Культура

«Айсулу», или Портрет на первой странице

На сцене Большого зала театра «Астана Опера» состоялась долгожданная премьера комической оперы «Айсулу», приуроченная к 100-летию выдающегося казахстанского композитора Сыдыка Мухамеджанова.

Постановка представлена в лучших традициях казахского оперного искусства. Дирижер-постановщик – народный артист Казахстана Абзал МУХИТДИН.

– В процессе подготовки мы проанализировали партитуры нескольких старых постановок, переработали музыкальный материал и создали оперу, которая точно отражает исторический контекст и стиль 60-70-х годов прошлого столетия. Это легкая комическая опера, которая раньше по своей структуре напоминала оперетту, однако теперь мы стремимся превратить ее в произведение более сложного жанра. При этом особая трудность состоит в том, чтобы сохранить легкость восприятия так, чтобы масштаб проделанной работы оставался невидимым для зрителя, – отмечает дирижер.

По его словам, в спектакле будут задействованы преимущественно молодые артисты, для которых это станет настоящим вызовом, ведь они не застали советскую эпоху.

– Им предстоит погрузиться в атмосферу того времени, и наша задача – объяснить, подсказать, рассказать все тонкости. Вместе со мной над оперой работает слаженная команда профессионалов, давно сотрудничающих с театром. Художественным оформлением занимаются талантливые сценографы – Софья ТАСМАГАМБЕТОВА и Павел ДРАГУНОВ. Однако ключевую роль здесь все-таки играет взаимодействие режиссера и дирижера, ведь именно от этого тандема зависит гармоничность всей постановки, – пояснил Абзал Мухитдин.

Режиссером-постановщиком спектакля выступил Еренбак ТОЙКЕНОВ, который стремится передать комедийный характер произведения через живые и динамичные режиссерские находки.

– История начинается с приезда Серке на вокзал Алматы, где он, молодой парень из колхоза, надеется во второй раз попытать удачу поступить в университет, теперь через знакомых. На сцене появляется настоящий поезд, из которого Серке выходит, погружаясь в атмосферу большого города. На вокзале многие пассажиры читают газетную статью о юной комсомолке Айсулу. Ее портрет на первой странице и вдохновляющая история покорили сердца горожан. Встреча с продавцом газет приводит Серке на банкет, посвященный празднованию защиты диссертации Хасена, где он знакомится с ним и его другом – студентом Аубакиром. Музыка и шампанское кружат Серке голову, и он с жаром рассказывает новым знакомым об Айсулу, прекрасной девушке из его родного колхоза. Под впечатлением от услышанного Хасен и Аубакир решают ночью отправиться за ней в колхоз. Во втором акте действие переносится в деревню, где наивные городские юноши становятся жертвой веселого розыгрыша, устроенного сестрами Айсулу – Нурсулу и Жансулу, а также председателем колхоза. Влюбленные, но запутавшиеся в интригах, они, наконец, встречают настоящую Айсулу, и возникает конфликт, который вскоре разрешается: все три пары находят друг друга и в радостном финале празднуют свадьбы, – рассказывает режиссер Еренбак Тойкенов.

Как отмечает режиссер, постановка комедии – непростая задача, требующая тщательной работы с событиями и внимательного построения сценических ситуаций.

– Особая сложность комедийной оперы «Айсулу» в том, что в отличие от классических драматургически насыщенных опер мне приходится самостоятельно наполнять каждый эпизод, искать тончайшие нюансы и собирать их, словно атомы, чтобы развить действие и подчеркнуть характеры героев. Тем самым создаются для вокалистов не только физические, но и психологические нагрузки. От каждого исполнителя, будь то солист или артист хора, требуется не просто участие, а глубокое проживание роли, – заключил Еренбак Тойкенов.

Заслуженные деятели Казахстана Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов создают уникальное сценическое пространство, которое отражает жизнь казахской молодежи, ставшей центральной темой оперы. Этот визуальный ряд дополняется яркой работой художника по свету Сергея ШЕВЧЕНКО и видеопроекциями Павла СУВОРОВА.

Над главными партиями работали артисты оперной труппы, хоровые сцены разучивают артисты хора под руководством главного хормейстера – заслуженного деятеля Казахстана Ержана ДАУТОВА. В то время как хореограф-постановщик массовых сцен Бостан КОЖАБЕКОВ вместе с артистами добавил действию динамики и энергии молодости, которой пропитана вся опера.

Фото пресс-службы театра

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button