Знать и понимать свои права
О том, какие меры принимаются по повышению правовой культуры граждан и как цифровизация и новые технологии помогают гражданам получить ответы на свои вопросы, мы поговорили с министром юстиции Азаматом ЕСКАРАЕВЫМ.
– Азамат Несипбаевич, мы хотели бы поговорить о мерах по повышению правовой грамотности граждан, поскольку это напрямую влияет на укрепление верховенства права в стране. Расскажите, какую работу в этом направлении ведет Министерство юстиции.
– Правовое государство невозможно без активного участия граждан в правовых процессах. Важно, чтобы каждый понимал свои права и обязанности, знал, как защитить свои интересы в правовом поле. Этот вопрос не раз поднимался Главой государства, который акцентировал внимание на необходимости повышения правовой грамотности и неукоснительном соблюдении закона и порядка.
Министерство юстиции координирует праворазъяснительную работу в целом. Для достижения поставленной цели мы активно работаем в нескольких направлениях.
Во-первых, обеспечивается всеобщий доступ как к действующему законодательству, так и к проектам актов. Для этого функционируют информационные системы «Әділет» и Эталонный контрольный банк законодательства. Люди могут посмотреть, изучить любой действующий закон онлайн бесплатно. А на платформе «Открытые НПА» можно следить за проектами нормативных правовых актов и активно участвовать в их обсуждении.
Во-вторых, учитывая, что сейчас большинство людей использует социальные сети для получения информации, мы ведем Instagram-страницу zan.onai – «Закон простыми словами», где разъясняем законы и их проекты доступным языком с помощью инфографики, видео и простых инструкций.
Через данную Instagram-страницу можно напрямую пройти на портал «Открытые НПА», чтобы любой человек, который заинтересовался проектом, мог изучить его и оставить свой комментарий.
В-третьих, мы с 2023 года активно задействовали потенциал радио, телевидения и печатных СМИ, так как эти инструменты даже на фоне бурного развития социальных сетей все равно пользуются спросом. Сейчас мы сотрудничаем с более 100 печатными СМИ, несколькими радио- и телеканалами, что позволяет распространить правовую информацию максимально широко.
В-четвертых, в этом году в селах и районах запустили проект «Кабинет права», чтобы люди могли получить доступ к правовой информации, государственным базам данных, изучить самостоятельно законы. Сейчас по стране работает более 2000 кабинетов.
В целом стараемся сделать правовую информацию доступной для всех граждан независимо от того, где они живут. Для удобства отдельные сайты и системы будут представлены в виде приложений и мобильных версий.
– Интересные проекты. Но эти инструменты человек использует в повседневной жизни, это позволяет ему участвовать в жизни государства. А что, если его интересуют конкретные правовые вопросы, ситуации, где нужны решения в правовом поле? Куда он может обратиться?
– Для таких случаев при министерстве работает круглосуточная правовая информационная служба, через нее можно получить базовую правовую консультацию. Нужно позвонить на номер 119, написать на WhatsApp или в Telegram-бот 19Kenesbot.
Кроме того, на ежемесячной основе территориальные органы юстиции совместно с адвокатами, нотариусами и другими квалифицированными специалистами проводят встречи, семинары, консультации, дни открытых дверей, в том числе в сельских населенных пунктах. В рамках данных мероприятий можно обратиться с правовым вопросом уже к конкретному специалисту.
Также функционирует система e-zankomegi, в которой работают профессиональные адвокаты и юристы, к ним можно уже обратиться с ситуацией, требующей юридического сопровождения.
– Это действительно удобно. Насколько активно граждане используют эти возможности?
– Мы видим, что интерес и вовлеченность граждан растет. Люди все больше обращаются к информационным системам, правовой информации в целом, и это замечательно. Ведь чем более информированным будет население, тем проще решать вопросы в правовом русле и строить активное гражданское общество.
– Как вообще население воспринимает праворазъяснительную работу? Оценивается ли это каким-то образом?
– Мы тоже задались этим вопросом в текущем году, так как хотели понять, в правильном ли направлении движемся. И для получения объективной обратной связи от населения запустили масштабное анкетирование через eGov mobile, которое прошли почти 100 тысяч граждан.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов оценивают свои знания в области законодательства на среднем уровне, то есть они имеют базовые знания, но испытывают трудности при применении этих знаний в повседневной жизни.
– Какие основные проблемы были выявлены в ходе опроса?
– Одна из ключевых проблем, о которой говорят респонденты, заключается в трудности понимания законодательства. Люди сталкиваются с тем, что законы часто бывают сложными для восприятия, и им нелегко ориентироваться в правовых вопросах. Поэтому министерство взяло этот вопрос на вооружение, будем его решать комплексно. Мы уже продвигаем инициативы по упрощению языка законодательства и по одновременной публикации закона вместе с его разъяснением.
Кстати, большинство граждан считают, что для повышения правовой грамотности работу необходимо начинать еще в школьном возрасте. Поэтому совместно с министерствами просвещения и науки и высшего образования начнем прорабатывать вопросы упрощения содержания предмета «Основы права» в школах и вузах. Продолжим анализ результатов опроса и постараемся улучшить подходы к правовому просвещению. Важно, чтобы мы не только реагировали на текущие запросы граждан, но и предсказывали их потребности. Также планируем расширять использование цифровых технологий для доступности правовой информации, чтобы каждый гражданин мог получить нужную помощь в удобном и понятном формате.
Подготовила Айгуль АЛЬЖАКСИНА