Железные транспортные артерии страны
![](https://www.vechastana.kz/wp-content/uploads/2025/02/9fa98bcb-5aa6-4c10-a6ef-45209934761a-780x470.jpeg)
Железнодорожное сообщение остается самым востребованным способом передвижения в Казахстане. Этот вид транспорта обеспечивает 70% всего грузооборота страны. С развитием международных транспортных коридоров растет потребность в модернизации железнодорожной отрасли. Столичные предприятия играют в этом большую роль.
РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ…
Протяженность железных дорог в Казахстане сегодня превышает 15 тыс. км. Начатая в этом году по поручению Главы государства масштабная модернизация отрасли позволит увеличить железнодорожные линии, обеспечив пропускную способность в 5 раз и решить вопросы грузоперевозок на некоторых участках.
Программа составлена на основе анализа текущей ситуации в области грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Изучены реформы соседних стран в области перевозок, а также рассмотрена действующая институциональная и регуляторная модель же- лезнодорожной отрасли.
Стратегия включает комплекс мероприятий по привлечению частных инвестиций в отрасль, обновлению субъектами конкурентного рынка подвижного состава, реализации круп- ных проектов строительства новых линий и совершенствованию механизма перевозок пассажиров частными компаниями.
Планируется завершить строительство железных дорог по проектам «Достық – Мойынты», по которым начнут курсировать до 60 поездов. Откроют движение по направлению Достық – Бесқол и Мойынты – Балқаш.
Отдельный пункт программы модернизации посвящен увеличению объемов производств в железнодорожной отрасли и заключению крупных контрактов, что позволит укрепить позиции на международной логистической арене.
ВАГОНЫ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ
Развитие железнодорожного машиностроения позволило перейти отраслевым предприятиям и заводам на новый уровень производства. По данным Министерства транспорта, в 2024 году отечественными заводами произведено 124 локомотива, что является рекордным показателем для Казахстана, и порядка 2155 различных вагонов. В последние годы бизнес активно инвестирует в обновление и развитие железнодорожного машиностроения. Одним из крупнейших шагов стало создание новых и модернизация существующих заводов по производству вагонов и комплектующих.
Стоит отметить, что и в столице успешно работают предприятия в отрасли железнодорожного машиностроения. Один из них, расположенный в Индустриальном парке No 1, в прошлом году посетил Президент страны.
Завод запущен в рамках программы индустриализации французской компанией Alstom.
На предприятии произведено и обслуживается 380 грузовых и 70 пассажирских электровозов и их компонентов для национальной компании «Қазақстан темір жолы». Кроме того, 80 секций грузовых электровозов экспортировано в Азербайджан. Сегодня завод производит кузовы локомотивов, трансформаторы, низковольтные и высоковольтные шкафы и др.
Специалисты в области машиностроения разрабатывают локомотив нового поколения, стоимость которого снижена на 40%, а эффективность повышена на 20%. К производству новых грузовых электровозов приступят в 2028 году.
В настоящее время Alstom инвестирует в строительство сервисных центров в Астане, Алматы, Шу и Арыси, что создаст дополнительно 700 рабочих мест. В прошлом году в столице были открыты дополнительные производства.
В Казахстане более 600 компаний производят детали и комплектующие для железнодорожного кластера. Затем эти товары и услуги экспортируются в 25 стран. Планируется производство новых типов локомотивов и вагонов, включая электровозы и экологически чистые транспортные средства, которые отвечают современным требованиям энергоэффективности и безопасности.
В ближайшие два года в Казахстане реализуют 12 инвестиционных проектов, которые создадут 3000 новых рабочих мест. Средняя заработная плата работников отрасли уже сейчас составляет 440 тыс. тенге, спрос на специалистов растет. Отрасли требуется порядка 3500 новых кадров. Подготовка необходимых для отрасли специалистов ведется в 39 вузах и 39 колледжах.
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
К 2029 году объем транзитных перевозок увеличится с 28 миллионов до 45 миллионов тонн, в том числе транзит вырастет до двух миллионов двадцатифутовых контейнеров.
В рамках реализации Концепции развития железнодорожной отрасли до 2029 года запланированы следующие работы:
• ремонт на 11 тысячах километров железнодорожных участков, строительство около пяти тысяч километров новых и вторых путей, автоблокировка на 2,6 тысячи километрах, модернизация 184 станций;
• увеличение количества контейнерных поездов по маршруту ТМТМ от 400 до 3 тысяч единиц в год;
• закуп около 1,2 тысячи пассажирских вагонов;
• строительство железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз, прокладка вторых путей железнодорожного участка Достық – Мойынты и обводной линии Алматы;
• реализация четырех железнодорожных проектов общей протяженностью 1,3 тысячи километров;
• в 2025 году приобретение 187 локомотивов, в последующие три года – поставка еще 257 единиц.
Чингиз АЙТМУХАНОВ, директор ТОО «БайконурСтройСнаб»:
– Наша команда выиграла грант АО «Фонд науки» и получило финансирование на закуп технологического оборудования.
Благодаря этому в столичном Индустриальном парке No 1 ведется строительство собственного завода. Открытие запланировано на текущий год, однако сегодня имеются проблемы, связанные с инженерной инфраструктурой. Данные вопросы напрямую влияют на строки сдачи объекта и начало производства.
Мы намерены производить тормозные металлокерамические колодки для железнодорожного подвижного состава. Стоит отметить, что наше производство получило патент на полезную модель, выданный РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности».
В месяц планируем производить более 20000 изделий. После выхода на проектную мощность дополнительно запланированы производство и продажа запасных частей, ремонтных комплектов из фрикционного металлокерамического материала на колодки собственного производства. Стоит отметить, что ранее подобного производства на территории СНГ не было. Наше предприятие предложит рынку новое отечественное изделие с лучшими качественными и количественными характеристиками, по выгодной цене.
Считаю, что эффективность нашего проекта заключается в выпуске конкурентоспособной продукции, способной заменить импортируемую. В планах обеспечить производство тормозных колодок на экспорт, в страны ближнего зарубежья.
Сегодня отечественный рынок может предложить только композиционные тормозные колодки из каучука для грузовых вагонов, локомотивных и для пассажирских вагонов, сделанные из чугуна. Однако металлокерамические, которые будут производиться нашим заводом, имеют в три раза больший пробег. Эти характеристики во многом лучше по своим физикмеханическим параметрам и безопасности.
На мой взгляд, после запуска производства наше предприятие внесет значительный вклад в экономику столицы, да и страны в целом, создавая новые рабочие места, обеспечивая налоговые поступления, при этом снижая зависимость от импорта железнодорожных тормозных колодок.
Мы планируем выпускать конкурентоспособную продукцию, которая займет до 40% рынка Казахстана, а также будет иметь экспортный потенциал. Внедрение современных технологий позволит снизить эксплуатационные затраты железнодорожного транспорта, повысить его безопасность и продлить срок службы инфраструктуры.
Правительство страны и местные исполнительные органы сегодня проводят большую работу по продвижению и поддержке программ, связанных с увеличением страновой ценности, направленных на импортозамещение.