Общество

Образование в цифровую эпоху

В Астане прошел традиционный августовский форум педагогических работников столицы. В этот раз мероприятие, приуроченное к началу нового учебного года, было посвящено теме «Digital Kazakhstan: образование в новой реальности».

В форуме приняли участие министр просвещения РК Гани БЕЙСЕМБАЕВ, аким столицы Женис КАСЫМБЕК, руководители и преподаватели вузов, ученые, иностранные эксперты, педагоги государственных и частных организаций образования столицы всех уровней.

В рамках форума состоялись пленарное заседание, интерактивные сессии, выставка инновационного учебного оборудования и программного обеспечения «Будущее цифрового образования» и мастер-классы с ведущими экспертами в области цифровизации в образовании.

Делегатами мероприятия в офлайн-режиме стали 2000 участников, в онлайн-формате — 20 тысяч слушателей.

Как сказал Гани Бейсембаев, образование является одним из основных приоритетов социальной политики и пользуется наибольшей поддержкой государства. За последние 5 лет бюджет образования вырос в 2,5 раза, а объем инвестиций — в 6 раз.

Он также отметил особую миссию педагогов.

— Во все времена просветителями считались выдающиеся личности, которые ведут общество к самым ценным знаниям. Это, как мне кажется, с точностью выражает истинную суть педагогического труда. Это не громкие слова, потому что современный мир строится на знаниях, а свет знаний несете именно вы, учителя. Задача учителя — вовремя помочь, подсказать и направить. Способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха — эти качества мы ждем от учителя сегодня. Мы с вами должны стать локомотивом в формировании сознательного и толерантного современного поколения, продвижении позитивного имиджа страны, — сказал министр.

Аким Астаны Женис Касымбек остановился на вызовах, которые стоят перед столичным образованием.

— Особенностью нынешней системы образования является ее динамичное развитие. Город растет. В год в нем рождается более 35 тысяч детей. Также из регионов в столицу переселяется 30-40 тысяч человек. В результате увеличивается количество школьников. За последние 10 лет количество дошкольников выросло на 59 тысяч, учащихся — на 160 тысяч. В настоящее время в городе проживает 1,5 млн человек. Из них около 250 тысяч — дошкольники, более 280 тысяч — школьники, — сказал Женис
Касымбек.

Рекордное строительство
По данным Управления образования столицы, на начало учебного года в Астане насчитывается 187 школ, из них 110 — государственные (233006 детей), 70 — частные (42674 ребенка) и 7 — республиканские (6470 детей). В новом учебном году в первый класс общеобразовательных школ планируется принять

28 тысяч детей. На сегодняшний день уже принято 24100 детей.

На конец прошедшего учебного года в городе функционировало 8 трехсменных и 16 переуплотненных школ. Дефицит в школах составлял 27800 ученических мест. Для решения данного вопроса в текущем году ведется строительство рекордного количества школ — 32 объекта почти на 100 тысяч ученических мест в две смены. Из них до конца года запланирован ввод в эксплуатацию более 20 школ.

В сентябре распахнут двери 12 школ на 15850 мест в одну смену. В декабре дополнительно будет введено в эксплуатацию 9 школ на 14440 мест в одну смену. Таким образом, до конца текущего года будут решены вопросы шести трехсменных и девяти переуплотненных школ. Вопросы дефицита мест по двум трехсменным школам и семи переуплотненным будут решены в 2025 году.

Всего по проекту «Комфортная школа» построят 24 школы на 90 тысяч мест. 15 из них будут расположены в динамично развивающихся районах «Есиль» (6 школ) и «Нура» (9 школ).

Кроме того, на 2024 год намечен ремонт 33 объектов образования: капитальный — 2 школ, текущий — 31. На сегодняшний день работы завершены в 25 учреждениях образования, остальные 8 закончат до 25 августа.
На новый учебный год будет приобретено 1,3 млн экземпляров учебников и учебно-методических комплексов. До 20 августа все учащиеся города будут обеспечены учебниками.

В текущем году планируется приобретение 56 предметных кабинетов по пяти направлениям (физика, биология, химия, STEM и робототехника).

Социальная помощь
В рамках фонда «Всеобщее обязательное обучение» предусмотрено оказание материальной и финансовой помощи учащимся из социально уязвимых категорий для приобретения одежды, обуви, канцелярских принадлежностей.

В предстоящем учебном году размер материальной помощи составляет 43407 тенге на одного ребенка. На сегодняшний день в школы столицы поступило более 12 тысяч обращений. Все они были отработаны.
Также в рамках подготовки к новому учебному году проводится акция «Дорога в школу». Учащимся из малообеспеченных, многодетных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается помощь за счет спонсорских средств в виде школьных рюкзаков с принадлежностями. Всего планируется охватить более 8500 детей из социально уязвимых категорий.

Гранты акимата
Особое внимание уделяется подготовке кадров. Ежегодно акимат столицы размещает государственный образовательный заказ по педагогическим, медицинским специальностям и другим направлениям для устранения дефицита кадров. На 2024-2028 учебные годы акиматом города выделено 858 образовательных грантов на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием. Госзаказ размещен в восьми вузах страны.

Комфортное проживание
Одним из приоритетов является создание условий для безопасного и комфортного проживания учащейся молодежи. В текущем году в столице в рамках ГЧП построят 6 общежитий для студентов. Они позволят создать почти 4,5 тысячи мест. В 2025 году планируется ввести в эксплуатацию еще 2 общежития.
Кроме того, акимат Астаны выделил земельные участки 4 университетам для строительства общежитий.

Инклюзивное образование
Акимат города большое внимание уделяет развитию сферы психолого-педагогического сопровождения детей.

— Наряду с расширением инфраструктуры ведется работа по созданию условий для увеличения спектра услуг. В городе функционируют 3 специальных детских сада, в 24 работают специальные группы для детей с нарушениями, в 78 дошкольных организациях открыты группы инклюзивного образования и 8 кабинетов поддержки инклюзии для детей с аутизмом, — сказал руководитель Управления образования столицы Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.

В 29 школах открыты кабинеты поддержки инклюзии. Для каждого ребенка организовано психолого-педагогическое сопровождение (дефектологи, логопеды, психологи). С нового учебного года планируется открытие еще 18 таких кабинетов.

Впервые для ранней профессиональной ориентации детей с особыми образовательными потребностями на базе 8 школ (опорные школы № 8, 23, 65, 71, 79, 83, 89, 96) для 7-9-х классов реализуется программа

«Моя будущая профессия» по специальностям «Поварское дело» и «Швейное дело».

Сеть колледжей
В настоящее время в Астане функционируют 32 колледжа: 9 — государственных, 23 — частных.
В новом учебном году более 40 тысяч студентов планируют обучаться по 73 специальностям и 121 квалификации, в том числе 27 тысяч студентов (67%) по государственному образовательному заказу. В этом году государственный образовательный заказ по сравнению с прошлым годом увеличен на 3500 мест. В настоящее время продолжается прием документов в колледжи. Итоги конкурса будут опубликованы 23 августа на сайте Управления образования.

Цифровые компетенции
Участники форума обсудили проблемы развития системы образования в реалиях интенсивной цифровизации и массового распространения технологий искусственного интеллекта.

В ходе мероприятия прозвучали рекомендации по повышению качества и доступности дошкольного, среднего, технического и профессионального образования в условиях цифровизации. Эксперты поделились предложениями по обмену передовым опытом применения цифровых технологий в образовании. Было акцентировано внимание на необходимости постоянного развития цифровых компетенций педагогов и учащихся. Спикеры продемонстрировали наработки по управлению процессами обучения с использованием цифровых решений. Особое внимание было уделено практическим рекомендациям по этическому и безопасному применению искусственного интеллекта в образовании.

В новом учебном году на базе ряда школ столицы планируется открыть центры IT-компетенций.

— В связи с этим будем расширять сотрудничество с университетами Астаны для организации совместных проектов по исследовательской деятельности педагогов и учащихся с использованием возможностей инновационных лабораторий университетов, — отметил Касымхан Сенгазыев.

По его словам, в связи с расширением применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовательном процессе будет проводиться постоянное повышение квалификации по IT-компетенциям для педагогов естественно-математических направлений.

— В форуме участвуют наши коллеги из системы высшего образования. Пользуясь возможностью, хочу предложить совместный проект школ и университетов столицы — «День без турникетов». По установленному графику учащиеся старших классов могли бы посещать лабораторные занятия в университетах, присутствовать на лекциях профессоров по выбранным темам. Это, с одной стороны, было бы хорошим стимулом для наших выпускников при выборе будущей профессии, а с другой стороны, открыло бы дополнительные возможности для получения знаний по предмету, в том числе и по цифровым технологиям, — озвучил предложение Касымхан Сенгазыев.

В прошедшем учебном году в качестве эксперимента в рамках профориентационной работы в 50 столичных школах были открыты педагогические классы, что стало импульсом для детей в выборе будущей профессии. На сегодня около 300 выпускников педагогических классов выбрали профессию учителя. В текущем году по такому же принципу будут открыты инженерные классы по углубленному изучению IT-технологий.

В рамках единой программы воспитания «Біртұтас тәрбие» будет продолжено внедрение национальных ценностей в учебный процесс. Для этого в ряде школ будут открыты специальные центры компетенций по воспитательной работе.

Также в целях оказания профессиональной помощи учителям при подготовке к занятиям на базе городского методического центра запустят цифровую платформу Astana Digital Mektebi.
Касымхан Сенгазыев отметил решающую роль руководителей образовательных учреждений в трансформации школ.

— Уважаемые коллеги, сегодня революции в сфере IT-технологий меняют жизнь человечества. Вызовом перед нами всеми является то, что в условиях быстрых технологических, демографических и культурных изменений радикально усложнились задачи управления школами, формулируются требования к комплексным компетенциям руководителей — запрос на лидерскую позицию и лидерские практики. Поэтому система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям. Успех зависит от того, насколько в реализацию озвучиваемых сегодня предложений будут вовлечены руководители школ. Для этого потребуется их инициатива, ориентированная на достижение общих показателей, — отметил руководитель Управления образования столицы.

Он пожелал всем педагогам успехов в предстоящем учебном году и выразил уверенность, что цифровые навыки современных педагогов будут способствовать повышению качества образования.

В завершение мероприятия педагогам, внесшим особый вклад в развитие образования столицы, были вручены ведомственные награды Министерства просвещения — нагрудные знаки «Ы. Алтынсарин» и «Білім беру ісінің құрметті қызметкері», медаль «Еңбек ардагері».

Мансия САКЕНОВА

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button