ГорожанеСпорт

А вдруг среди нас чемпионы?

Зимой Центральный парк столицы полон любителей лыжных гонок. Насколько этот вид спорта популярен в Астане – второй самой холодной столице мира, мы беседуем с директором и тренером лыжного клуба «Астана» Никитой ДЕВЯТКИНЫМ.

Наш собеседник – потомственный лыжник, участвует в забегах с юности, 2001 года.

– Мой папа занимался лыжными гонками. Мы жили в деревне близ Астаны. После школы я поступил в столичный колледж и переехал в город. Двоюродные братья катались на лыжах, а я к этому виду спорта не тянулся вообще. Но на первой же тренировке я попал к заслуженному тренеру Казахстана. Его подопечные, в том числе и его дети, готовились к мировым стартам. Это меня и затянуло. Начав с простого спортсмена дорос до тренера детско-юношеской спортивной школы, после стал старшим тренером школы, а потом и старшим тренером казахстанской столицы. На сегодняшний день являюсь вице-президентом Национальной федерации лыжных гонок, у нас свой лыжный клуб, – рассказывает собеседник.

Лыжный клуб располагается на территории Центрального парка. Здесь же находится лыжероллерная трасса. Надо отметить, что лыжная трасса – главное для лыжника и она должна быть оформлена по всем правилам. А у нас просто лыжня без единого указателя, хотя их давно пора установить, считает профессионал.

– Указатели устанавливаются в первую очередь даже не для спортсменов, а ради случайных прохожих, которые гуляют по лыжне, хотя это категорически запрещено. Они ходят по трассе в обуви, оставляя грязь и реагенты с асфальта, все это попадает на лыжи спортсменов и портит инвентарь. К слову, лыжи ребята покупают за свой счет. Одна пара простых лыж без ботинок может достигать полумиллиона тенге! А за сезон спортсмен не обходится одной парой, – объяснил Никита Девяткин.

Разгуливающие по трассе люди – отдельная тема для разговора. Многие полагают, что для лыж используется только классическая лыжня, которая выглядит как две накатанные полосы. Но на самом деле рядом с ней есть еще и ровная снежная гладь, где катаются коньковым стилем. У лыжных палок очень острые наконечники. При тренировке спортсмен отбрасывает палки назад, и их траектория не контролируется. Именно поэтому в целях безопасности лыжники в любое время года тренируются в очках.

В летний сезон используются лыжероллеры, у них нет тормозов, разогнаться на них можно до 30-40 километров в час. Если прохожие случайно выскочат на трассу во время тренировки, пострадать могут обе стороны.

К слову, трасса в Центральном парке не городская, из года в год ее прокладывают сами владельцы лыжного клуба.

– У нас есть специализированная техника: оборудование, которое нарезает лыжню для классического хода, и ратраки, предназначенные для подготовки лыжни для конькового хода. Ратрак – это машина, на которой стоит фреза, перемалывающая снег, дальше установлена плита, выравнивающая поверхность. Чтобы выровнять трассу, высота лежащего снега должна быть не менее 10-15 см. Также в нашем распоряжении снегоход, к которому прикрепляют специальное малогабаритное оборудование. Принцип его работы такой же, как у ратрака, отличие только в шипах. При помощи него осуществляют первую подготовку трассы в сезоне, – со знанием дела пояснил спикер.

Да, нельзя не упомянуть, что этот процесс крайне затратный. Длина трассы – 3 километра, и чтобы сделать один такой круг, требуется 40 литров солярки. А топливо за год выросло в цене почти в два раза. После выравнивания, увы, трассу затаптывают за два часа, потому что по ней проходят просто пешеходы и хозяева, выгуливающие собак.

По словам Никиты, парковая лыжня в плане подготовки спортсменов не соответствует ни одному международному критерию. Здесь можно тренировать только детей на начальном этапе и любителей, которых в столице много.

– Станет лучше инфраструктура, их будет еще больше, – верит тренер. – Многие не занимаются на трассе по той причине, что мешают пешеходы, спортсмены устают объяснять банальные правила безопасности. В будние дни лыжники сюда не ходят. Занимаются либо в выходные, либо на тренировки приходится ехать в Акколь или Щучинск. В Щучинске есть лыжный центр, это отличное место для тренировок. Он вполне может войти в топ-10 лучших лыжных центров подготовки в мире, потому что там все консолидировано – есть тренажерный и игровой залы, бассейн, лыжные и беговые трассы, – продолжает Никита.

Когда лыжный клуб только начали развивать, ребятам пришлось оставить основную работу. Оказалось, есть спрос и есть желающие тренироваться всерьез. На сегодняшний день их клубная детская команда вполне конкурентоспособна, а результативность изо дня в день все выше и выше.

– Мы придумали проект «Лыжня здоровья», обращались с ним в городской акимат. В этом году его обещали помочь реализовать. Предлагается сделать две лыжные трассы – в парке и по устью реки, когда она замерзает. Построить между ними переходы, и чтобы это готовилось на регулярной основе каждый сезон, как в других странах. За рубежом лыжные трассы проходят через весь город, и ими занимается муниципалитет. Если бы у нас на регулярной основе готовилась лыжня и люди знали, что она есть, было бы намного больше спортсменов, – уверен Никита. – Все, что для этого нужно, – лыжная трасса, гараж с техникой и лыжный сервис, то есть помещение, где можно подготовить и хранить инвентарь. Для нашего города было бы достаточно трассы длиной 5 километров, но с возможностью соединять и сдваивать круги. Есть специальные люди – технические делегаты по лыжным трассам, которые проектируют трассы и дают им сертификаты соответствия. Каждая трасса принадлежит своему классу. Делятся они исходя из того, насколько правильно оформлены повороты, какой перепад высот, какие где уклоны. На трассах, которые не соответствуют этим стандартам, соревнования мирового уровня проводиться никогда не будут.

Помимо качественной базы и трассы, считает специалист, необходимо поднять престиж профессии тренера и зарплаты. Молодые тренеры получают мало и на этом месте долго не задерживаются. Им не хватает инвентаря для привлечения новых людей в спорт. Сейчас в спортивной школе работают 3 пенсионера и старший тренер. Результаты у столичных ребят хорошие, они входят в состав сборной Казахстана. Но современный взгляд на подготовку не помешал бы.

– В моем понимании, если мы хотим развивать лыжный вид спорта, должна быть лыжная база, которая находилась бы не в городе, где была бы отдельная лыжная трасса для тренировок: зимой – на лыжах, летом – на роллерах. Нужен гараж, где будет готовиться техника, система оснежения. Такая трасса строится ближе к окраине города, как это сделано во многих зарубежных мегаполисах, – считает тренер. – Кстати, на данный момент в столице нет ни одной лыжной базы. Есть только ДЮСШ и наш клуб, – подметил Никита.

Профессиональных спортсменов лыжного спорта в Астане тоже нет. Есть ребята, которые входят в состав молодежной сборной, но они, как правило, всегда на сборах, в столице не тренируются. Отчасти это связано еще и с нехваткой снега.

– До недавних буранов и снегопада на лыжной трассе снега не было. Для спортсменов это проблема. В тот момент мы выровняли лыжню всего один раз, чтобы снег не откалывался от поверхности и не протирался до земли. В других странах на трассах стоят системы оснежения, так называемые пушки. При минусовой температуре они стреляют снегом. Будь у нас 3-4 пушки на всю трассу, эта проблема была бы решена навсегда, – говорит тренер.

В стране проводятся кубки Казахстана, детские и молодежные чемпионаты. В этом году планируется провести Кубок Казахстана среди ветеранов. Из крупных мероприятий был традиционный лыжероллерный Кубок Астаны. Последние два года его не проводили из-за проблемы с финансированием у Национальной федерации лыжных гонок. Плюс не было специального покрытия. На лыжероллерной трассе в парке оно пришло в негодность, поменяли его только в 2022 году.

Лыжный спорт, по мнению Никиты Девяткина, – один из самых тяжелых. Задача клуба – помогать в организации тренировок и поездок спортсменов за пределы города и страны. Ученики клуба вместе с тренерами в декабре прошлого года побывали в Швейцарии с целью провести тренировки в идеальной среде. Они и раньше ездили на соревнования, но такие учебно-тренировочные сборы впервые осуществили в этом сезоне.

– На мой взгляд, колыбель лыжных гонок – Норвегия. Там это не просто вид спорта, а национальная идея. Там нет людей, кто не катался бы на лыжах. Играет роль и погода, слишком уж у нас сильные морозы, там температура более щадящая. Конечно, в зарубежных странах уровень подготовки выше, и их спортсмены постоянно получают медали на мировых чемпионатах. К слову, быть профессиональным спортсменом не только тяжело, но и дорого, – признался собеседник.

Он также поделился секретами, как профессионалы выбирают себе лыжи. Выяснилось, что нужно ориентироваться на вес спортсмена. Также играет роль температура, при которой приходится тренироваться. В арсенале спортсмена обычно 10 пар разных лыж. Эта коллекция собирается не за один сезон. Лидеры, к примеру, те же норвежцы, везут с собой на соревнования по 60 пар, а то и больше. Отдельно едет сервис-бригада, так как лыжам нужен отдельный уход, который занимает большое количество времени. Спортсмены им не располагают, поэтому доверяют это дело профессионалам. К сожалению, у наших команд такой бригады нет. На опыте других стран это выглядит так: фура переделывается под помещение для подготовки и хранения лыж, где также лежат все смазочные материалы и вакс-машина. Это очень дорогое удовольствие, и его могут позволить себе только топовые спортсмены. Однако сервис может решить чуть ли не до 50 процентов исхода гонки.

Есть еще один нюанс – нужно разбираться в материалах, которыми обрабатывают поверхность лыж для лучшего скольжения. Стоимость одной баночки качественного материала, которой хватает на 2-3 раза, начинается от 40 тысяч тенге.

Что касается профессионального уровня среди детских команд, у Никиты тоже есть свое мнение на этот счет:

– Нужно выдержать программу, чтобы детей не заставляли работать на определенный результат. В Норвегии есть законодательно закрепленный акт, что тренеру грозит уголовная ответственность, если он на детских соревнованиях включил секундомер. Они не трогают временные отрезки при работе с детьми до 14 лет. Они продвигают мультиспорт, чтобы дети всесторонне развивались. Есть определенные периоды детского развития – возрастная физиология, заключающаяся в том, что каждые качества в организме развиваются в определенный период роста ребенка: сила – в один, скорость – в другой, а выносливость – в третий. И с подготовкой желательно попасть на эти периоды. У нас же это все смешивается.

В заключение тренер лыжного клуба призвал всех горожан заниматься спортом, не бояться пробовать для себя новое и вставать на лыжню, вовлекать в этот вид спорта детей с ранних лет. А государственные и, в частности, городские органы должны поддерживать интересы жителей и создавать все условия для комфортного и безопасного катания: а вдруг здесь растут чемпионы!

Фото Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button