но в целом понимаю мейнстрим. Многие люди, которые слушают мейнстрим, не готовы и не будут слушать андеграунд. Эти области музыки выполняют разные функции. Мейнстрим – он больше идет как отдых, как снятие стресса. Андеграунд – это то, что пронизывает твою душу, то, что проходит через твою личность. Если тебе нравится арт-хаус, андеграунд и подобные скрытые от широких масс слои творчества, то это так или иначе отражается на том, как вы видите этот мир.
– Рок, по-вашему, это протест? Против чего вы выступаете? Какая у вас идеология?
Сергей: Рок для меня – не протест. Это просто вид, форма музыки. Протест у нас, да, он имеется, но не связан конкретно с музыкой. У нас протест только в том, что мало творчества, мало смелости в творчестве и мало возможностей для творчества. Идеология у нас простая – человечность и ценность творчества.
– Прибыльное ли это дело?
Сергей: Дело это на самом деле неприбыльное, мы определенно покрываем наши расходы во время концерта, но все-таки суммы идут на наше дальнейшее техническое развитие и все остальное.
Евгений: У нас все держится на голой инициативе, на любви к собственному сообществу, к музыке, в основном авторской.
– Представим, что наши читатели захотят создать свою группу. Какие критерии отбора и как они могут выступить у вас?
Сергей: Самый главный критерий – наличие собственного творчества, то есть это создание чего-то нового. Второе – адекватность, то есть мы в первую очередь хотим, чтобы люди с нами адекватно контактировали. Третье – вовлеченность, то есть энтузиазм, это тоже очень важно. Мы не хотим работать с пассивными людьми. Пытаемся продвигать именно энтузиастов.
– Группы, которые выступают у вас, в основном играют авторскую музыку. Как вы относитесь к каверам?
Евгений: Каверы – это мейнстрим в Астане. Мейнстрим – это больше музыка для ненапряжного прослушивания. В Астане это культура баров. Например, люди приходят под вкусную еду послушать какие-то уже знакомые песни. И они могут разговаривать при этом друг с другом. Это не отнимает у них внимания. Это просто играет на фоне. С авторской музыкой такого не получится. Если бы вы были у нас на мероприятиях, то заметили бы, что здесь особо нет сидячих мест. То есть их количество 10-15 на зал, условно на 60 человек. Это как раз-таки сделано для того, чтобы люди, во-первых, поддерживали музыкантов, которые играют, вложили душу в тот материал, с которым они выступают, во-вторых, чтобы они вливались в нашу культуру.
– Рок в Казахстане жив или мертв? Каковы перспективы?
Сергей: Рок в Казахстане, как по мне, жив, причем очень жив. Для чего мы и занимаемся нашей деятельностью. Для того, чтобы этот рок выходил в массы и чтобы он был еще живее. Перспективы огромные. Самое главное, вкладывать туда труд и правильные идеи. Просто нужно больше заниматься развитием и завлечением. Пока мало людей, вовлеченных в то, чтобы пойти на концерт, послушать что-то новое. Люди в большинстве хотят прийти на что-то, может быть, спокойное или знакомое. Мы пытаемся людей оттолкнуть от этой тенденции.
– Много людей приходит на концерты?
Сергей: На концерты для андеграундного уровня, особенно для Астаны, приходит достаточно много, в среднем 50-60 человек. Самый большой наш концерт, самый успешный был на 120 человек примерно.
– Не так давно основатель одной актюбинской группы назвал Астану колхозом в плане рока. Что вы думаете на этот счет?
Сергей: Если честно, мне показалось, что это высказывание прозвучало на фоне большого расстройства из-за неудачи в проекте. То есть, если я все правильно понял, произошли какие-то недопланировки в подготовке и реализации. И как творец, и как человек, который просто занимается каким-то делом, я могу понять это расстройство и обиду. Но это было очень громкое высказывание. Потому что на одном неудачном опыте, причем с одним каким-то человеком, сразу заявлять так громко, что Астана – это колхоз в плане рок-музыки, пока что необоснованное мнение, я считаю.
Евгений: Стоит понимать, что это сказал человек, уважаемый в первую очередь среди музыкантов и то тех, которые его знают, не слушателей. Я никогда не был на его концертах, но предполагаю, это такой же андеграундный человек, да, с авторитетом среди музыкантов, но это не человек, к чьему мнению стоит прислушиваться в конкретном современном периоде.
– Часто ли вы сталкиваетесь с негативом?
Евгений: Негатив есть постоянно, когда ты что-то делаешь, что имеет какое-то глобальное значение. В Астане недаром устоялся тот порядок вещей, который был еще буквально 2-3 года назад. И через это сложно проходить. Люди смотрят на тебя, как на клоуна. Когда ты пытаешься что-то изменить на то, что реально имеет какой-то смысл и конструктив. До этого вполне себе было в порядке вещей, что 80-90 процентов групп в Астане играют в барах кавер-версии. Никто даже не ставил себе вопроса: а почему так? И когда вы создаете чисто авторские проекты, это вызывает недопонимание. Почему вы не ставите там какие-то приевшиеся массовому слушателю треки?
Мы действительно стараемся сделать наш город более творческим в культурном плане. Так как Астана и ее жители этого заслуживают. Город развивается активно, и мы смотрим на молодежь и видим, что она готова, ей нужно какое-то сообщество, нужно чувствовать себя частью чего-то целого. И это то, что мы готовы предложить в этом городе.
Мы прикладываем для этого все свои усилия. Часто работаем после основной работы, после девятичасовой смены идем и обсуждаем свои вопросы. Встречаемся где-то, устраиваем созвоны. Вкладываем личные деньги, причем немаленькие. Но мы в ближайшие пять лет готовы служить во благо культуры Астаны.
Сергей и Евгений: Не бойтесь проявлять свои творческие порывы, не бойтесь поддерживать творческие порывы других. Поддерживайте всех, кто занимается своим творчеством, поддерживайте и нас, чтобы мы помогали построить те самые мосты между творцами и людьми, которые ищут творчество. И спасибо всем, кто с нами сейчас и кто будет в будущем.
Азат ТУКБАЕВ
Фото Анастасии КОНКИНОЙ