Рухани жангыру

Акмолинские песни

Мы продолжаем серию материалов об истории Астаны от древних времен до наших дней. Ведущий рубрики — доктор исторических наук Марат АБСЕМЕТОВ.

История казахского песенного творчества своими корнями уходит в седую древность.
В казахском народе красивый высокий и мелодичный голос принято связывать с пением птиц. На озерах Коргалжыно с незапамятных времен гнездились миллионы птиц, летящих из Европы в Африку и обратно (одни из самых крупных в Азии гнездовий фламинго). На знаменах потомков ханов Ишима, Жангира, Тауке были изображены птицы. Существует местная легенда о том, как злая ведьма превратила двух возлюбленных в соловьев, которые беспрестанно поют вечную мелодию любви. В песнях Сарыарки можно услышать переливы соловья, клик лебедей, увидеть танец фламинго и полет степного орла.

На высокой ноте

Народные композиторы и певцы Акан сери, Биржан сал, Жаяу Муса, Мади, Укили Ибрай, Естай, Балуан Шолак, чьи песни исполнялись на высокой ноте, сформировали своеобразную национальную песенную культуру. Казахские певцы-самородки владели редкой техникой вокала. В манере исполнения певцов Сарыарки слышны некоторые ассоциации с итальянским бельканто — виртуозной техникой исполнения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку и не каждому певцу под силу. Рассказывают, что при исполнении певцом-бунтарем Мади песни «Каракесек» лопались стекла.
Высокая певческая форманта вольного степняка, как ширь безбрежной казахской степи, сопровождалась чарующими звуками домбры. Не случайно казахская домбра в числе ценных экспонатов хранится с 1865 года в Музее человека в Париже. Это дар польского ссыльного Бронислава Залесского, который во второй половине XIX века провел девять лет в Казахстане.
Автор первых казахских опер, оркестровых произведений, 3-й симфонии «Сарыарка» («Золотая степь») композитор Евгений Брусиловский (1905-1981) для создания национальных опер «Ер Таргын» и «Кыз Жибек» использовал песни «Гакку» Естая Сандыбаева, «Каракесек», «Ушкара» Мади Бапиева, а также поставил оперу «Дударай». Жизни и творчеству Акана сери посвящена опера Сыдыка Мухамеджанова «Акан сери — Актокты». Опера Мукана Тулебаева «Биржан — Сара» посвящена народному композитору Биржану Кожагулову.
Великие казахские оперные и камерные певцы Куляш Байсеитова, Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Алибек Днишев в полной мере показали природные возможности казахского голоса. Только певцы, отмеченные божьим даром, могли исполнить песню Магжана Жумабаева (1893-1938) «Дайдидау». Эта песня занимает особое место в репертуаре «Золотого голоса Евразии» Димаша Кудайбергена, обладающего уникальным вокальным диапазоном — 5 октав, 4 ноты и 1 полутон.

Музыкальная школа альвина бимбоэса

Революционные события в 1917 году существенным образом отразились на жизни Акмолинска. На смену старым кадрам царской администрации из Петербурга и Москвы наряду с партработниками прибыли в город деятели культуры и науки.
Особо надо рассказать об Альвине Эрнестовиче Бимбоэсе (1878-1942), назначенном инструктором Кокчетавского укрепленного района Красной армии. Альвин Бимбоэс получил высшее музыкальное образование в Мюнхенском и Гейдельбергском университетах, дружил с известными композиторами Европы и Америки. Находясь в Акмолинске, А. Бимбоэс налаживает музыкально-общественную жизнь города, участвует в организации Народного дома, открывает первую музыкальную школу.
Начало становления казахской музыкальной фольклористики ученые-музыковеды связывают с его именем. С 1919 по 1922 год Альвин Бимбоэс в поездках по районам Акмолинской области, аулам Каркаралинского уезда слышал народные песни и мелодии, которые его заинтересовали. Торжественная и философская музыка Таттимбета, лирические песни Абая, Акана сери, Биржан сала, Жаяу Мусы, Мади взволновали его творческую душу. Он записал и переложил на ноты более 100 народных песен и инструментальных произведений.
В 1922 году Альвин Эрнестович выступил с докладом о казахской народной музыке на заседании Комиссии по изучению народной музыки Русского географического общества. Ректор Петроградской консерватории профессор А.К. Глазунов дал высокую оценку труду этнографа. Нотные записи А. Бимбоэса под названием «25 киргизских (казахских) песен» были опубликованы в 1926 году под редакцией известного композитора и музыковеда профессора Н.Ф. Финдейзена.
А. Бимбоэс — автор нескольких обработок для голоса с фортепиано, хора, симфонического оркестра «Воспоминания об Акмолинске», «Степная поэма», «Сырымбет» и других. Основные свои труды, где содержались обработки народных песен и переводы их текстов, собственноручные акварельные рисунки Альвин Бимбоэс подарил собирателю казахских песен композитору А.В. Затаевичу.
Акмолинская музыкальная школа под его руководством стала центром популяризации и изучения народной музыки. Ода любви «Дударай»

В течение долгих лет популярным хитом влюбленных была акмолинская песня «Дударай». Песня о чистой и светлой любви родилась у берегов Ишима. Композитор Евгений Брусиловский, вдохновленный историей любви, поставил оперу «Дударай».
В песне говорится, как русская девушка Мария полюбила казахского джигита Дудара. Строки из песен «Дударари-дудым, бір сен үшін тудым» («Мой милый, я рождена только для тебя») у нескольких поколений казахской молодежи звучит девизом глубоких искренних чувств.
Акмолинская песня «Дударай» перешагнула границы степи. Она получила широкую известность в многомиллион­ном Китае, ее с успехом исполняет популярный певец из Шанхая Сиан Чужд Дан.Сер

Себряный голос Амре

Акмолинская земля на протяжении веков была не только центром политического управления благодаря казахским ханам, но и центром культуры и искусства. И песня «Балкадиша» тому яркое подтверждение, она стала венцом казахского искусства. Степной бард Акан сери в своем творчестве создал целую галерею казахских красавиц. Приглашенный на праздничный вечер, поэт влюбляется в засватанную с раннего возраста девушку Балкадишу и посвящает ей свою песню. Новая песня затронула души людей своей лиричностью и печалью, стала гимном женской красоте и любви.
В 1925 году советская делегация во главе с наркомом просвещения А.В. Луначарским приняла участие в выставке ЭКСПО в Париже. Среди участников на этнографическом концерте всемирной выставки находились казахский певец Амре Кашаубаев (тенор), узбекская танцовщица Тамара ханум, Шевкет ханум Мамедова из Азербайджана, грузинские и армянские деятели культуры, музыкант из Башкирии кураист Жумабай Есенбаев и другие.
В числе других Амре выступает на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes. По адресу: авеню Сан Жорж, 51 находился концертный зал Salle Comoedia, где и проходили его выступления. Здание находилось в девятом округе французской столицы, прямо на полпути между Лувром и Монмартром. Сегодня в нем располагается драматический театр Сан Жорж.
Так акмолинские песни «Балкадиша» и «Дударай», а также песня Гайнижамал Дулатовой (супруги М. Дулатова) «Уш дос» («Три соратника») об А. Букейханове, А. Байтурсынове и М. Дулатове зазвучали в Париже.
Амре Кашаубаев был удостоен серебряной медали, уступив лишь легендарному французскому тенору Жоржу Тилю. Яркое выступление казахского тенора привело в восторг американского джазового композитора Джорджа Гершвина. Французская пресса сравнивала его с Энрико Карузо и Марио Ланца. 11 концертов Амре прошли с большим успехом. Его голос огромного диапазона и мощности очаровал французскую публику. Газета «Парижская неделя» писала, как «обладатель удивительного голоса Амре Кашаубаев под аккомпанемент национального музыкального инструмента — домбры — исполнил берущие за душу песни своего народа» (Париж, 24-31 июля 1925 года).
Известный собиратель казахских песен композитор А. Затаевич записал от Амре немало песен и высоко оценил его музыкальное дарование. «Амре Кашаубаев, — писал А. Затаевич в комментариях к своему сборнику «500 песен и кюев казахского народа», — выдающийся каркаралинский певец, с весны 1925 года состоящий в труппе Казахского государственного театра. Кашаубаев пока единственный из казахских певцов, которому довелось выступить за границей, а именно: летом 1925 года — в Париже, а позже — во Франкфурте-на-Майне. Кашаубаев обладает красивым, сильным и сочным голосом (тенор) при большом, запасливом дыхании».
Амре Кашаубаев умер в ночь с 5 на 6 ноября 1934 года на 47-м году жизни. В «Казахстанской правде» появилась статья Сакена Сейфуллина, где он писал: «Ушел из жизни певец Амре, удививший своим непревзойденным талантом таких видных деятелей культуры, как Анри Барбюс и Ромен Роллан».
Профессор университета Сорбонна Юбер Перно в период пребывания Амре Кашаубаева в Париже записал на фонограф семь песен в его исполнении. Эти записи были найдены в 1974 году в Московском Всесоюзном архиве.

Статьи по Теме

Back to top button