КультураНовости

«Абай» на оперной сцене

Опера «Абай» стала настоящей визитной карточкой национального музыкального искусства. Драматическая история жизни выдающегося казахского писателя, просветителя, философа более семидесяти лет воспевалась многими поколениями артистов на сценах многих театров мира.

Рождение шедевра

Премьера оперы «Абай», созданная композиторами Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова, состоялась 24 декабря в 1944 году и была посвящена вековому юбилею Абая. Первая постановка оперы имела успех, с тех пор жемчужина национальной музыкальной драматургии не сходит с оперной сцены в течение многих лет. В этом масштабном музыкальном произведении композиторы Жубанов и Хамиди постарались создать образ великого просветителя, боровшегося против жестоких феодальных законов и обычаев патриархального уклада жизни.

Основная драматургия строится на противоборстве двух групп образов. Если Абай, Айдар, Ажар, поддержанные народом, выступают за изменение старинных законов, борются за торжество добра и справедливости, то Жиренше, Нарымбет и Азим боятся перемен, творят зло и несправедливость. При этом столкновение враждующих сторон усиливает любовно-лирическая сюжетная линия, связанная, как полагается, с положительными романтическими героями Айдаром и Ажар. Так, на фоне вечной борьбы консерватизма и реформаторства раскрываются чувства молодых людей.

По словам музыковедов, в отличие от первых казахских опер, таких как «Кыз Жибек» и «Жалбыр» Брусиловского, которые были написаны на основе цитирования народных песен, музыкальная основа оперы включает в себя песни Абая, арии, речитативы, ансамблевые и хоровые номера. Образ Абая относится к новаторским, его партия отличается мелодическим богатством. Музыкальная характеристика влюбленных Айдара и Ажар отличается лиризмом и проникновенностью интонаций. Отрицательные персонажи в лице Жиренше и Нарымбета представляют из себя не классических, традиционных оперных злодеев, а людей с радикальными взглядами и убеждениями. Народ, который переживает, поддерживает и радуется вместе с Абаем, становится главной действующей силой.

После первой постановки на сцене Казахского академического театра оперы и балета храму искусств присвоено имя Абая. С тех пор каждый театральный сезон в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая открывается именно этим спектаклем. Ярко выраженная национальная стилистика и высокий профессиональный уровень обеспечили дебютной постановке успех, поскольку над ней трудились режиссер Курманбек Жандарбеков, дирижер Леонид Шаргородский, оперные певцы Ришат Абдуллин, Канабек Байсеитов и многие другие именитые артисты.

В 1958 году режиссер Байгали Досымжанов осуществил новую редакцию оперы. Затем постановка имела большой успех в Москве, Берлине и Дрездене. В разные годы в образах главных героев публику радовали своим вокальным мастерством Ермек Серкебаев, Гафиз Есимов, Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова, Роза Жаманова, Ануарбек Умбетбаев, Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов и Алибек Днишев. Спустя много лет, в 2014 году, на сцене творческий коллектив ГАТОБ имени Абая представил публике другую версию оперы в постановке казахстанских и итальянских режиссеров, хореографов и художников.

Международный успех

В столичном театре «Астана Опера» премьера оперы «Абай» собрала аншлаг пять лет назад. Прежде чем приступить к работе над оперой «Абай», итальянский режиссер Джанкарло Дель Монако долго изучал историю казахского народа. Работая над подготовкой спектакля, он постарался передать высокую духовную составляющую многогранной личности Абая и не ставил перед собой цель воссоздать физический образ Абая, каким его изображают на картинах.

— Абай очень важен для казахского народа. Он выполнял созидательную общественно-политическую и культурную миссию. Он всегда смотрел в будущее, думал о народе и был с народом. Абай ничего не жалел для простых людей, делился с ними своими знаниями, известно, что он владел персидским, арабским, русским и другими языками и мог в оригинале читать литературу. Я показал его еще и как политически сильного персонажа. Он представляет страну, а значит, он политик, точнее, занимается культурной политикой. Абай — это просветленный дух, он нес свою культуру, представляя собой всех казахов, — заверил он.

Сценографы Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино обратились к концепту кинематографии, поэтому опера получилась с эффектом кино. По задумке постановщиков сцена максимально открыта, чего не было в других спектаклях столичного театра, 20 метров пространства сцены в ширину работают на визуализацию. Кроме того, в этой опере задействованы все технические возможности сцены, а также современные инсталляции в виде 3D-эффектов.

— Это великая музыка, наши предки написали настоящий шедевр. На мой взгляд, переосмысление образа Абая и музыкального наследия, заложенного в опере Жубановым и Хамиди, необходимо каждому поколению. У каждого из нас есть свой Абай, и именно это мы постарались показать зрителю, — подчеркнул правнук легендарного композитора Ахмета Жубанова, главный дирижер театра «Астана Опера» Алан БУРИБАЕВ.

В главных партиях и даже эпизодах задействован звездный состав труппы. Это такие исполнители, как Талгат МУСАБАЕВ, Салтанат АХМЕТОВА, Айгуль НИЯЗОВА, Жан ТАПИН, Меир БАЙНЕШ, Майра МУХАМЕДКЫЗЫ, Жанат ШЫБЫКБАЕВ, Барсег ТУМАНЯН. За несколько лет творческий коллектив столичного театра «Астана Опера» представил спектакль на зарубежных гастролях, а итальянский театр «Карло Феличе» транслировал в 40 странах мира.

В 2012 году Алан Бурибаев осуществил европейскую премьеру «Абая» в Германии на сцене Государственной оперы Южной Тюрингии, для чего он создал собственную редакцию произведения, восстановил оригинальные идеи авторов и очистил партитуру от ошибок и помарок, чтобы шедевр национальной классики зазвучал на немецком языке.

 

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть