Куда ведут столичные дороги?
Парк общественного транспорта столицы пополнится еще 300 автобусами. Появятся новые удобные маршруты, действующие сократят интервал движения. Об этих и других дорожно-транспортных перспективах рассказали в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Астаны.
Напомним, в столице разработана и утверждена Стратегия развития комплексной транспортной системы на 2025-2035 годы. Основная задача программы – сделать общественный транспорт комфортным, скоростным и доступным для пассажиров, особенно в часы пик. В Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры надеются таким образом увеличить трафик на столичных дорогах.
За последние два года автобусный парк обновил свой подвижной состав на 45%, по дорогам сейчас курсируют 706 новых автобусов.
ЛРТ как альтернатива
Проект уже находится на финишной прямой. До конца года планируется построить все его станции, включая монтаж фасадов, строительство надземных переходов, внутреннюю отделку, благоустройство прилегающих территорий.
Депо ЛРТ расположено в районе Международного аэропорта на территории площадью 16,84 га. Общая площадь центра управления составит около 80 тысяч кв. м, где разместятся все необходимые объекты для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Комплекс включает здание для мойки вагонов, склады для запасных частей и оборудования, специализированную технику для поддержания и ремонта путей, а также административные помещения для обучения и повышения квалификации персонала.
На территории депо будет создан Центр управления беспилотными поездами. Инновационная система автоматизированного управления позволит значительно повысить безопасность и эффективность легкорельсового транспорта, автоматизируя процессы запуска, торможения и остановки на станциях, практически исключая влияние человеческого фактора.
В этом году число рабочих, задействованных в строительстве, увеличится до 4,5 тысячи. Рабочие места будут предоставлены местным жителям. Первые 15 поездов планируется доставить летом 2025-го, а тестовая эксплуатация будет начата в ноябре этого года. В случае успешной тестовой эксплуатации строительство линии ЛРТ завершится до конца года.
Проект реализуется консорциумом, в который входят несколько китайских компаний и казахстанские подрядчики. По данным столичного акимата, для возведения монолитного каркаса с несущими балками, железобетонных конструкций платформ, ригелей и других элементов использован 79971 кубометр бетона марки В45 и 9,59 тысячи тонн арматуры.
Линия ЛРТ будет включать 18 станций, разделенных на два типа: наземные – 11 и надземные – 7. Станции, расположенные на улицах Сыганак (2), Калдаякова (4) и в районе железнодорожного вокзала «Нұрлы жол» (1), выделяются своим центральным расположением относительно дороги. Для безопасного доступа к станциям предусмотрены надземные переходы – по два на каждую из семи станций, всего 14 переходов.
В прошлом году закончили фасадные работы на станции №101, включающие монтаж металлических конструкций (497,51 тонны) и облицовку наружными панелями и витражами (4765 кв. м). На станциях №109 и №112 также выполнен монтаж металлических конструкций.
Завершено строительство вантового моста через реку Есиль. Это сооружение длиной 155 метров, шириной 14 метров и высотой 28 метров спроектировано с учетом климатических условий и уровня воды в реке. Мост представляет собой арку с проездом снизу и снабжен затяжками. Проезжая часть выполнена в виде балочной клетки с железобетонной плитой. Рядом расположен автомобильный мост, который станет важным элементом транспортной инфраструктуры города.
Транспортная инфраструктура
Прошлый год стал результативным в плане дорожно-транспортных работ. В столице проведены работы по среднему ремонту 50 улиц, общая протяженность которых составила 60 километров. Одним из важнейших проектов стало завершение строительства моста с проспекта Аль-Фараби на Тәуелсіздік.
Ранее был обеспечен проезд по нижнему слою дорожного покрытия на мосту Тәуелсіздік через реку Есиль, а в июне 2024-го завершили работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Это значительно уменьшило нагрузку на проспект Мәңгілік Ел и обеспечило быстрое перемещение между правым и левым берегами реки. В результате были улучшены транспортные потоки, что положительно сказалось на общем движении в городе.
Мост имеет восемь полос – по четыре в каждую сторону. По его бокам расположены пешеходные зоны и велодорожки, что способствует повышению комфорта для всех участников дорожного движения.
Для более быстрого дорожного движения управление намерено увеличивать количество автомобильных эстакад и развязок. Несколько проектов находятся в разработке. В столице основную нагрузку несут 9 автомобильных мостов.
За безопасностью следит Smart City
Безопасность в столице – один из главных пунктов Стратегии развития города и транспортной системы в целом. Проект Smart City направлен на 100%-ный охват города интеллектуальными системами видеонаблюдения. Проект предполагает установку 22 тысяч камер и 1200 скоростемеров. Искусственный интеллект будет использоваться для анализа нарушений Правил дорожного движения и ситуаций на дорогах столицы. Начало проекта запланировано на 2025 год.
Система взвешивания автотранспорта
Министерством транспорта РК запущена автоматизированная система взвешивания автотранспорта, въезжающего в столицу. Эта система позволяет улучшить контроль за соблюдением весовых норм для грузовых автомобилей, который сказывается на транспортной инфраструктуре города. Автоматические измерители установлены на основных въездах в город со стороны Павлодара, Караганды, Костаная, Кокшетау, Косшы, а также у поселков Караоткель и Малотимофеевка.
В общей сложности в городе установлено 7 единиц АСИ, каждая измеряет массу на ось в динамике автотранспортного средства и фиксирует случаи превышения допустимых весовых параметров. При выявлении перегруза системы автоматически делают фотофиксацию, после чего информация передается в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных.
Бауыржан ИСАБАЕВ, член Общественного совета столицы:
– Астана развивается очень быстрыми темпами. Я помню те времена, когда город можно было объехать на машине за 10 минут, тогда численность населения составляла 200 тысяч человек. Сейчас здесь проживает 1,5 миллиона жителей, и столица продолжает расти. Ежедневно по дорогам передвигается более 450 тысяч автомобилей, городская сеть составляет более 1000 км. При таком стремительном росте мегаполиса городские власти стараются создать максимально комфортные условия для всех участников дорожного движения. Например, в прошлом году провели средний ремонт 200 км дорог – это 20% от всей дорожной сети города. Притом что каждые пять лет их поверхность требует нового покрытия. Стоит отметить, что ремонт дорог включает в себя комплексный подход – от благоустройства придорожной системы, освещения до организации пешеходных переходов и комфортных перекрестков.
Между тем считаю, что необходимо качественное планирование дорожно-транспортной инфраструктуры с учетом роста населения. Если ежедневно возникают автомобильные пробки более 10 минут, то город несет колоссальные убытки и становится инвестиционно непривлекательным, а это губительно для мегаполисов. Понятно, что содержать дорожную инфраструктуру очень дорого. Сейчас мы видим, как ежедневно в несколько смен работают коммунальные службы, вывозят снег, очищают проезды. При этом ежегодно город увеличивается, застраиваются новые кварталы, а значит, увеличивается нагрузка на дорожных рабочих и коммунальные службы. Опыт больших мегаполисов показывает, что, как бы ни улучшали инфраструктуру, на определенном этапе городские власти сталкиваются с проблемами. Их решением становятся нововведения, такие как повышение стоимости парковочных мест, ограничения по заездам и прочее. Например, в Сингапуре необходимо получить лицензию на приобретение нового автомобиля на период до 10 лет, затем его сдают в утиль. Льготные программы автокредитования могут усугубить проблему с заторами на дорогах, поэтому наряду с этим необходимо развивать общественный транспорт. Ежесуточно на линию выходит около 2 тысяч автобусов, которые обслуживают 600-700 тысяч пассажиров. Внедренный проект Bus Lane хорошо справляется с трафиком в часы пик. Но уже сегодня нужны новые альтернативные решения – троллейбусы, новые маршруты, шаттл-басы к зданиям министерств и других крупных ведомственных организаций, службы такси, которые помогут жителям города максимально быстро и удобно доехать до места. Большие надежды возлагаются на ЛРТ, который запустят в начале следующего года. Это, конечно, снимет часть проблем. Однако, глядя на поток заезжающих со стороны Косшы, Талапкера и других близлежащих населенных пунктов, необходимо уже сейчас находить способы снижения трафика в будущем. Считаю, нужно привлекать инвесторов либо своими силами строить навесные путепроводы над существующими загруженными магистральными участками. Эти платные дороги могли бы разгрузить часть улиц. Например, китайские инвесторы предлагают такой путепровод по проспекту Кабанбай батыра. На мой взгляд, для решения всех этих проблем нужно активно вовлекать общественность, жителей столицы, чтобы совместными усилиями строить комфортный и безопасный город.
Юлия ТЕН
Фото из архива Оналхана ОНЕРХАНА