Горожане

Камзол и в праздники, и в будни

Столичный этнодизайнер Мадина КУАНДЫК переосмысливает наследие кочевников, сочетая традиционные мотивы с трендами, чтобы вернуть национальному костюму достойное место в наши дни.

Современная мода в Казахстане вдохновляет искать баланс между традициями и удобством. Отныне национальные наряды шьются не просто для праздников, их носят и в будни, сочетая с современной одеждой.

Мадина Куандык – дизайнер-универсал из Астаны, чье ремесло передается в семье уже на протяжении четырех поколений. Она активно участвует в модных показах, представляя казахскую национальную одежду, и организует бесплатные мастер-классы по традиционному валянию. Мадина основала социальное предприятие, которое помогает сохранять старинные ремесла, а также поддерживает уязвимые группы населения, предоставляя им рабочие места. Ее усилия направлены на сохранение и развитие культурного наследия через творчество и социальные инициативы.

С самого детства Мадина наблюдала, как ее мама и бабушка создавали казахские изделия: вышитые құрақ көрпе (одеяла из лоскутков), национальные головные уборы – бөрік, тымақ и тақия, верхнюю одежду. Ее дедушка занимался изготовлением конной амуниции, в том числе плетением камчи, и носил традиционный шапан. Все это стало источником вдохновения для будущей мастерицы.

После окончания девятого класса девушка решила посвятить себя швейному делу и поступила на профильное обучение. В 2000 году ей представилась возможность пройти практику в известном модном доме, где она приобрела ценный опыт. Одним из первых ее крупных проектов стала работа над комп­лектом национальной одежды для дедушки – тақия, бөрік, тымақ и шапан, которые он носил с гордостью.

Идентичность в моде

По словам дизайнера, в традиционной казахской одежде всегда использовались натуральные ткани, такие как лен, бархат, хлопок, шелк, парча, сукно и вой­лок. Цвета обычно были природных оттенков – приглушенные, отражающие окружающую природу. Например, красный считался цветом огня, зеленый ассоциировался с листьями, а коричневый – с землей.

– В своей работе я использую все эти природные материалы, чтобы сохранить традиции, адаптировать их к современным реалиям. Я шью различные изделия: шапаны, платья, юбки, головные уборы, жилетки и многое другое, включая элементы, такие как белдемше – юбка с открытым передом, которая в северных регионах часто имеет меховую подкладку. В других регионах белдемше шьют из более теплых материалов. Кимешек (головной убор), как правило, используется редко, но он тоже является важным элементом традиционного костюма. Через свои работы я хочу показать, что национальный костюм – это не музейный экспонат, а живая многовековая культура кочевников, которую можно носить с гордостью. Это не просто бизнес, а миссия – возрождать ремесла, вдохновлять людей и сохранять казахскую идентичность в каждом стежке, а также передать будущему поколению, – говорит собеседница.

Одежда для молодежи

На сегодняшний день многие элементы традиционного казахского наряда отошли на второй план под влиянием социальных, исторических и культурных изменений. Например, камзол с длинными рукавами, который в прошлом был важной частью женского костюма.

Он часто украшался золотыми узорами, но сейчас такие модели встречаются реже. Также редко используется такая деталь, как тақия с вуалью (желек), которая раньше закрывала часть лица или спину, особенно у молодых девушек.

Сәукеле с меховой отделкой – традиционный свадебный головной убор – встречается в основном в сценических или стилизованных вариантах, но раньше он часто украшался натуральным мехом, символизируя богатство и статус. Кроме того, у казахов он оценивался табунами лошадей.

Не менее важны мужские элементы костюма. Кешпент – верхняя войлочная одежда, когда-то была неотъемлемой частью гардероба, но сегодня практически исчезла.

– Айыр қалпақ – высокая вой­лочная шляпа с раздвоенным верхом, символ мужественнос­ти, которую носили взрослые мужчины. Сейчас она встречается крайне редко. Многие считают, что это кыргызский головной убор, хотя его носили и казахи. Такой калпак из войлока валяли (шили), он защищал от солнца. Не следует забывать и про белбеу – широкий пояс, важный элемент мужского костюма, который не только служил украшением, но и выполнял практическую функцию, к нему прикрепляли нож, кисет и сумочки. Все эти элементы традиционного костюма несут глубокое значение и отражают культуру, которую мы должны беречь и передавать новым поколениям, – считает этнодизайнер. – Я стараюсь сохранять культуру, но при этом делаю вещи более легкими, удобными и функциональными. В своей работе я добавляю вышивку, национальные узоры, но всегда в сдержанном и стильном виде. Главное для меня – чтобы одежда не только отражала традиции, но и гармонично вписывалась в современный ритм жизни. Это особенно актуально для молодежи, потому что она часто выезжает за границу и хочет представить нашу страну в лучшем свете.

Мадина объясняет, что сегодня молодежь старается сочетать микс классического и повседневного стиля – шапаны и камзолы теперь носят с джинсами, кроссовками или платьями-рубашками. Соблюдать симбиоз казахских орнаментов и лаконичных форм – минималистичные силуэты с вышивкой, лазерной гравировкой или аппликацией. В тренде функциональность – традиционные фасоны адаптируются с активным образом жизни.

Редкие техники

Кроме того, этнодизайнер владеет редкими техниками, которые нечасто встречаются в современном швейном деле. Например, одна из старинных техник вышивки – это «сырма» («сырмақ әдісі»), которая представляет собой вышивку по войлоку. В этой технике разноцветные кусочки войлока вырезаются и вшиваются в основной фон, создавая сложные орнаменты.

– Войлок раньше использовали не только для обуви и головных уборов, но и для элементов одежды, создавая теплые и прочные детали. Я также обучалась технике травления тканей растительными красителями, которая придает тканям насыщенные оттенки и уникальные узоры, похожие на эффект батика. Еще одна редкая методика – орнаментированная кожа, когда узор наносится тиснением и покрывается золотом или серебром. Эту технику передала моя мама, художник и педагог, это словно передалось мне с молоком матери и наследием предков, – рассказывает мастерица.

 

Как можно использовать традиционные элементы в современной одежде?

  • Камзол вместо жакета или кардигана. Укороченные жилеты с вышивкой с легкостью сочетают с повседневной одеждой – джинсами, платьями или юбками.
  • Шапан в стиле кимоно из хлопка, льна или шелка идеально подходит как альтернатива пальто или кардигану.
  • Тақия и бөрік в стиле casual – минималистичные версии традиционных головных уборов прекрасно вписываются в спортивный и деловой стиль. Часто говорят, что тақия носит только молодежь, но стоит начать воспринимать ее как модный элемент и носить с удовольствием в разных стилях.

Современные силуэты с элементами традиционного декора

  • Платья с национальной вышивкой – удобные повседневные фасоны (например, рубашечного кроя), украшенные орнаментами «қошқар мүйіз» или «ирек» на воротнике, рукавах или подоле.
  • Футболки и худи с казахскими узорами – использование вышивки, шелкографии или термопечати для нанесения традиционных орнаментов.
  • Юбки и брюки с этнодеталями – акценты на поясе или вставки с национальными узорами, добавляющие уникальность в стиль.

Рациональные люди

Этнодизайнер уделяет особое внимание экологичности. В ее мастерской используется безотходное производство, а лоскутные изделия, такие как прихватки құрақ, стали визитной карточкой. В 2023 году бренд дизайнера получил статус ESG за рациональный подход к материалам.

– Казахская одежда строится таким образом, чтобы не было лишних обрезков ткани. Например, шапан традиционно кроится из прямых деталей (полочки, спинка, рукава), что позволяет максимально рационально использовать материал. Upcycling (вторичное использование материалов) встречается у нас нередко, так как ремесленники очень рациональные люди, – отметила собеседница.

Помимо этого, Мадина проводит бесплатно мастер-классы для сельских женщин и студентов. Одна из самых запоминающихся встреч прошла в селе Енбек.

– Многие из них никогда не пробовали работать с шерстью, а одна женщина даже сказала, что уйдет, если ей не понравится. В итоге она осталась и с увлечением сделала брошь-цветок из войлока. Этот момент был особенным, потому что я увидела, как традиционное ремесло может вдохновлять, давать людям уверенность в своих силах и открывать новые возможности. Это напомнило мне, зачем я занимаюсь этнодизайном. Мне важно, чтобы одежда не просто выглядела этнически, но и была удобной, функциональной, подходила для повседневной носки, – говорит она.

Шанс для женщин

Сегодня национальная одежда – это не просто память о прошлом, а стильное, комфортное и самобытное выражение идентичности. Этнодизайнер выражает свою глубокую приверженность сохранению культурных традиций, вдохновившись опытом зарубежных стран.

– Люблю путешествовать, была в Индонезии, Турции, Узбекистане, Кыргызстане, Италии и ОАЭ и т.д., и везде на государственном уровне сохраняются традиции. Эти страны показывают, как важно поддерживать свою культуру и передавать ее из поколения в поколение. Вдохновившись этим опытом, я хочу создать этнодеревню в Казахстане, где туристы смогут не только приобрести изделия, но и узнать, как их создают, познакомиться с техниками, которые веками передавались от наших предков. Это место, где традиции будут живыми, а каждый желающий сможет прикоснуться к нашей культуре, научиться ремеслам и стать частью этого процесса. Этнодеревня – это не просто музей, а пространство для вдохновения и сохранения нашей истории в современном мире. На сегодняшний день я открыла центр народного ремесленного творчества, где мастера могли бы обучать людей древним техникам валяния, вышивки, кроя, а также адаптировать национальную одежду к современному стилю. Мечтаю, чтобы наши изделия носили не только на праздниках, но и в обычные дни – с гордостью и любовью к своей культуре. Все к этому и идет. А еще, чтобы ремесленничество стало возможностью для женщин зарабатывать, развиваться и чувствовать себя значимыми, – сказала Мадина Куандык.

Алина Имамбаева

Фото предоставлены организаторами

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button