КультураНовости

Аль-Фараби: он хотел видеть мир счастливым

Люди пера

Понять мир Аль-Фараби очень сложно. Но приблизиться к его пониманию можно – через изучение его собственных трудов, трудов его учителей, наставников, предшественников (греческие мыслители, Аль-Кинди, Юханна ибн Хайлан, Абу Бишр Матта ибн Юнус, Ибн ас-Саррадж и др.), учеников и последователей (Абу Хаййан ат-Таухиди, Абу Сулайман ас-Сиджистани, Йахья ибн Адий, Сухрабарди, Ибн Баджа, Абу аль-Хасан аль-Амири, Ибн Сина, Ибн Рушд, Моисей Маймонид и др.), через его эпоху, которая стала связующим звеном между античностью и новым временем.

На примере Аль-Фараби мы также наглядно можем наблюдать усиление тюркского элемента в Арабском халифате (наряду с арабским и персидским). Чуть более века проходит с момента Атлахской, или Таласской, битвы (751 г.), когда в Отраре на свет появляется будущий великий Учитель Востока. Эта битва определила последующее цивилизационное развитие региона Средней Азии и Казахстана, известного в то время под различными названиями (Туран, Дешт-и-Кипчак, Мавераннахр, земли тюрков и др.). Примечательно, что сначала тюрки заявили о себе в лоне исламской цивилизации в качестве новой силы именно на поприще науки и знаний.

Современником Аль-Фараби был еще один выходец из Отрара – известный языковед и литератор Исхак аль-Фараби (умер в 951 г.), который внес неоценимый вклад в дело развития арабского языка. В своем фундаментальном труде «Диуан аль-адаб» («Литературный сборник») он предпринимает попытку систематизировать вопросы арабского языка и литературы и представляет новый принцип создания словаря с опорой на последнюю корневую букву слова. Позже этот принцип будет положен в основу словарей последующих эпох (его используют, в том числе И. аль-Джаухари, при составлении словаря «Ас-Сихах» и М. Кашгари в своем труде «Диуан лугат ат-турк»).

Второй наш соотечественник, с чьим именем также связано развитие арабской филологии, – Исмаил аль-Джаухари (940-1008), племянник Абу Ибрагима Исхака аль-Фараби, известный лексикограф арабского языка, автор труда «Ас-Сихах» («Венец речи и правильные слова арабского языка»). Он является автором одного из первых и фундаментальных толковых словарей арабского языка средневековой эпохи. Кроме того, большая часть этого материала была включена в более поздние арабские словари, составленные другими филологами.

И лишь затем тюркский элемент начнет укрепляться в военной сфере и политике. Таким образом, люди пера из числа тюркоязычных народов предшествовали появлению людей меча.

Выходцы из Центральной Азии

Не следует забывать и тот факт, что многочисленные ученые, внесшие большой вклад в развитие арабо-мусульманской цивилизации, являются выходцами из региона современной Центральной Азии. Одна лишь казахская земля подарила более 30 таких выдающихся личностей. Более того, имеется еще большое количество имен, канувших в Лету, и которые предстоит вновь открывать будущим поколениям.

Во все времена человечество стремилось иметь высокие идеалы, избирало примеры для подражания. Таковыми выступали пророки и святые в различных религиях (Будда, Заратуштра, Моисей, Иисус, Мухаммад), учителя и наставники (гуру, лауши, устазы и др.), поэты и писатели, видные общественные и политические деятели. Обычно это были выходцы из родных людям краев.

Особое место занимали личности, которые указывали людям путь к спасению, совершенству и счастью и разрабатывали в своем творчестве вопросы этики и нравственности. Так, учение Конфуция, превратившееся в образ жизни, особую модель мировоззрения, до сих пор пронизывает почти все сферы общества во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Это эволюционная модель, основанная на образовании.

Такого принципа придерживался и Аль-Фараби. Он призывал к созданию просвещенного общества, где будет царить культ знаний, сопряженный при этом с высокими моральными ценностями и нормами. Но если конфуцианский мир существует уже давно, то мир, живущий по принципам Аль-Фараби, или фарабисфера, еще не сформировался окончательно. Пока мы не возвели идеи Аль-Фараби в такой культ. Для этого требуется глубже и полнее изучить его наследие, перевести имеющиеся непереведенные труды на казахский и русский языки, донести их в доступной форме широкой аудитории, популяризовать среди подрастающего поколения.

Две путеводные звезды

Свыше было предопределено, чтобы Аль-Фараби родился в наших краях и был удостоен высокого звания Учителя на мусульманском Востоке (и не важно, после кого и почему он был назван Вторым учителем – по этому поводу среди исследователей разных стран до сих пор нет единого мнения). Настало время нам в Казахстане стать его достойными учениками. Казахскому народу судьба подарила немало сынов, которые искренне переживали за его судьбу. Но звания Учителя удостоились лишь единицы. У нас сегодня есть целых два учителя-мудреца, две путеводные звезды – Аль-Фараби и Абай. С таким интеллектуальным и духовным потенциалом казахская нация не может не обрести заветного счастья, которое нам пророчили и завещали предки.

Будучи великим гуманистом, Аль-Фараби хотел видеть мир счастливым. Созданная им модель благодетельного города-государства и разработанная этическая концепция могут послужить примером, сам же ученый достоен стать Учителем всех прогрессивно настроенных людей.

 Самал ТУЛЕУБАЕВА,
востоковед-арабист, фарабиевед

►Продолжение. Начало в № 60

Аль-Фараби: он хотел видеть мир счастливым

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть