Талантливый поэт, одаренный журналист
В этом году общественность страны отмечает юбилей казахского поэта, журналиста, художника, драматурга Ильяса Жансугурова. О жизни и творческом пути первого председателя Союза писателей Казахстана нашему корреспонденту рассказал писатель, лауреат Международной литературной премии «Алаш» Адильбек ЫБРАЙЫМУЛЫ.
Детство
Ильяс Жансугуров родился 1 мая 1894 года. Когда ему было четыре года, он потерял мать, поэтому рано научился понимать настроение окружающих. Вечерами отец Жансугур при свете масляной лампы учил его письму и чтению. Если мальчик не понимал чего-либо, отец проходился по спине сына прутом. Однако такое бывало очень редко, мальчик рос смышленым и схватывал все на лету. Может быть, поэтому дрожало маленькое сердечко: «Если бы мать была жива, то меня бы так не заставляли учиться?» Время шло, взрослея, он стал понимать, что грамота – это не просто подспорье в жизни, а наука, помогающая жить.
Жансугур знал арабский алфавит, переписывал суры из Корана для своих аульчан. Для себя он поставил цель научить сына всему, что знал, и открыть ему другой мир. Отец Ильяса был уверен, что только знания станут руководством для познания мира.
«Если сын станет грамотным, то он приобретет навыки для заработка и существования в этом бренном мире, а соблюдать каноны нашей веры и совершать пятикратный намаз ему необходимо, чтобы обрести настоящий покой в мире вечном», – думал он.
Жaнcугур, помимо письма и счета, рано познакомил Ильяca c произведениями народного творчества, известных казахских поэтов и жырaу. Часто рассказывал героические саги, исторические события и легенды. Ильяс полюбил письмо и чтение вслух, выписывал незнакомые слова на бумаге и заучивал их. Отцовские уроки просвещения заканчивались советами о практических навыках жизни.
Отрочество
От природы одаренный деловыми качествами, отец прививал это и сыну. Когда дома собирались гости, Ильяс внимательно слушал разговоры старших. Это были новости о положении вещей за пределами страны, а также ежедневные заботы и нужды простого народа. Теперь он уже стал проникаться в стихи и загадки сверстников, прислушиваться к сказаниям бабушек, занятых рукоделием. Стал проявлять интерес к извечным любовным темам между девушками и юношами.
Юность
Летели день за днем, месяц за месяцем, расширялись и укреплялись знания Ильяса. Теперь он умел не просто писать, читать и рисовать. Его стала серьезно увлекать поэзия. Осенью 1912 года способного и целеустремленного мальчика приняли в школу в Карагаше, примерно в 50-60 километрах от его аула. Однако проучился он там всего 4,5 месяца. По семейным обстоятельствам ему пришлось оставить учебу и вернуться в Бельтоган, этот поселок раньше назывался «Четвертый аул» Аксуской волости Талдыкорганского уезда. За это короткое время будущий просветитель успел познать всю прелесть знаний. Теперь в его руках всегда книга, он читает выразительно вслух для всех. Женщины, которые занимались валянием шерсти и пряли пряжу, звали его, по их просьбе он читал им «Кыз Жибек» или «Сейфил-Малик». Слушатели внимали, затаив дыхание.
Забота о сородичах
Несмотря на огромное стремление к поэзии и литературе, Ильясу пришлось взвалить на свои юные плечи заботу о семье, как того хотел его отец. Весной на посевных полях чистили арыки, рвы и пруды, сеяли новый урожай и косили сено, и люди объединялись, чтобы обеспечить свои семьи провизией и запасами к предстоящей зиме. Он полностью ушел в работу. Огромное желание учиться стало для него несбыточной мечтой из-за повседневных хозяйственных нужд и проблем. При всей его занятости Ильяса ни на минуту не покидала мечта о продолжении обучения. Но он не знал, куда идти и где искать знания. Вскоре отец женил его на дочери местного богача, которая была на 5-6 лет старше. Невесту звали Жамиля. Сложно было назвать этот союз супружеским. Вполне взрослая супруга была скорее нянькой своего еще не повзрослевшего мужа.
Творческие искания
Осенью 1916 года в его руки попал обрывок бумаги, на котором от руки было написано стихотворение Абая. До этого дня он не слышал имя талантливого поэта и мыслителя. Этот стих произвел большое впечатление и перевернул его сознание.
«…Енеді жаздың көркі жыл құсымен,
Жас күлер жайраңдасып құрбысымен.
Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал,
Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен».
Описывая приход весны, Абай колоритно сравнивает пробуждение природы с седовласыми старцами, которые греются после долгой спячки в лучах яркого весеннего солнца. Будущий поэт переписал этот отрывок, а чуть позже в руки к нему попал сборник стихов Абая. Вся литература, которую он видел и читал до этой книги, ничего не стоила. Поэзия, написанная в новом стиле, тронула сознание юноши. Ильяс выучил наизусть несколько стихотворений. Он пришел к пониманию, что желание писать было не просто сиюминутным порывом. В своих стихах он говорил о несправедливости этого мира, неудовлетворенности жизнью. Поэт чувствует себя опустошенным и одиноким. Переосмыслив все, он стал писать стихи по-новому. Близкое знакомство с творчеством Абая повлияло на образ мышления и стиль слога Ильяса. Теперь он чаще берет в руки перо и бумагу, чтобы изложить свои стихи. Не зная, плохие они или хорошие, Ильяс написал свой первый сборник стихов под названием «Балдырган». И как бы ни было велико его стремление посвятить себя поэзии, но бросить своих сородичей ему не позволила совесть и ответственность.
Новый мир
В 1918 году Капальский и Аксуский районы находились в зоне фронтовых действий. Шла гражданская война между белогвардейцами и красными. Аграрные мероприятия, такие как посев сельскохозяйственных культур и покос сена, не проводились. Наступили голодные годы. Ильяса угнетала беспробудная нищета. От тяжелых дум поэт перестал брать в руки перо и писать. Кроме того, так и не найдя общего языка, он оставил жену Жамилю.
В 1920 году белогвардейцы потерпели поражение, а революционеры-большевики устанавливали власть Советов в степях Казахстана. В стране были голод и разруха. На местах создавались ревизионные комиссии. Благодаря своей природной грамотности Ильяс стал членом селькома, раздающего пшеницу голодающим. Отец был доволен, что годы его занятий с сыном пригодились. Это была первая государственная служба его сына. Местные представители власти знали о трудолюбии и организаторских способностях Ильяса. Молодой человек попросился на учебу, чтобы поднять уровень своего образования. Его просьба была принята, и вскоре он отправился на краткосрочные курсы повышения квалификации, открывавшиеся в Алма-Ате.
Первый сборник
Лекции курса, подготовленного преподавателями, уже начались. В это же время Туркестанский комиссариат просвещения формировал комиссию по сбору национальной литературы. Вечерами члены курсов собирались на даче и обсуждали будущее казахской литературы. Здесь же Жансугуров представил свой первый сборник «Балдырган». Талантливого юношу взяли в экспедицию этнографа Абубакира Диваева, собиравшую фольклор в Туркестане и ряде областей края. Ильяс стал специалистом по сбору произведений устного народного творчества Жетысуского региона. Так началась новая страница жизни. Лето он посвятил изучению и архивации казахских фольклорных произведений Капальского и Лепсинского районов Жетысу. Он владел огромной информацией о родном крае. Осенью 1920 года Жансугуров по совету своего друга и наставника Биляла Сулеева едет в Ташкент, чтобы восполнить пробелы своего образования.
Становление
художника
Именно в это время в Ташкенте был открыт первый казахско-киргизский учебный институт. Молодой абитуриент без соответствующих документов и определенного образования с большим трудом поступил на двухгодичные учительские курсы. Именно здесь он впервые увидел городскую суету, стал посещать театр и познакомился с несколькими писателями. Начал учить русский язык. На студенческих капустниках он уже не стеснялся высказывать свое мнение, нередко выступал с кафедры. Другими словами, душа поэта ожила. Однажды он попал в театр, где попробовал себя в роли актера. Учебу он совмещал с работой, был корректором в газете «Ак жол».
Участвовал в издании газеты «Жас Алаш», которой руководил Гани Муратбаев. В первом номере были опубликованы злободневная статья и агитационное стихотворение Ильяса. Следует отметить, что спустя время в одном из периодических изданий Жансугурова назовут «националистом».
Талантливый юноша, активно участвовавший в общественной жизни, из-за слабого здоровья был вынужден покинуть знойный и непривычно жаркий летом Ташкент. В 1921 году Ильяс приехал в село Жетысу в качестве пропагандиста Наркомзема по заготовке сена. В конце концов из-за отсутствия средств и других причин он не смог снова вернуться в Ташкент. Продолжить учебу на втором курсе не удалось.
В авангарде революции
В том же году в Жетысу полным ходом шла коллективизация. Народ не хотел идти в колхозы. Ильяс активно включился в эту кампанию и начал мобилизацию бедняков села в артель. Его основная профессия была учитель. Этой деятельности он отдавался полностью. Во время преподавания он встретил свою вторую жену Аманшу. В республике велась активная работа по установлению Советской власти. В Алма-Ате начала выходить газета «Кедей ерки». Ильяс стал собкором этого издания. Наряду со статьями публиковали одно-два стихотворения поэта.
В конце 1922 года он вместе с Аманшой перезжает в Алма-Ату в надежде продолжить образование. Но, увы, он опоздал. Его взяли на работу инструктором в один из районных отделов просвещения Жетысуской области.
В то время газета «Тiлшi» распространялась по всей стране. Ильяс как автор публиковал в ней свои статьи. Помимо газеты, его стихотворение и рассказ были опубликованы в журнале «Жетісу әйелі». После этого он стал рассылать свои произведения в другие казахстанские периодическкие издания, такие как «Жас Кайрат», «Сана», «Шаншар», издаваемые в Ташкенте. Около половины из них было опубликовано.
Время от времени он отправлял письма в газеты и журналы Кызылорды, такие как «Лениншил жас», «Новая школа», «Женское равенство». Но нехватка знаний часто ставила его в неудобное положение. В целом отсутствие у него образования создавало множество проблем и мешало заниматься общественной деятельностью.
Новые горизонты
Ильяс жаждал поступить в высшее учебное заведение, которое открыло бы двери в иной мир. Он высказал свое желание руководству и попросил поддержки. В конце концов партийная организация, заметив целеустремленность требовательного молодого человека – инструктора отдела образования, тем более что идеологические и пропагандистские мероприятия и кадры были очень нужны для государственного строительства, направила его учиться. В 1925 году Ильяс был принят в государственный институт журналистики в Москве.
Здесь появилась возможность вращаться в литературных кругах. Он встречается с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими известными литераторами. Получив высшее образование, Жансугуров становится на родине первым профессиональным журналистом. Когда он приехал в Алма-Ату на каникулы, его товарищи сообщили плохие новости: во время родов скончалась Аманша. Все каникулы он тосковал по своей любимой супруге и в таком же грустном настроении уехал в Москву.
Возвращение на родину
После окончания учебы в 1928 году Ильяс отправился прямиком в Кызылорду, столицу страны. Здесь он устроился на работу в газете «Енбекши казах» в качестве заместителя главного редактора. В том же году вышла первая книга «Саганак». Там он познакомился с Фатимой Торебаевой. Молодая девушка прекрасно пела, вскоре между ними вспыхнули чувства.
В следующем году статус столицы получила Алма-Ата, и он с семьей переехал в предгорья Алатау. В 1930 году родился первенец Саят. А в 1932-м супруги развелись из-за разногласий. Спустя время Ильяс познакомился со своей новой супругой – Фатимой Габитовой.
Наряду с творческой деятельностью Жансугуров принимал активное участие в организации Союза писателей Казахстана. В 1932 году он был избран председателем оргкомитета Союза писателей, позже возглавил его. За эти годы он внес большой вклад в становление и развитие казахской литературы. Писатель был утвержден членом Центрального исполнительного комитета Казахской ССР. В 1935-1937 годах он заведовал отделом поэзии литературного издательства. В августе 1937 года Ильяс Жансугуров стал жертвой политического преследования.
Закат
Однажды Ильяс Жансугуров, отдыхавший в предгорьях Алатау, получил повестку из НКВД. Жена поэта Фатима почувствовала, что это приглашение таит в себе опасность. Она попросила Ильяса не ехать в город, а спрятаться на Иссык-Куле. Но поэт, у которого не было причин бежать, решил пойти в НКВД. Поэтому он уехал в Алма-Ату и уже не вернулся.
После внезапного исчезновения мужа Фатима взяла детей и отправилась в город. Следом за ней в их дом ворвались сотрудники НКВД. Они закинули в свою телегу книги и рукописи из кабинета поэта. Товарищ Ильяса, узнав об этом, устроил засаду, отобрал толстую тетрадь рукописей и быстро скрылся в густых зарослях.
Когда люди в форме ушли, Фатима вытащила из желтого шкафа, стоящего на веранде, чудом уцелевшие рукописи мужа. Она сразу же связалась со своим родственником Оспаном Жылкыбаевым, сотрудником НКВД. Понимая состояние сестры, он приехал поздно вечером и забрал все рукописи поэта. Произведения Жансугурова хранились в подсобном помещении 11 лет. Позже, после того как Ильяса оправдали, он их вернул. Тетрадь рукописей, которую похитил таинственный незнакомец, также попала в руки Фатимы. Им оказался Сапаргали Бегалин, сохранивший поэму «Кулагер». В свое время поэт Жансугуров имел тесные творческие связи и с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым.
26 февраля 1938 года Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин и многие другие были убиты в результате заговора энкавэдэшников. Их трупы были оставлены у ветхих домов под дерновыми стенами.
Творчество Жансугурова многогранно и загадочно. Он плодотворно работал в области поэзии, прозы, драматургии. Его произведения основывались на реальности жизни в той среде, где он жил, исторических событиях.
Вряд ли сегодня найдется ребенок, который не знает поэму «Кулагер». Люди, увидевшие на открытом стадионе спектакль «Кулагер», поставленный в рамках 125-летия поэта, плакали.
Достойный лучшего
Писатель плодотворно работал в области литературной критики и перевода. Он первым полностью перевел на казахский язык роман Пушкина «Евгений Онегин». Он также перевел многие произведения Лермонтова, Горького, Некрасова, Маяковского. Многие называют его поэтом и писателем, но по сути Ильяс Жансугуров – первый профессионально квалифицированный журналист, получивший образование в Москве. Считаю, что было бы уместно, если бы телецентр «Қазмедиа орталығы» к 130-летию писателя назвали именем Ильяса Жансугурова. В одном из уголков Астаны есть улица имени поэта. Однако улица небольшая, затерянная в магистралях больших проспектов, и многие горожане не знают, что в столице есть улица, названная именем величайшего человека. Поэтому считаю, что необходимо назвать именем Ильяса Жансугурова один из проспектов Астаны. Это будет достойно памяти великого человека.
Подготовила
Куралай МУРАТОВА
Фото из Центрального
государственного архива РК