Мегаполис и аграрная отрасль
Астана имеет огромный агропромышленный потенциал. За последние годы показатели объемов производства столичной аграрной продукции стремительно выросли.
Сегодня как на республиканском, так и на местном исполнительном уровне создаются благоприятные условия для развития аграрной отрасли. Прежде всего, это важно с точки зрения продовольственной безопасности. Что касается столицы, для привлечения инвесторов предлагаются льготные условия для ведения бизнеса, в том числе комфортная инфраструктура для взаимовыгодных проектов, имеются механизмы для реализации и хранения продукции.
Все эти меры позволили в несколько раз увеличить объемы иностранных инвестиций в производство пищевых продуктов, что говорит о высокой привлекательности данной отрасли.
По данным Министерства сельского хозяйства, с января по сентябрь 2024 года объемы производства продуктов питания в Казахстане достигли 2,4 трлн тенге.
Старые рынки в новом формате
Растущий спрос на продукцию сельского производства повлиял на рынок сбыта, который постепенно переходит в современный формат торговли. В столице приступили к постепенной модернизации рынков, которые, согласно планам, полностью изменятся к 2029 году. На месте популярных старых павильонов с уличными торговыми рядами теперь возводятся современные здания, которые по площади, качеству и комфорту не уступают концептуальным торговым центрам.
Реконструкция рынков включает в себя несколько этапов. Прежде всего они направлены на улучшение функциональности, эстетику, безопасность и удобство для посетителей. На первом этапе работы проектировщики провели комплексный анализ ситуации и геомаркетинговые исследования. Второй этап заключался в разработке концепции рынка и третий – его объемно-планировочных решениях. В проекте реконструкции предусмотрены благоустройство территории, включая паркинг с озеленением, уличное освещение и пешеходные дорожки.
Согласно утвержденной Дорожной карте по модернизации торговых рынков, до конца года в Астане изменения коснутся семи торговых площадок: «Ұлжан», «Алтай», «Шанхай» («Көк базар»), «Сарыарка», Центральный рынок, «Алаш», «Шарын». Все они должны соответствовать требованиям санитарной и пожарной безопасности, иметь парковочные места и быть оснащенными оборудованием для онлайн-платежей. Их модернизация проводится за счет частных инвестиций. К слову, опыт Казахстана в этом стал интересен для иностранных девелоперов коммерческой недвижимости.
В рамках реализации государственных и местных программ на поддержку предпринимательства в прошлом году было предусмотрено 32,4 млрд тенге, из них
23,8 млрд – из республиканского, 8,6 млрд – из местного бюджетов, в том числе на субсидирование 31 млрд тенге, гарантирование кредитов – 1,2 млрд, предоставление государственных грантов на открытие своего дела – 200,8 млн тенге.
Условия созданы
В городе с ростом населения увеличивается и потребление продукции АПК, активно развивается пищевая промышленность. Власти города надеются на перспективность проектов, направленных на глубокую переработку сельхозтоваров. Внимание уделяется созданию производств в сфере АПК и строительству торговой инфраструктуры. Один из таких проектов – аграрно-индустриальная зона площадью порядка 60 га. Сегодня для ее размещения ведется поиск земельного участка. На территории планируется расположить около 20 проектов, сумма инвестиций составит около 40 млрд тенге. Предположительная стоимость инфраструктуры – порядка 25 млрд тенге.
В этом году за счет частных инвестиций планируется ввести в эксплуатацию многофункциональный фермерский рынок (ТОО «Farmers Mart») на сумму 6 млрд тенге с общей площадью 16,7 тыс. кв.м.
Также реализуется инвестиционный проект по строительству овощехранилища (ТОО «Asian Fruits Market») на 8 тыс. тонн продукции с общим объемом инвестиций порядка 1,3 млрд тенге. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2026 году.
Эти и другие планы направлены на обеспечение продовольственной безопасности города. На сегодня в городе имеется порядка 40 предприятий агропромышленного комплекса, производящих три наименования из категории социально значимых продуктов питания.
Производство ведут мукомольные предприятия, хлебозаводы, предприятия колбасных изделий и молочной продукции, овощебазы и тепличные комплексы. Кроме того, планируется реализовать более 200 инвестиционных проектов. Ко всем объектам будут проведены инженерные коммуникации. К слову, строительство двух тепличных комплексов мощностью 10 тыс. тонн овощей в год стало стимулом для развития сопутствующих отраслей, включая логистику, переработку и упаковку продукции, а также создание новых цепочек поставок. Важно отметить, что внедрение передовых технологий в отрасль должно не только увеличить финансовую доходность города, но и минимизировать экологические затраты. Как следствие – эти меры позволят компенсировать дефицит сельхозпродукции в межсезонье и стабилизировать цены на столичных рынках, а также создать новые рабочие места.
На создание продовольственного пояса вокруг столицы направлено около 6,5 млрд тенге. Средства инвестированы в АПК до нынешнего года.
Ярмарки расширяют ассортимент
Немаловажным подспорьем в этом вопросе стала организация ежегодных сельскохозяйственных ярмарок в городе. К слову, для каждого региона определен календарный график и период проведения. Так, в городах республиканского и областного значения сельскохозяйственные ярмарки должны проводиться не реже одного раза в неделю. Места для торговли предоставляются бесплатно. Причем организационный процесс должен быть оцифрован, чтобы все желающие принять участие могли подать заявки онлайн. Цены на сельскохозяйственных, праздничных и сезонных ярмарках устанавливаются ниже рыночных. Управление по инвестициям и развитию предпринимательства подчеркивает социальную значимость их проведения в столице.
Учитывая, что ежегодно формируется достаточный объем запасов продовольствия в стране, продукция соседних регионов расширяет ассортимент и доступность продовольственных товаров для местного населения. Продовольственный запас страны формируется из 29 видов продуктов питания (баранина, говядина, овощи, крупы, кисломолочные продукты, рыба, подсолнечное масло и другие). Запасы хранятся на складах СПК, в торговых сетях, у сельхозпроизводителей, крупных оптовых поставщиков.
Стоит отметить, что созданный местными властями комплекс мер по достижению поставленной цели постепенно увеличивает объемы эффективного производства сельскохозяйственной продукции в продовольственном поясе вокруг Астаны.
Поддержка аграриев
В целом, по мнению специалистов ведомства, работа по развитию агропромышленого комплекса и реализация программ, направленная на формирование этой отрасли, позволила увеличить объемы поставок основных видов продуктов питания на рынки города, создать стабильную сырьевую базу в зоне продовольственного пояса, обеспечила жителей столицы основными видами продуктов питания по доступным ценам за счет современных методов производства и минимальных расходов на транспортировку.
В сфере агропромышленного комплекса важно продолжать государственную поддержку предпринимательства путем введения льготного налогообложения для субъектов АПК, предоставления субсидий, обеспечения льготным кредитованием на проведение весенне-полевых и уборочных работ.
Сегодня предусмотрены такие виды государственной поддержки, как субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу технологического оборудования, на приобретение сельскохозяйственных животных, а также предоставляется лизинг сельскохозяйственной техники.
Нурлан НУРМАГАМБЕТОВ, председатель отраслевого совета торговли и услуг региональной Палаты предпринимателей «Атамекен»:
– Считаю необходимым проводить комплексную работу по стабилизации цен на социально значимые продукты питания, в том числе в рамках контрактации (договоренности) с субъектами предпринимательства. Здесь важна роль стабилизирующего фонда, развитие овощехранилищ с соблюдением технологий хранения при рынках первой категории, а также с обеспечением их оборотных средств.
Думаю, в этом вопросе помогло бы развитие придомового мобильного (торговля на транспорте)предпринимательства овощей и фруктов. Такие меры способствовали бы увеличению конкуренции и снижению цен. Естественно, должны быть прописаны договорные условия по соблюдению всех норм законодательства.
Что касается создания фермерских рынков, важно понимать, что фермер не может заниматься реализацией своей продукции, параллельно занимаясь своей работой. Активные перекупщики и реализаторы имеют необходимые механизмы для организации торговли в городе. Здесь важно обеспечить безопасностью потребителей, чтобы торговцы имели все сопроводительные документы своего товара. Для решения этих моментов необходимы новые подходы в организации работы. Стоит особое внимание уделить развитию местных цехов, откормочных культур, именно на прилегающей агломерации, создавать условия по обучению местных трейдеров.
В цехах современного формата, на мой взгляд, должны быть организованы специальные места для правильной обвалки мясной продукции для ресторанов и магазинов. При этом работа должна быть организована таким образом, чтобы фермер мог, не заезжая в город, реализовывать свою продукцию. Необходим комплексный подход, который нацелен на решение всех проблем отрасли. При условии соблюдения перечисленных моментов продовольственный пояс столицы будет оснащен качественной и доступной продукцией. Было бы хорошо создать под это специальную программу по типу «1000 мест – уличная торговля». Это создаст конкурирующую среду, которая так или иначе повлияет на качество и ценовую политику. Палата предпринимателей Астаны может стать консолидирующим органом в этом вопросе между бизнесом и государством.
Я акцентирую внимание именно на развитии откормочной культуры в прилегающей агломерации, потому что в столице наблюдается небольшой дефицит мясной продукции более высокой категории с февраля по июнь. Между тем не у всех сельчан есть возможность откармливать скот и поставлять его в столицу. Местным исполнительным органам можно продумать механизмы форвардного закупа именно в этот период. Целевое использование таких мер государственной поддержки будет точечно влиять на ценообразование.
Важно развитие овощехранения на территориях рынков первой категории. Различные формы льготного государственного кредитования способствовали бы строительству таких площадок для развития торговли по стоимости ниже рыночной. Это позволит обеспечить бесперебойное поступление овощей в хранилища в зимний период для формирования стабфонда при долевом участии бизнеса.
Считаю, что в стране необходимо продолжать политику на защиту частного предпринимательства в агропромышленной отрасли.
Юлия ТЕН
Фото из архива Василия КРАСЬ