Культура

Джучи хан и его мир: история в картинках

Что если бы исторические события Золотой Орды, переплетенные легендами, ожили в ярком и динамичном образе? Именно такую задачу поставила столичная команда, создавшая уникальный комикс о Джучи, старшем сыне Чингисхана. Проект комикса «Джучи хан» рассказывает не только о важнейших событиях XIII века, но и делает их доступными и увлекательными для широкой аудитории, особенно для молодежи.

 

Исторические факты и современный сторителлинг

Астанчане – сценарист, художник и историк – поставили амбициозную задачу – наглядно рассказать о ключевых исторических событиях.

Основная тема комикса «Джучи хан» – это история взросления и становления исторической личности, выбор между желанием соответствовать представлениям отца и потребностью найти свой жизненный путь и построить свое государство в империи Чингисхана.

Писательница-сценарист Зауре ТУРЕХАНОВА рассказывает, что идея создания комикса возникла благодаря встрече с историком Жаксылыком САБИТОВЫМ.

– Однажды мой хороший друг – писатель-драматург Мади РАИМОВ пригласил на встречу с историками. Среди них был Жаксылык Сабитов, чьи лекции и выступления о Золотой Орде я с удовольствием смотрела на YouTube. На той встрече я подарила Жаксылыку свой роман-фэнтези «Амина Туран в Стране номадов» и спин-офф романа – комикс «Страна номадов. Свет и тень». Через некоторое время Жаксылык предложил мне написать сценарий для комикса о Джучи хане, оказалось, это его давняя мечта. Тема показалась мне интересной, я с детства увлекаюсь историей и собираю исторические книги. К тому же текущий год объявлен Годом празднования 800-летия улуса Джучи, также известного как Улуг улус (Великий улус), с которого берет начало Казахское ханство и, соответственно, наша государственность. Так начался наш совместный проект. В комиксе мы постарались максимально точно и объемно отразить все исторические данные, а также уделили внимание динамичному повествованию, чтобы школьникам было интересно, а факты легко запоминались, – рассказывает Зауре Туреханова.

По словам писательницы, для создания действительно точного и убедительного материала ей пришлось проделать огромную исследовательскую работу, изучая многочисленные исторические источники. Сам процесс включал изучение хронологии, имен и других данных, чтобы обеспечить историческую достоверность. Каждому персонажу была написана биография в соответствии с требованиями, как у студии Pixar, и только после этого она приступила к написанию сценария.

– Жаксылык очень талантливый рассказчик, он от природы умеет преподнести любую историю захватывающе и при этом удивить слушателя целым ворохом различных фактов. Как сценаристу, мне было очень интересно поработать с ним, так как я только объясняла, какие сюжетные точки мы должны создать, чтобы история была целостной и соответствовала американской структуре сторителлинга. Историк легко вник в суть, которую сценаристы учат годами, и мы смогли быстро создать структуру комикса.

Помимо основной сюжетной линии, в комиксе заложены три истории. Первая – противостояние двоих братьев – Джучи и Чагатая и их диаметрально противоположные точки зрения на жизнь. Вторая – история любви избалованных старших детей двух властителей – Джучи хана и Султан хана, старшей дочери правителя Хорезма, а также история дружбы Джучи и Тука Тимура, который был метким стрелком и убил свыше сотни врагов в бою, однако после пережитого урока судьбы он решает привнести в эту жизнь столько же детей, сколько жизней он отнял. Думаю, с помощью этих и многих других историй, заложенных в комикс, мы смогли отобразить дух того времени и основные события за время жизни Джучи хана, – поделилась она.

 

Как сделать доступной историю?

Создание комикса оказалось гораздо сложнее, чем думается на первый взгляд. Жаксылык Сабитов, как автор концепции проекта, подчеркнул, что популяризация истории всегда требует компромиссов: важно сохранить научную достоверность, но при этом сделать материал понятным и интересным для широкой аудитории.

– Сюжетная линия комикса сосредоточена на первом появлении Джучи на территории Казахстана, его становлении и создании улуса. В то время улус Джучи включал земли современного Казахстана, Хорезма, Булгара и другие. Основные источники о той эпохе – официальные хроники «Таварих-и гузида», «Сокровенное сказание монголов», но наряду с ними существуют и альтернативные свидетельства. Помимо официальных текстов, мы опирались на «Шахнаме» Фирдоуси, устные рассказы аксакалов и второстепенные свидетельства, такие как династийные хроники «Юаньши» о завоевании восточных земель Дешт-и-Кипчака. Эти источники помогли нам показать Джучи не только как историческую фигуру, но и как живого человека, чья роль в мировой истории по-настоящему велика. Проект вдохновлен тем, что, несмотря на важность фигуры Джучи, большинство людей почти ничего о нем не знает. Например, один из российских историков посвятил ему фундаментальную работу на 400 страниц, однако ее сложный научный язык остается барьером даже для специалистов, не говоря уже о широкой аудитории. Современная культура потребления информации диктует свои условия: книги, особенно научные, теряют популярность, уступая место более доступным форматам, – добавляет историк.

По мнению Жаксылыка Сабитова, комикс – это идеальный способ рассказать о Джучи и его времени. Он позволяет в легкой и увлекательной форме донести до широкой аудитории знания, которые обычно остаются в рамках академических дискуссий.

Однако адаптация исторического материала для популярного формата неизбежно связана с упрощениями. История эпохи Джучи гораздо сложнее, чем можно передать через комикс, поэтому приходится искать компромисс.

– Передать все исторические реалии XIII века в рамках комикса – задача крайне сложная. Кроме того, внутри академического сообщества существуют споры по поводу интерпретации тех или иных событий и личностей. В таких случаях приходится занимать нейтральную позицию, избегать имен или конкретных утверждений, чтобы сохранить баланс. Мы постарались придерживаться золотой середины, которая отражает научное понимание эпохи Джучи, его семьи и жизни, – поясняет Жаксылык Сабитов.

 

Тюркский стиль в графике

Главным художником проекта стал Елнар БЕЙМИШ, который собрал целую команду профессионалов, работающих по принципу крупных студий. На создание визуальной части ушло много времени – от раскадровок до финальной верстки.

– Если честно, это мой первый крупный проект, и я подошел к нему с большим энтузиазмом. Проект «Джучи хан» основан на исследовательских данных, поэтому наша команда работала очень тщательно, советуясь друг с другом. Нам присылали материалы – энциклопедии, археологические и архитектурные фотографии, а также изображения одежды того времени. До этого я долго рисовал в мультипликационном стиле, который дает больше свободы – там можно рисовать то, что приходит в голову, не оглядываясь на детали. А вот здесь было важно сохранить историческую точность. При создании комикса мы избегали копирования западных супергеройских образов, как в американских Marvel, или японского стиля манга, хотя молодежь часто ими увлекается. Наша цель состояла в том, чтобы создать свой тюркский стиль, который стал бы чем-то уникальным, – сказал художник.

Он объяснил, что в выборе цветов для комикса была определенная закономерность.

– В западных комиксах, например, есть четкие правила: если сцена передает холодное настроение, используются холодные оттенки – синий, фиолетовый, голубой. Если же настроение радостное или позитивное, применяются теплые цвета. Это логичный подход, который помогает передать атмосферу. В нашем проекте события развиваются непредсказуемо, как и погода во время битвы, поэтому мы часто полагались на интуицию.

Например, для создания нужной атмосферы использовались определенные оттенки. В сценах, где караван движется к цитадели, мы выбрали теплые тона, в основном коричневые, чтобы подчеркнуть спокойствие и уют. Основной акцент делался на эмоциях персонажей, а фон при этом приглушался, чтобы внимание зрителей сосредоточилось на героях и их переживаниях, – раскрыл секреты Елнар Беймиш.

 

От страниц к экрану

Комиксы давно стали эффективным способом популяризации сложных тем. Они легко воспринимаются, позволяют совмещать текст с визуальной подачей и доносят идеи до широкой аудитории, особенно молодежи.

– Комиксы, как формат, отлично подходят для популяризации истории. Они предоставляют визуально понятный и легко запоминающийся материал, что особенно важно для привлечения молодой аудитории. Сегодня в учебниках истории практически отсутствует такой формат, как сторителлинг, который делает рассказ захватывающим. Мы мало знаем о ханах Золотой Орды и их подвигах, а информации, способной объяснить, почему они были выдающимися личностями, почти нет. Комиксы позволяют рассказать историю через призму сторителлинга. Наш проект основан на этой идее: сценарий был специально создан для того, чтобы в доступной форме объяснить основные события жизни Джучи. Более того, он может стать хорошей основой для будущего художественного фильма.

Мы видим примеры того, как компании вроде Marvel и DC успешно экранизируют свои комиксы благодаря уже готовым сценариям и визуализации, проверенным временем. Подобный подход может быть применен и к истории ханов Золотой Орды. В будущем мы планируем создавать и другие комиксы, посвященные этой эпохе, – отметил Жаксылык Сабитов.

Комикс о Джучи – это только начало. Команда планирует продолжить работу над серией, рассказывая истории ханов Золотой Орды. Этот уникальный проект не только знакомит с прошлым, но и показывает, как современные технологии и искусство могут переосмыслить историю, делая ее ближе и понятнее каждому.

Алина ИМАМБАЕВА

Фото предоставлено организаторами

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button