КультураНовости

Абай в картинах

Прижизненный портрет

— В 1887 году русским художником Павлом Лобановским, сосланным в 1884 году в Семипалатинск, был сделан единственный прижизненный портрет, передающий подлинный облик Абая Кунанбаева, — делится в социальных сетях любопытной информацией экскурсовод Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Нур-Султана.

— Одним из первых, кто обратился к образу Абая в живописи, был народный художник Казахской ССР Абылхан Кастеев (1904-1973 гг.), — рассказывает гид. — Кастеев написал около 30 работ, связанных с образом Абая. В 1945 году он создает портрет юного Абая. Художник сумел представить великого просветителя в этом возрасте. Приглушенные темно-зеленые тона портрета передают настроение героя, его задумчивость и созерцательность. В картине «На джайляу» Кастеев показывает Абая на фоне пейзажа родного аула с книгой Александра Сергеевича Пушкина — своего учителя. Известно, что в 1889 году Абай перевел несколько отрывков из «Евгения Онегина».

Достоверный облик

Воплощение образа Абая в скульптуре началось с 50-х годов XX века.

— В 1954 году первый профессиональный скульптор-казах, народный художник Казахской ССР Хакимжан Наурызбаев (1925-2009 гг.) создает бюст Абая, — продолжает гид. — К 115-летию со дня рождения Абая в Алматы установлен памятник поэту, автором которого стал также Хакимжан Наурызбаев. Бронзовая скульптура возвышается на высоком постаменте из розового курдайского гранита. Уже 10 лет украшает одну из городских площадей Нур-Султана памятник Абаю работы скульптора Болата Досжана, которому удалось передать не только образ, приближенный к исторически достоверному лику великого поэта, но и отразить величие личности Абая.

Живописные полотна

Познание внутреннего мира казахского просветителя воплощалось в живописных полотнах художников Молдахмета Кенбаева, Канафии Тельжанова, Айши Галимбаевой, Гульфайрус Исмаиловой, Камиля Шаяхметова и других мастеров кисти, пришедших в изобразительное искусство Казахстана в 50-е годы, кого мы сегодня называем классиками казахской живописи. Они создали удивительные по реалистичности, эмоциональные по выразительности образы великого мыслителя и просветителя.

В любую историческую эпоху казахстанским художникам на своих полотнах было очень сложно создавать образ величайшего Абая КУНАНБАЕВА, тем более что потомкам известны лишь две прижизненные фотографии поэта, с семьей и сыновьями.

— Впервые к образу поэта художник Айша Галимбаева обратилась в 1949 году, создав «Портрет Абая». В 1960-е годы ею был написан другой портрет «Абай за работой» и десять больших станковых листов на сюжеты из кинофильма «Песни Абая», — рассказывает гид. — Листы отличаются декоративностью и выразительностью художественных компонентов. — Художник Камиль Шаяхметов обращается к образу юного Абая. С особой теплотой он изобразил мальчика Абая, который учится в русской школе. Образ великого мыслителя ярко и эмоционально раскрыт в работе Леонида Леонтьева «Портрет Абая», построенной на тонкой интуиции цветовых отношений. Автор Салихитдин Айтбаев в выразительной манере написал портрет Абая Кунанбаева­, чтобы максимально выразить свое отношение к поэту. Наряду с перечисленными художниками глубокие и сильные по своему художественному восприятию образы Абая создал Токболат Тогусбаев в своих полотнах «Абай-мыслитель» и «Портрет Абая Кунанбаева», где выражены личность мыслителя и широта его взглядов, неразрывно связанные с культурой народа.

Сокровищница

Меняются времена. И чем дальше уходит эпоха, тем величественнее проявляется фигура Абая Кунанбаева в искусстве. Плеяда художников-графиков за эти годы создала целую сокровищницу книжных иллюстраций к его произведениям.

— Выдающиеся художники-графики Казахстана Кулахмет Ходжиков, Евгений Сидоркин, Макум Кисамединов и многие другие разрабатывали эту тему и создавали глубокие образы великого философа степи, — продолжает гид. — И неудивительно, что, когда в серии «Всемирная литература» решили издать роман-эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», Евгений Сидоркин создал цикл литографий этой серии, где каждый лист — выразительный фрагмент большого эпического полотна о жизни казахского народа. Прочтя впервые роман, Сидоркин увидел в нем неисчерпаемые возможности для графики, чтобы выразить свое отношение к казахской истории, к философским раздумьям автора романа. А вот графические работы к произведениям Абая Кулахмета Ходжикова отличаются пластичностью силуэтов, художнику присущи острота видения, экспрессия и динамика формы, широкая палитра настроений и чувств. Первыми творческими работами художника Макума Кисамединова стали оформление и иллюстрирование юбилейного издания стихов Абая Кунанбаева в двух томах. В графических листах художника раскрыт поэтический и художественный мир Абая. А в работе «Мухтар Ауэзов» художник-график Исатай Исабаев умело вводит зрителя в ту эпоху, которая отражена в романе «Путь Абая». По мотивам произведений Абая Исабаев выполнил в технике офорта, литографии и линогравюры серию станковых листов «Абай». Неповторимость и индивидуальность жизни поэта, его проницательный ум и глубина психологии ярко раскрыты казахстанскими художниками. Они во все времена стремились использовать традиции мастеров прошлого, преломляя их через свою призму видения, создавали совершенно новые, неповторимые образы великого Абая в изобразительном искусстве Казахстана.

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть