
Почти 11 веков имя и труды Аль-Фараби волнуют умы человечества. Чем объясняется неугасающий интерес исследователей разных стран к его жизни и творчеству? В чем кроется секрет долголетия высказанных им мыслей?
Вечные вопросы
Прошло 1070 лет с момента смерти великого мыслителя средневековья, ученого-энциклопедиста, яркого представителя арабо-мусульманской науки Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Узлага ибн Тархана аль-Фараби (870-950). Вместе с тем его идеи и труды до сих пор не теряют своей актуальности и значимости.
Неугасающий интерес к его жизни и творчеству и секрет долголетия высказанных им мыслей, наверное, в универсальности ценностей, которыми он руководствовался сам и которые продвигал через свои сочинения. Это общечеловеческие идеалы добра, справедливости, гармонии, мира, просвещения, а также попытка ответить на вечные вопросы, в том числе в чем состоит смысл существования, дать представление о том, каким должно быть государство и общество, чтобы каждый его член мог обрести в нем свое счастье.
В силу хронологической отдаленности мы не располагаем большим количеством достоверной информации о жизни Аль-Фараби.
Дошедшие до наших дней сведения часто носят противоречивый характер, окутаны легендами и мифами. Возможно, это связано с тем, что, во-первых, ученый сам не оставил описания своего пути, а, во-вторых, он жил в весьма непростое время, когда в обществе разворачивалась ожесточенная политическая и идеологическая борьба между представителями различных группировок и направлений.
Позднее признание
Имя Аль-Фараби упоминается, начиная с XI века, в трудах таких средневековых ученых и библиографов, как Ибн Сина (980-1037), Байхаки (994-1066), Кифти (1172-1248), Ибн Абу Усайбиа (1203-1270), Ибн Халликан (1211-1282) и др. Но мы не располагаем свидетельствами собственно современников Аль-Фараби. Поэтому в отличие от других представителей средневековой арабо-мусульманской науки его имя долгое время оставалось в тени и довольно поздно получило должное признание. Первые переводы трудов ученого, осуществленные Домиником Гундиссалинусом (лат. Dominicus Gundissalinus, 1115-1190) и Герардом Кремонским (лат. Gerhardus Cremonensis, 1114-1187), относятся к XII веку. В Европе и России Аль-Фараби именно через переводы получает широкую известность под именами Авеннасар, Фараби, Авиасаф и Авийеше лишь в XV веке.
Неизвестно и точное количество созданных Аль-Фараби трудов. Исследователи считают, что их было от 80 до 200. Большинство не сохранилось по техническим причинам. Отдельные трактаты дошли до наших дней лишь в интерпретации представителей науки последующих поколений либо в переводах на различные языки (с переводов на латинский и еврейский языки позже были сделаны переводы на новые европейские языки).Сочинение из лоскутов
Полагаем, что при исследовании творчества Аль-Фараби следует принимать во внимание и проблему авторства. Абу Насру приписывали чужие работы, в то время как часть его собственных творений получала известность под другими именами, что было довольно распространенным явлением в средневековье. Важно учитывать и то обстоятельство, что ученый часто использовал при написании так называемый логографический метод, когда сочинение складывается «из множества отдельных деталей, лоскутных элементов, которые, в принципе, допускали их расчленение и новое соединение». К сожалению, это часто приводило к потере самого труда, состоящего из разрозненных страниц, либо появлению нескольких трудов под разными названиями, имеющих при этом весьма схожее содержание. Возможно, представители последующих поколений сами осуществляли обработку имеющегося материала, компонуя различные страницы в отдельные сочинения.
Специалисты, близко знакомые с творчеством Аль-Фараби, могут найти целые абзацы почти идентичного текста, которые повторяются в его различных трактатах. Данный вопрос требует детального изучения и ждет своего исследователя.
Тернистый характер жизненного пути Аль-Фараби объясняется и тем, что ученый был своего рода первопроходцем во многих областях знания в складывающейся арабо-мусульманской цивилизации. Такие личности принимали на себя первый удар критики и неприятия, поскольку во все времена все новое вызывало отторжение. Не стал исключением и Аль-Фараби.
Науки местные и пришлые
Как известно, знания и науки в Арабском халифате делились на местные, или чисто арабские (арабская филология, исламские науки), и пришлые, или иноземные (заимствованные). К числу последних относились медицина, математика, астрономия, химия, логика, философия и др., которые были связаны с достижениями греческой, римской, индийской и иранской культур. Аль-Фараби в духе все более распространяющегося в то время энциклопедизма изучает все эти науки, уделяя особое внимание философии и логике.
Очевидно, что он встречался с переводчиками и учеными, которые работали в Доме мудрости, посещал научные собрания. Следует отметить, что тогда в обществе имело место противостояние между представителями местных и пришлых наук. Примером тому служит известный диспут между логиками и грамматиками, на котором, по большой вероятности, присутствовал и Аль-Фараби.
Официально спор завершился победой грамматиков. Но, думается, так обстояла ситуация с формальной точки зрения, поскольку арабы не могли допустить победы пришлой и чуждой логики на своей земле. Реакцией ученого на этот диспут стала его Книга букв.
Школа аль-Фараби
Аль-Фараби ознаменовал собой рождение качественно новой науки в халифате. Сегодня ученые называют ее школой Аль-Фараби, или эпохой альфарабизма, и характеризуют как один из самых плодотворных периодов в истории развития средневековой исламской мысли. Аль-Фараби относится к поколению, которое стояло у истоков формирования арабоязычной философии – фальсафы (VII-X вв.). Поэтому его заслуженно считают одним из ее основателей. До него философией в основном занимался лишь арабский ученый Аль-Кинди (801-873), который первым обратился к трудам Аристотеля и основал направление перипатетизма на мусульманском Востоке (хотя занятие философией приписывают и известному средневековому литератору Аль-Джахизу). Именно эти две личности своим неустанным трудом проложили путь представителям науки последующих поколений XI-XV вв. (ат-Таухиди, Абу Сулейман ас-Сиджистани, Ибн Сина, Ибн Баджа, Аль-Газали, Ибн Туфайль, Ибн Рушд, Ибн Халдун и др.). Их значимость заключается в том, что они исследовали интеллектуальную преемственность и уделяли особое внимание этическим аспектам знания. Аль-Фараби также признают первым исламским логиком, основателем багдадской школы этой науки.
Переводы на арабский
Приобщение к достижениям других цивилизаций, их перевод на арабский язык и создание на их основе собственной арабоязычной науки требовало больших усилий. Этот процесс носил сложный характер, усугубляемый политической ситуацией в государстве. Аль-Фараби принимает активное участие в изучении и интерпретации наследия античных мыслителей, разработке научной терминологии на арабском языке по широкому спектру областей. Более того, ему принадлежит огромная заслуга в том, что весь этот иноземный материал приживается на новой почве и получает интерпретацию на арабском языке.
Аль-Фараби, будучи рационалистом, использует опыт других народов на благо мусульманской цивилизации. При этом в отличие от античных авторов ученый признавал существование Бога. В его философии тесным образом объединяются физика и метафизика.
Ученый на фоне споров о сотворенности и несотворенности Корана, о свободной воле и предопределении между хариджитами, кадаритами, джабритами, мурджиитами, мутазилитами, с одной стороны, а также прениями между представителями ислама и других верований, с другой стороны, обращается к научному изучению божественной сути Творца и его атрибутов. Этому способствует имеющаяся в халифате свобода, которая делала богословие в то время открытым для обсуждений.
После смерти Аль-Фараби почти веками сложенная ситуация позже кардинальным образом изменится и богословие примет более догматический характер. Ученый жил в эпоху, когда наблюдался подъем калама и мутазилизма. Аль-Фараби, будучи ярким представителем этого направления, создает свой знаменитый трактат «О разуме».
Современные ученые отмечают, что именно Аль-Фараби устанавливает традицию, согласно которой наука служит отправной точкой для постижения религии, и последняя превращается в объект изучения конкретной науки.
Одним из первых на Востоке Аль-Фараби в своем труде «О классификации наук» предпринимает попытку систематизации существующих в халифате знаний.
Исследователи приписывают Аль-Фараби и первенство в обосновании понятия вакуума.
Ученый в халифате
Будучи свидетелем многих негативных явлений, которые имели место в Арабском халифате и позже привели к его практическому распаду, Аль-Фараби не мог оставаться сторонним наблюдателем. Он четко осознавал, что при таком раскладе общество неминуемо ждет разложение и гибель. Как человек высоких принципов и духовных ценностей, он не мог мириться с существующей ситуацией.
В то время как другие силой и оружием пытались захватить власть, повергнуть противника, Аль-Фараби пером и силой проницательного ума, не имея возможности вступить в открытое противостояние, вел свою борьбу с имеющимся злом на невидимом фронте интеллектуальной деятельности («Взгляды жителей добродетельного города», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля» и др.). И он победил!
Победил тем, что власть переходила из рук в руки, сменялись династии, этносы, расстановка сил, а высказанные им идеи и пути решения оказались востребованными во все времена: если хочешь добиться сильного государства и процветающего общества, открой народу путь к знаниям, просвети его ум и душу, наполни ее светом.
При этом знанию должны предшествовать воспитание и высокая мораль, которые также должны культивироваться в обществе. По мнению Аль-Фараби, лишь здоровый умом, телом и душой глава города способен помочь своему народу достичь такого состояния.
Во всех своих трудах ученый отмечает, что народ к прогрессу ведут отдельные личности, которым открывается особое знание, не доступное общей массе людей. Ученых (философов) он приравнивает к пророкам, отмечая их превосходство над другими в силу этого открывающегося им знания (с одним лишь отличием, что ученые постигают это знание посредством разума, в то время как пророки принимают его как откровение). На наш взгляд, такие воззрения Аль-Фараби свидетельствуют о высоком статусе ученого в Арабском халифате, что было связано с царившим в обществе культом знаний. Как указывают исследователи, «в последующие века мусульманское общество значительно опередило все остальные регионы мира по уровню развития многих наук, философии, искусства».
Ученые тогда пользовались большим авторитетом в обществе, им оказывали всяческую поддержку и покровительство. Известный средневековый автор Аль-Джахиз в Книге красноречия (Китаб аль-балага) так охарактеризовал их место: «Без четырех вещей не может обойтись человек даже из знати: нельзя не вставать перед своим отцом, нельзя не услужить гостю, нельзя не заботиться о своем коне и не почитать ученого».
Дом мудрости
Время, в которое жил и творил Аль-Фараби, приходится на эпоху правления династии Аббасидов (750-1258/1517). К этому моменту прекращаются внешние завоевания арабов с целью распространения ислама.
При Аббасидах знание, которое черпалось из самых различных источников, «было основным двигателем прогресса мусульманского общества». Об уровне развития культуры в Арабском халифате свидетельствует появление здесь первых в мире университетов – аз-Зейтуна (VIII в.), Карауиин (IX в.) и аль-Азхар (X в.).
В IX веке (около 827-830 гг.) в Багдаде в правление халифа Аль-Мамуна (814-834) была создана первая в своем роде в исламском мире академия наук, или общество ученых Дом мудрости (Бейт аль-хикма), который стал главным центром развернувшегося в халифате переводческого движения с греческого, сирийского, индийского и персидского языков на арабский. О его масштабах свидетельствует такая оценка ученых: «…это была одна из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научно-философского наследия».
Работа по переводу научных и философских трудов в халифате велась гораздо масштабнее, чем в средневековой Европе, предназначалась для гораздо более широкой аудитории мусульманской интеллигенции и носила светский характер. В Доме мудрости трудились представители различных этносов и конфессий, которые осуществляли фундаментальные исследования как по гуманитарным, так и прикладным наукам.
Идеальный град-государство
Таким образом, можно заметить, что Аль-Фараби жил в эпоху великого культурного и научного подъема, несмотря на кризис политической власти и ожесточенную идеологическую полемику в обществе. Именно эти сложившиеся исторические реалии позволили ему достичь высот в науке и выдвинуть идеи, которые не теряют своей актуальности по сей день.
Идеальный град-государство Аль-Фараби – это модель современного smart city в его широком понимании. Город, совершенный во всем! Как совершенный организм, в котором отлаженно работают все органы в тесной связи между собой, где каждый четко выполняет свою функцию и где сбой в работе одного из них ведет к нарушению общей системы.
Именно таким образом в здоровом теле града устанавливаются здоровый дух, здоровая созидательная энергия, которая ведет к его процветанию. Именно в таком гармонично развивающемся обществе человек, как социальное существо, обретает свое счастье. Аль-Фараби полагает, что человек создан для счастья и неминуемо должен его достичь («О достижении счастья», «Указание пути к счастью»).
Свое счастье ученый нашел в занятии наукой, достижении высокого (деятельного) интеллекта, позволяющего ему глубоко постигать суть вещей и тем самым стоять выше других.
За свои смелые идеи Абу Наср часто преследовался со стороны богословских кругов, поэтому он был вынужден перемещаться между различными городами. Отказавшись от роли придворного ученого, он избирает аскетический образ жизни и полностью посвящает себя науке. При этом его наука не носит абстрактный характер, а является попыткой представить свои ответы и решения на существующие проблемы и реалии общества.
Самал ТУЛЕУБАЕВА,
востоковед-арабист, фарабиевед