Интервью

Столичные тренды урбанистики

Каковы современные веяния в обустройстве общественных пространств и озеленении, какие проекты планируются в этой сфере, рассказал руководитель Центра урбанистики акимата столицы Елнар БАЗЫКЕН, передает Вечерняя Астана.

— Расскажите, в чем отличие урбанистики и архитектуры.

— Урбанистика — это наука о развитии городской среды, она требует знаний в области архитектуры, социологии, экономики и психологии. У нас в Астане пока не обучают целенаправленно этой специальности, но за рубежом urban planning — популярная профессия.

Архитектор занимается проектированием здания, исходя из норм и требований и отражая свое творческое видение. А урбанист отвечает за то, как это здание будет интегрировано в городскую среду, какая польза от этого объекта, сколько там будет рабочих мест и так далее.

— Есть ли системный подход к созданию сети общественных пространств в столице?

— В прошлом году акиматом столицы был разработан устав озеленения города. Это документ, в котором как раз отражен системный подход развития озеленения и благоустройства в комплексе, потому что это два неотъемлемых элемента. Мы проанализировали город и выявили, в каких районах их недостаточно.

Акимат Астаны проводит политику полицентричности, чтобы в каждом районе в шаговой доступности были общественные пространства, зеленые зоны, скверы, парки. Там, где не получается создать парки, приняли решение развивать бульварные улицы. Год назад по такому принципу была благо­устроена улица Сатпаева. Раньше по Сатпаева практически никто не гулял. Сейчас она активизировалась — вечером очень много горожан проводят здесь время с детьми. Там обустроены зоны отдыха, игровые площадки. Теперь жителям не нужно тратить время на поездки в отдаленные парки, они могут гулять вдоль улицы. Достаточно просто выйти из дома. Это влияет на городскую мобильность. Кроме того, обустройство общественных пространств способствует экономическому росту, дает мультипликативный эффект. Малый бизнес видит, что на этом участке создан поток людей, и открывает заведения. На упомянутом участке Сатпаева после благоустройства открылась кофейня сетевого бренда. Они сделали современный ремонт. То есть предприниматель вложил деньги, потому что видит высокую проходимость.

Такие зоны акимат развивает в каждом районе города. В этом году высадили крупномерные европейские липы на аллее Улытау. Была задача привезти именно большие деревья. Я всегда говорю, что мы взяли не деревья, а время. Буквально пару месяцев там было лишь поле из брусчатки, а сегодня радуют глаз взрослые деревья, будто всю жизнь там растут. И это также дало эффект. Я специально зашел и спросил в соседних заведениях, какие произошли изменения. По их словам, поток клиентов увеличился в 2-3 раза, особенно по вечерам. Люди гуляют по аллее, а потом заходят перекусить, взять кофе. Это стимулирует развитие малого бизнеса. И в то же время люди получили место для отдыха, не нужно ехать куда-то на транспорте.

В районе «Алматы» сейчас благоустраиваем набережную ручья Акбулак перед Евразийским национальным университетом. Это густонаселенный район, все гуляют на этом участке, однако он был в удручающем состоянии. Кроме того, сейчас проводятся работы по очистке дна ручья от ила для борьбы с неприятным запахом.

Не забываем про историчес­кую часть города. Старый вокзал — входные ворота столицы, куда приезжает много гостей. У станции, театра «Жастар», по улицам Гете и Биржан сал проводятся работы по озеленению, освещению.

Благоустройство положительно влияет и на борьбу с маргинальностью. К примеру, два года назад обустроили пространство перед торговым домом «Встреча». Ранее на том участке собиралось много людей без определенного места жительства. Сейчас такой проблемы нет.

Некоторые горожане жалуются, что летом все перекопано. Дело в том, что в Астане очень короткий сезон — всего три месяца, и за это время надо успеть реа­лизовать все планы.

В этом году акиматом было принято решение, помимо правого берега, обновить участки благоустройства на левом берегу. Сейчас ведутся работы по проспекту Мәңгілік Ел, в следующем году по плану — улицы Туркестан, Акмешит. В этом году также поменяли покрытие пешеходных зон по улицам Кунаева, Достык.

Кроме того, в сентябре пройдут Игры кочевников. В рамках подготовки к ним благоустраивается спортивный кластер, проспекты Кабанбай батыра, Туран в районе стадиона «Астана Арена».

Акиматом района «Нура» ведется комплексное благоустройство территории большого жилого комплекса «Жагалау».

Руководство города знает все основные потребности жителей, и, исходя из выделяемых средств, по приоритетности реализуются проекты.

— Активно застраивается район нового вокзала, но по прос­пекту Кошкарбаева, улице Азербаева недостаточно оборудованных мест для прогулок. Какие меры будут приняты в этом направлении?

— Мы разработали ландшафтный мастер-план всей аллеи Мыңжылдық, начиная от площади Қазақ Елі и заканчивая новым вокзалом. Основная идея акимата — по центру, где намечена аллея Мыңжылдық, сделать цельный линейный парк, который будет тянуться от площади до вокзала. И, соответственно, на всех пересекающих улицах, как Азербаева, Кошкарбаева, будут созданы бульвары, локальные парки. В этом году начали благоустройство бульвара на улице Жургенова. На весь проект потребуется 5-7 лет. Он будет одним из наиболее зеленых в столице.

Мы начали благоустройство с кварталов, которые уже застроены и массово заселены. Опрометчиво обустраивать места, где еще ведется строительство и передвигается много тяжелой техники.

Важно отметить, что акимат намерен провести автоматизированную систему полива на аллее Мыңжылдық. Это обеспечит должный уход за деревьями. Кроме того, в течение 5-7 лет планируем внедрить такой полив по всему городу.

— Какие изменения произойдут благодаря уставу озеленения на территории многоквартирных домов?

— Раньше застройщики не уделяли большого внимания зеленым насаждениям. Зачастую сдавались объекты без должного озеленения или вообще без него и люди потом жили в таких условиях.

Год назад акимат провел ряд встреч с застройщиками. С прошлого года они в 2,5 раза увеличили количество зеленых насаждений. Сейчас без утвержденного дендроплана строительная компания не сможет ввести в эксплуатацию дом. Они сдают на согласование дендропланы, мы смотрим количество зеленых насаждений. В целом, основная идея этого документа — обеспечить на гектар 100 деревьев и 1,5-2 тысячи кустарников.

Некоторые застройщики не могут выдержать утвержденную норму по посадке деревьев из-за нехватки территории. Тогда ему предлагается компенсационная посадка: высадить насаждения на других участках, где недостаточно озеленения, — на прилегающих улицах, в скверах, парках или жилых массивах.

При этом мы не просто требуем дерево, в уставе прописаны характеристики: обхват ствола должен быть 14-16 см, ком (корневая система с землей) — не менее 0,8 кубических метров. Это сделано для того, чтобы сажали не ветки, а взрослые деревья. Кроме того, застройщик обязуется обеспечить трехлетнее содержание зеленых насаждений. Если растение погибнет, он должен высадить новое взамен.

Также в документе, помимо общих требований, указаны 28 пород деревьев, которые приживаются у нас: 20 лиственные, 8 хвойные. А то зачастую бывает, что привозят тропические растения или из южных регионов, которые у нас не растут.

Такие ошибки допускаются, потому что мало опытных дендрологов, специалистов в этой области. Теперь проектировщики, застройщики руководствуются уставом. Более того, принятие документа способствовало увеличению числа компаний, которые занимаются ландшафтным дизайном. Это стимулирует рост количества специалистов и их квалификации.

В этом году в целом в столице планируется высадить более 1 млн зеленых насаждений. Больше половины посадили, в рамках осенней посадки работа продолжится.

— Есть ли в списках рекомендуемых деревьев тополь? Не планируете от него отказаться?

— Тополь — наше степное дерево, оно у нас очень хорошо приживается, быстро растет и от него больше пользы, чем вреда. Оно хорошо потребляет углекислый газ, так как у него большие листья, и дает кислород. Единственный недостаток — период пуха. Но это длится 2-3 недели, а преимуществ много.

Наш степной тополь даже приобретают зарубежные страны, чтобы культивировать у себя.

— Почему на аллее Улытау решили посадить именно липы?

— Потому что у нас суровые условия. В принципе, Астана — не лесопригодная территория, очень сложный климат для деревьев. Липы — морозостойкие. Конечно, им нужен уход. Но они благоухают, цветут.

У липы большая крона, которая дает тенистость. У деревьев, высаженных на аллее Улытау, лучший вид будет через три года. Сейчас они в стрессе. Их выкопали, привезли, посадили. Первые два года они адаптируются.

— Из какой страны их привезли и почему оттуда?

— Мы изучали международный опыт. В Россию за последнее время более 60 тысяч лип привезли из Германии. Потому что в Германии есть питомники, которые на протяжении всего жизненного цикла каждые три года пересаживают липы и тем самым повышают их устойчивость. Пересаживание происходит по принципу школы — 1, 2, 3 класс и так далее. А по завершении всего цикла получаются деревья-выпускники, которые готовы к продаже. Липам, которые привезли нам, 30 лет.

Некоторые говорят: почему бы не привезти дерево из леса? Но лесные деревья пускают корни далеко. То есть если обрезаешь корни, то эти деревья уже травмированные. Когда приво­зишь их и высаживаешь в новом месте, они чаще всего погибают.

А липы из немецкого питомника за счет постоянной пересадки приспособлены расти в малом коме. Если сравнить корневую систему обычных деревьев, то у них условно 20 корней, а у этих тысячи мелких. Дерево привыкло жить в ограниченном пространстве, оно может в горшке расти.

В нашей стране и России таких питомников мало. Для этого нужно время.

Кроме того, наши питомники мало выращивают аллейных деревьев. Аллейные деревья — они все ровные, как солдатики. К ним весь цикл жизни привязывают бамбуковые палки, чтобы росли ровно. И крону создают, стригут их постоянно.

— Расскажите о солнцезащитных матах из тростника, которыми обвязали стволы высаженных лип.

— Они от солнечных ожогов, холода, пыли. Сейчас очень сильный ультрафиолет, а дерево всегда находится под лучами, кора высыхает, это вредно для растения. Раньше в советское время их белили известкой. Это не совсем правильно и смотрится неэстетично, сейчас в мире используют маты.

Через 3-4 года, когда липы адаптируются, их ствол от солнца уже будет защищать широкая крона.

К тому же после пересадки деревья стригут. Потому что дерево выкопали и привезли, соответственно, корневая система маленькая, а крона большая. Дереву тяжело обеспечить влагой все листья. Поэтому в этот момент стригут дерево, иногда убирают до 50 процентов листьев для того, чтобы проснулась корневая система. В таком случае дерево не тратит энергию на листья, а направляет ее на рост корневой системы. А для нас самое важное, чтобы корневая система прижилась и начала брать питательные элементы и влагу из земли. А потом, как только ствол напьется, пойдет сокодвижение, появятся новые почки и листья.

— По всем породам планируется высаживать именно взрослые деревья?

— Нет, в городе высаживаются и молодые деревья возрастом 6-10 лет. Но в этом году тренд использовать большие деревья. В городских условиях тяжело вырастить дерево — газ, пыль, соль, грязь.

— Планируется дальше приобретать липы?

— Мы будем наблюдать. Кроме лип, еще есть черемуха Маака, вяз широколистный и другие виды деревьев, которые у нас тоже растут. В перспективе хотим привезти яблони. В парке Ататюрка яблони каждый год цветут, горожане любуются. А есть еще яблони декоративные, которые цветут, но не дают плоды. Это лучше, потому что когда есть плоды, деревья ломают.

— Насколько широко у нас используются рябины?

— Рябины есть, но они все маленькие. Мы хотим в будущем приобрести большие рябины. У них очень красивые ягоды. В целом столица будет развиваться согласно современным трендам ландшафтного дизайна. Мы приглашаем профессионалов, хотим превратить Астану в город-сад.

— Несколько лет назад ставили задачу использовать многолетние цветы в озеленении. Насколько поручение выполнено?

— Последние 2-3 года мы везде в проектах используем многолетние кустарники, цветы. Есть цветущие кустарники, к примеру, шалфей, у него фиолетовый цвет. Высажены котовник, гортензии, спирея. То есть это такие кустарники, которые дают определенное цветение, красивые листья. У них переходящий цикл. Кто-то в июне цветет, кто-то начинает в июле, кто-то в августе. В мире давно уже отошли от однолеток. Больше используют многолетние кустарники, ухаживают за ними. Также часто используют злаковые растения, они в тренде за рубежом. Их применяют в групповых композициях озеленения. Они очень красиво смотрятся.

Мы не стоим на месте, анализируем, какие практики приживаются, какие нет. Процесс контролируют опытные специа­листы.

— Считается, что сама городская среда должна способствовать безопасности. К примеру, в столице обустраи­ваются приподнятые пешеходные переходы. Что еще делается в этом направлении?

— Мы вводим так называемую диету полос. Зачастую у нас на дублерах широкие проезды — по 6 метров, которые стимулируют быструю езду там, где должна быть медленная. Мы сужаем их до трех метров. За счет этого расширяется пешеходная зона. К примеру, на дублерах по прос­пекту Мәңгілік Ел были большие пространства для машин, все было запарковано. Мы сузили проезжую зону, при этом достаточно комфортно двигаться, но ты не едешь на высокой скорости. Ранее, когда по Мәңгілік Ел были заторы, автомобили заезжали на дорогу-дублер, на скорости проезжали и снова вклинивались в поток на проспекте. Это неправильно, дублеры не для этого предназначены. Поэтому сужаем их.

На всех второстепенных въездах приподнимаем пешеходные переходы. Наверное, вы замечали, что когда пешеход пересекает такой участок, машина может резко повернуть направо в его сторону. Таким образом, пешеход оказывается в небезопасной зоне. Теперь за счет приподнятых переходов машина вынуждена сбрасывать скорость перед возвышенностью, а для пешехода это комфортная среда, он движется на одном уровне.

Устанавливаем болларды — антитаранные столбы возле остановочных комплексов, чтобы в случае ДТП машины не вылетали в зону пешеходов. Также такие ограничители вдоль дорог нужны, чтобы крупногабаритная техника не заезжала на пешеходную зону. Потому что, после того как зимой тяжелая техника убирает снег, благоустройство приходит в негодность.

— В Алматы отказываются от остановочных карманов. Там автобусы останавливаются вдоль дорог. Предполагается, что так мобильность общественного транспорта выше. Планируется ли в Астане такое новшество?

— Мы тоже против автобусных карманов. Но будем отказываться от них постепенно. Постоянные маневры с заездом и выездом из кармана неудобны для водителя автобуса. В час пик особенно сложно выехать и интервал движения увеличивается. Поэтому в мировой практике нет автобусных карманов. Мы тоже должны развивать приоритет общественного транспорта.

— Одним из новшеств, внедренных акиматом столицы, было обустройство общественных пространств под мостами. Планируется ли продолжить эту практику?

— Первые такие пространства были обустроены в триатлон-парке, возле Евразийского национального университета, под мостом «Атырау». Мы хотим задействовать многие мосты. Как показывает практика, эти пространства стали местом социализации молодежи, увлекаю­щейся спортом. Потому что в жаркую погоду под навесом удобно тренироваться. Проекты не теряют актуальности, хотя прошло более трех лет. Думаю, это позитивный кейс, его нужно масштабировать. Регионы подхватили нашу идею. В Семее реа­лизовали такой же проект под новым мостом. Пространство обрело популярность.

— В городе создаются пешеходные связи под мостами. По проспекту Абылай хана, чтобы перейти на другую сторону ручья Акбулак, не нужно подниматься на мост, как раньше. Где еще будет внедрен такой подход?

— Мы хотим 9 парков, расположенных вдоль реки Есиль, объединить едиными пешеходными и велосипедными маршрутами, в том числе обеспечить пешеходные связи под всеми мостами. Это будет очень удобно.

— Какая работа проводится по дизайн-коду столицы?

— С прошлого года в рамках дизайн-кода ведется активная работа по наружной рекламе. Было создано КГУ «Астана-Жарнама», которое системно занимается контролем, согласованием наружной рекламы по городу. Но дизайн-код — это не только реклама, он касается и профиля улиц, велодорожек, озеленения, пешеходных зон, вывесок, навигационных табличек. В этом году столица начала брендировать общественный транспорт.

В целом есть видение разработать общий брендбук столицы, «упаковать» наш город и следовать утвержденной концепции. Сейчас разрабатывается концепция уличной торговли — какие должны быть павильоны. Проводятся регулярные встречи с предпринимателями.

У города должен быть строгий код, визуальный язык, которому будут следовать все застройщики и предприниматели. Но это требует времени и понимания со стороны горожан.

К Играм кочевников по городу развешена атрибутика — билборды, баннеры на ограждениях. Они разработаны в рамках брендбука, посвященного этому событию. Аналогичное единое брендирование необходимо к Наурызу, другим праздникам.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button