Путь к лучшим условиям труда
Образование – одна из ключевых сфер, от которой зависит будущее нашей страны. Но за успехами учеников и качеством преподавания стоят те, кто ежедневно трудится в школах и детских садах – педагоги, воспитатели, технический персонал. Их права и интересы защищает столичный Профсоюз работников образования. Как он помогает добиваться лучших условий труда и социальных гарантий? Какие задачи ставит перед собой на ближайшие годы? Об этом в интервью «ВА» рассказал председатель Профсоюза работников образования Астаны Батыр АЛИЕВ.
– Какие задачи стоят перед Профсоюзом работников образования и что для вас лично является главным в работе?
– Главная цель нашей организации – представление и защита трудовых, социально-экономических и профессиональных прав членов профсоюза. Это включает обеспечение достойного уровня оплаты труда для всех категорий работников сферы образования, защиту их прав на своевременную выплату заработной платы, соответствующую значимости, объему и качеству их труда. Для улучшения условий труда и защиты интересов работников образовательных организаций Астаны было подписано региональное Соглашение о социальном партнерстве с Управлением образования города на 2023-2025 годы. Оно определяет взаимные обязательства сторон, направленные на защиту социально-трудовых прав работников, установление дополнительных гарантий, льгот и преимуществ для сотрудников, создание более благоприятных условий труда по сравнению с установленными законодательными нормами. Кроме того, важную роль играет коллективный договор, который помогает устанавливать права, выходящие за рамки стандартного законодательства. Для меня главное в этой работе – улучшение качества жизни членов профсоюза и справедливое представление их интересов.
– Какие первостепенные меры предпринимает профсоюз для защиты прав работников в сфере образования?
– Мы ведем общественный контроль за соблюдением трудового законодательства на основе Трудового кодекса Казахстана. Важной частью нашей работы является рассмотрение обращений членов профсоюза. Если возникают проблемы, мы стараемся оперативно реагировать, будь то задержка выплат, нарушение прав или другие вопросы. Такие ситуации мы решаем совместно с администрацией и работниками.
– Как вы взаимодействуете с государственными органами? Есть ли успешные примеры?
– Мы активно работаем с Управлением образования и другими государственными органами. Например, в рамках комиссии по социальному партнерству, в состав которой на паритетной основе входят по девять человек от профсоюза и Управления образования города Астаны, мы регулярно обсуждаем выполнение регионального соглашения. Уделяется большое внимание защите трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов работников организаций образования столицы. Также хотелось бы отметить сотрудничество с инспекцией по труду Астаны. Один из успешных примеров – решение вопроса по выплатам пособий воспитателям детских садов. Так, в профсоюз обратились воспитатели ясли-сада в связи с тем, что им не выплачивалось пособие на оздоровление за вторую ставку по совместительству. Для защиты трудовых прав была проведена встреча с коллективом и администрацией сада, где было разъяснено, что размер пособия на оздоровление педагогам, имеющим нормативную учебную нагрузку, рассчитывается из их фактической учебной нагрузки на день предоставления отпуска.
– Как вы оцениваете роль профсоюза в обсуждении законопроектов?
– При разработке законопроекта «О статусе педагога» нами была проделана огромная работа. На заседаниях рабочей группы представители профсоюза поднимали актуальные проблемы, волнующие педагогических работников: заработная плата, вопросы обеспечения жильем, социальные гарантии, привлечение работников образования к несвойственным им работам, принудительная подписка на СМИ, бесконечные проверки и отчеты, вмешательство в профессиональную деятельность педагогов и другие вопросы. Все поступившие предложения членов профсоюза были обсуждены на рабочих группах. Тем самым члены профсоюза имели возможность внести свои предложения по действующему законодательству страны.
– В последнее время активно обсуждаются реформы в сфере образования, в частности, система оплаты труда. К примеру, есть ли так называемые столичные надбавки к зарплате? Какие реформы, на ваш взгляд, должны быть приоритетными для государства, чтобы улучшить условия работы и жизни работников образования?
– У нас установлена единая система оплаты труда. Она для всех гражданских служащих единая и не привязана к региональному коэффициенту. Что касается улучшения условий работы педагогов, то этот вопрос был одним из пунктов моей предвыборной программы, когда я баллотировался в депутаты Мажилиса Парламента. В качестве одной из мер предлагаю упростить процесс аттестации педагогов, включить в штат менеджера отдела кадров.
На сегодняшний день актуальной остается низкая заработная плата педагогов дополнительного образования, не имеющих учебной нагрузки, главных бухгалтеров, библиотекарей, медицинских работников, административного, вспомогательного и технического персонала организаций образования.
Кроме вопросов по заработной плате, имеется ряд других проблем, касающихся социального статуса работников бюджетных организаций. Практически из-за низкой заработной платы недоступна, особенно для молодых специалистов, государственная жилищная программа.
Также при переходе организаций образования на производственно-хозяйственную деятельность сотрудники лишаются права встать в очередь на жилье как работники бюджетных организаций.
Не в полной мере реализуется п. 7 ст. 12 Закона РК «О статусе педагога», где местные исполнительные органы вправе устанавливать компенсационные выплаты педагогу за аренду жилья и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.
– Какими достижениями профсоюз может гордиться за последние несколько лет?
– Мы внесли несколько важных изменений в коллективные договоры и региональное соглашение на 2023-2025 годы. Теперь неквалифицированные сотрудники образовательных организаций, являющиеся членами профсоюза, могут получать пособие на оздоровление в размере минимальной заработной платы раз в год. Кроме того, обеспечили дополнительные льготы для работников, пострадавших от радиации на Семипалатинском полигоне, включая отпуск и доплаты в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РК и ст. 12 Закона «О статусе педагога». Также были закреплены гарантии, что при переходе образовательных организаций на ПХВ сохраняются все выплаты, предусмотренные законодательством. Работникам, являющимся членами профсоюза, и сотрудникам, присоединившимся к коллективному договору, сохраняются доплаты и надбавки. Немаловажно отметить, что действия регионального соглашения и коллективных договоров распространяются только на членов профсоюза, а также на лиц, присоединившихся к коллективному договору, что придает этим документам особую значимость.
Алина ИМАМБАЕВА
Фото из личного архива Батыра АЛИЕВА