Культура

«Абай – Тогжан»: история первой любви

Аншлагом и зрительскими аплодисментами завершился второй театральный сезон столичного МТЮЗа. Под июльский занавес труппа сыграла спектакль, которым традиционно и открывает сезон, – драмой М. Ауэзова «Абай – Тогжан» о первой любви поэта. Сюрприз ждал зрителей после главного действа: на сцене появились звездные гости – популярный исполнитель Нурлан ОНЕРБАЕВ, дуэт Светлана и Канат АЙТБАЕВЫ и обладатель золотого голоса Димаш КУДАЙБЕРГЕН.

Напомним, МТЮЗ открылся 1 октября 2020 года. В результате серьезного кастинга тогда в труппу было отобрано 50 талантливых артистов. Несмотря на молодость, коллектив может сегодня всерьез гордиться своим актерским составом: в театр пришли заслуженный деятель РК, обладательница приза Международного Каннского кинофестиваля Самал ЕСЛЯМОВА, заслуженный деятель РК Берик АЙТЖАНОВ, лауреаты Государственной молодежной премии «Дарын» Асылхан ТОЛЕПОВ, Аян ОТЕПБЕРГЕН, Адильхан МАКИН, Расул УСМАНОВ, Саламат МУКАШЕВ, Оразалы ИГИЛИК, Аман ГУМАРОВ и другие популярные артисты страны.

Возглавил коллектив заслуженный деятель Казахстана, доктор философии Асхат МАЕМИРОВ.

– В этом сезоне мы поставили семь новых постановок, которые увидела огромная аудитория, – отметил директор театра перед началом спектакля. – Из них три премьеры состоялись в июле. По традиции мы закрываем и открываем сезон спектаклем «Абай – Тогжан». Так будет и в следующем сезоне. Потому что Абай – светлый маяк нашего духовного наследия, путеводная звезда. Наш театр посвящен юным зрителям. Поэтому наш Абай совершенно другой. Наши зрители – 15-16-летние школьники, студенты, ищущие в героях на сцене своих современников. На многих сценах страны ставится Абай уже будучи великим. А каким он был до того, как стал поэтом, философом? Наш зритель увидит юного Абая, впитывающего воспитание и уроки матери и пример отца. В основу спектакля положена встреча юного Абая и красавицы Тогжан, описанная на 2,5 страницах знаменитого романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

Как только поднялся занавес, со сцены в зал полились знакомые строки песен Абая.

Первая любовь проснулась в его сердце, превратилась в мелодичные признания и всколыхнула все внутренние переживания. Увы, судьба была против этого союза. Казахская пословица гласит: «Любви без страданий – цена небольшая». Такой запомнилась и первая любовь великого казахского поэта.
Зрители с первых минут погрузились в атмосферу XIX века, традиционный уклад жизни молодежи того времени.

Мухтар Ауэзов в своем романе описывает, что встреча с Тогжан стала для Абая воплощением его мечтаний:

«Как будто время и пространство той далекой любви смогли силой лунного волшебства переместиться, перенестись и предстать заново в ином месте, в другом времени».

Вполне возможно, что Абай и не стал бы поэтом, если бы не первая неудавшаяся любовь. С разбитым сердцем бродил он в одиночестве в степи, тогда же пристрастился к чтению, научился играть на домбре и стал сочинять стихи. Образ этой нежной девушки остался с поэтом навсегда. Быть может, поэтому стихи

Абая о любви наполнены грустью, щемящей сердце.

Но судьба даст ему второй шанс – его юношеская любовь воплотилась в его второй жене, Айгерим. Как описывал М. Ауэзов, в лице Айгерим Абай обрел новое счастье, любовь, которые он утратил вместе с Тогжан.
Страсть к Тогжан переросла в страсть к жизни и стала опорой высокой любви Абая к народу. Учение отца Кунанбая, пример матери Улжан, загадки природы, чудо любви, достоинство друга и брата – все эти ценности нашего народа подняты в спектакле на самую вершину и прозвучали со сцены в задумчивых песнях «Көзімнің қарасы», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Желсіз түнде жарық ай». Воспитание, родовые традиции, великое степное наследие, пройдя через душу поэта, приводят юного Абая к пониманию, что влюбленное сердце, язык любви – язык без слов.

Занавес опустился на грустной ноте под оглушительные аплодисменты зала.

Но никто не ожидал, что после спектакля зрителей ждет настоящий сюрприз – зал стал свидетелем красивого казахского обычая «тұсау кесер» – разрезание пут младенцу. Именно так, красочно, решили в театре завершить сезон – благословить на первые шаги малышей – детей ведущих актеров театра.

– Театр не только храм искусства и культуры. Есть понятие, что театр – дом. То есть театр – наш шанырак, наша истинная судьба и жизнь. У нас есть молодые семьи, которые создались здесь. Они пришли в театр, их любовь к искусству превратилась в жизненную любовь. Горжусь ими, – сказал о молодых коллегах директор театра Асхат Маемиров.

Почетное право разрезать путы казахи по традиции доверяют очень уважаемым людям. Театр доверил это право звездным гостям – известному исполнителю Нурлану Онербаеву и лучшему голосу планеты Димашу.

– Сегодня опускается занавес второго театрального сезона. МТЮЗ собрал под своими сводами стольких талантливых артистов. Родители этих молодых людей живут в отдаленных городах по всей стране. И директор, заменяя их, оказывает им в театре отцовскую заботу, женит, выдает замуж, участвует в бракосочетании и неке қию. Сегодняшний день не стал исключением. Мы станем свидетелями замечательного праздника – первых шагов малышей театра, – отметил Нурлан Онербаев.
Малыш, который сделал первые шаги в большую жизнь под благословение Нурлана ага, после разрезания пут выбрал символические ключи от машины.
Разрезать путы второму малышу доверили знаменитому певцу Димашу Кудайбергену.

– Мне сегодня выпала большая честь. Это огромная ответственность. Благодарю отца малыша – актера Ардака, который оказал мне такую честь. Мы с ним выросли, вместе с раннего детства, – отметил исполнитель.

Кстати, малыш – подопечный Димаша, как и полагается, в качестве будущей судьбы выбрал домбру.
Той завершился древним обычаем «шашу». Казахи во время радостных торжеств осыпают всех присутствующих конфетами, так через шашу они делятся радостью со всеми гостями. Гости стараются собрать горстку лакомств и принести домой, чтобы в каждый дом через шашу вошли счастье, мир и добро.
Занавес опустился. Пожалуй, это стало самое незабываемое закрытие театрального сезона, которое прошло уютно, как и полагается в казахском доме.

Фото предоставлены театром

Статьи по Теме

Back to top button