Культура

«Алпамыс»: тема добра и зла стара как мир

Декабрьская премьера оперы «Алпамыс» в театре «Астана Опера» прошла с аншлагом, и театральная труппа готова повторить свой успех 16 и 17 февраля на сцене Большого зала.

Разрешите представить
Известный с детства народный эпос воспевает борьбу казахского народа во главе с батыром Алпамысом.
Сам композитор Еркегали Рахмадиев вспоминал: «Образ мужественного богатыря открыл мне отец. Среди десятков эпосов, которые он знал и пел, Алпамыс был для меня более ярким, живым, зримым… События глубокой старины несли в себе всем близкое: это защита Родины, борьба за мир и счастье народа. Мне захотелось изобразить и передать в музыке не только богатырскую мощь главного героя, но и великую, неиссякаемую силу народа, создать большое героико-эпическое полотно».

Для постановки оперы «Алпамыс» в театр «Астана Опера» был приглашен народный артист России, художественный руководитель Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий АЛЕКСАНДРОВ, а консультантом режиссера выступила дочь композитора Наиля РАХМАДИЕВА. Предстояла непростая работа над оперным вариантом эпоса, восходящего к мифологии древних тюркских народов. По словам режиссера, внимание творческой команды привлек не только сюжет оперы о подвиге батыра, но и стройная музыкальная драматургия этого произведения.

Несомненно, успеху представления способствовали сказочные сцены, яркая сценография, спецэффекты, использованные режиссером в постановке.

– Жанр, который мы определили с художниками, – фэнтези. Параллельно с чудесами и превращениями на сцене кипят поистине шекспировские страсти. К примеру, образ Тайшык-хана – это трагедия человека, убившего собственную дочь. Исполнителю к этой сцене нужно подойти очень тонко, скрупулезно. Алпамыс же выписан очень романтично, я бы сказал, задушевно. Он не только виртуозно владеет оружием, но горячо и преданно любит. Это ведь тоже типично казахская тема – любящий воин, любящий богатырь, – поделился Юрий Александров.

В постановке удалось собрать весь цвет театра: дирижер-постановщик – Абзал МУХИТДИН, главный хормейстер – Ержан ДАУТОВ, художники по костюмам – Софья ТАСМАГАМБЕТОВА и Павел ДРАГУНОВ, хореографы – Турсынбек НУРКАЛИЕВ и Галия БУРИБАЕВА. Нельзя не отметить вклад и ассистентов дирижера-постановщика Руслана БАЙМУРЗИНА и Алихана ИДРИСОВА, а также ассистента режиссера-постановщика Наталью КАГАДИЙ. Необычайно зрелищными сцены оперы получились благодаря работе художника по свету Ирины ВТОРНИКОВОЙ, дизайнера по проекциям Серджио МЕТАЛЛИ и технического руководителя проекта Виктора КАРАРЕ.

Выбор произведения оказался не случаен, тематика национального единства, охраны территориальных границ сегодня как никогда очень актуальна.

На пресс-конференции Юрий Александров подчеркнул, что у постановочной группы была задача сделать оперу интересной как взрослым, так и детям. И он прав. Наши дети сейчас увлечены зарубежными фантастическими постановками – «Властелин колец», «Гарри Поттер», почему не начать воспитывать в них любовь к традиционным национальным ценностям – казахским музыкальным интонациям, казахскому эпосу вот в такой современной интерпретации.

Каждый премьерный спектакль оставляет неизгладимое впечатление. В данной постановке приняли участие как именитые певцы, так и молодые, но уже заявившие о своем таланте исполнители: Ержан САИПОВ и Расул ЖАРМАГАМБЕТОВ (Алпамыс), Айгуль НИЯЗОВА и Жамиля ДЖАРКИМБАЕВА (Гульбаршин), Салтанат МУРАТБЕКОВА и Татьяна ВИЦИНСКАЯ (Мать-Земля), Жанат ШЫБЫКБАЕВ и Шынгыс РАСЫЛХАН (Тайшик-хан), Бибигуль ЖАНУЗАК и Гульжанат САПАКОВА (ведьма Мыстан), Салтанат АХМЕТОВА и Асем СЕМБИНА (Карагоз), Ерлан РЫСКАЛИ (Жырау) и другие.

Клавир
Согласно клавиру, опера состоит из пролога и трех актов, однако спектакль идет с одним антрактом между вторым и третьим актами, что переносит акцент на первую часть с экспозицией, завязкой конфликта и кульминацией (сцена, в которой Тайшик-хан убивает свою дочь Карагоз). Вторая часть оперы – это развязка драмы – победа Алпамыса и спасение народа от рабства, обретение свободы и счастья на бескрайних просторах казахской степи.

Опера начинается с оркестрового вступления в прологе, а затем занавес – и перед зрителями предстает огромная гора, которую венчает величественная фигура Матери-Земли. Глубокий, мягкий тембр Салтанат Муратбековой создает образ мудрой женщины, глубоко переживающей бедствия народа от набегов врагов. Драматические эпизоды этой партии наполнены горечью, скорбью и страданием всечеловеческого масштаба. Актерское мастерство солистки будит воображение зрителей. Плач-жоктау выдержан в народных традициях траурного обряда. А Мать-Земля в исполнении Татьяны Вицинской с яркими верхними обертонами в тембре делают образ героини более молодым.

Первое появление Алпамыса в исполнении Ержана Саипова вызывает ассоциации с героями опер М. Глинки и А. Бородина. Уверенный в своих силах батыр, исполняющий желдірме с растянутыми окончаниями фраз, готов на самоотверженную борьбу и подвиги за родную землю, родной народ.

Хочется отметить профессионально точный выбор состава исполнителей на каждый премьерный спектакль, ведь благодаря этому гармонично сочетающиеся тембры дают динамику драматургическому действию всего произведения. Выигрышно звучат дуэты главных героев Алпамыса и Гульбаршин в исполнении великолепных Ержана Саипова и Айгуль Ниязовой, а также Расула Жармагамбетова и Жамили Джаркимбаевой.

Герои и враги
Как известно, в любом драматическом сюжете присутствуют силы добра и зла. Так, в опере «Алпамыс» стан врагов олицетворяет ханство Тайшика, а понять это можно не только зная эпос, но и обратив внимание на декорации сцены «Тайшық ханның ордасы», на костюмы слуг и воинов хана, которые одеты в черные камзолы, черные шаровары, черные платья с золотой каймой по низу. Сама семантика черного цвета в традиционной культуре казахов связана с опасностью, злыми силами, плохими предчувствиями. А огромные мифические животные в виде кошки-тигра с крыльями и клювом, а также страшная маска в центре сцены, напоминающие символ тотемного поклонения, олицетворяют зловещий чужеземный мир врага. Однако композитор в своем произведении изобразил Тайшик-хана не только кровожадным, беспощадным мстителем, но и любящим, страдающим отцом.

Во многих сказках, мифах, легендах среди злых героев встречается персонаж злой старухи, ведьмы – Мыстан. В двух премьерных спектаклях показаны совершенно разные Мыстан, где первая – хитрая, неотразимая, независимая, жеманная и в то же время коварная женщина, приближенная к образу Шамаханской царицы из «Золотого петушка» Н. Римского-Корсакова. Она все решает с помощью женских чар и сладострастных речей, а также беззастенчивых похвал в адрес хана. А вторая Мыстан – это типичная Мыстан-кемпир из казахских сказок.

Среди женских образов оперы своей решительностью, прямодушием, совестливостью отличается Карагоз, как антитеза наигранной и лицемерной Мыстан. Яркий, блестящий тембр Салтанат Ахметовой и Асем Сембиной достаточно тонко и точно передает лирический, нежный, любящий образ Карагоз, которая пожертвовала жизнью ради спасения Алпамыса.

Мужские персонажи, такие как Караман-батыр, Ултан, – это типичные прислужники хана, трусливые и лицемерные. Контраст внутреннего и внешнего в образе Караман-батыра обрисован в оркестровой партии при его первом появлении, когда звучат медная духовая группа и ударные, а герой внезапно начинает петь буффонное парландо (преобладание текста над музыкой), как бы впопыхах пытаясь рассказать Тайшик-хану о событиях. Композитор не удостоил этого героя самостоятельной законченной арии, тем самым подчеркивая его бесполезность при дворе хана.

Хочу отметить великолепную работу хора, особенно проникновенную сцену «Халықтың зары», в которой порабощенный народ в оковах лежит на земле. Все ждут вестей от Алпамыса, обращаясь к небу: «Где взять силы?». У женских голосов грудные причитания напоминают возгласы Матери-Земли. Звуки деревянных духовых символизируют озарение, как будто аруахи (духи предков) спустились на помощь к народу, хорал преисполнен скорби. Кульминационный момент этой сцены – протест духа кочевого народа. Матери оплакивают сыновей, ждут от них хоть какой-то весточки. Но все же теплится в их сердцах вера, народ борется, надеется на светлое будущее. Мужской хор выплескивает свои внутренние переживания, ярость, отчаяние, безысходность. Музыкальной аркой заканчивается хоровая сцена, и словно пелена печали накрывает бедный народ.

Никого не оставит равнодушным сцена с пастушком Кейкуатом. По режиссерскому замыслу зритель видит в руках добродушного отзывчивого юного героя, освободившего Алпамыса из плена, настоящего живого козленка.
Наверняка, все слушатели отметят проникновенное звучание симфонического оркестра с лирическим пиано и героическим tutti. На протяжении спектакля оркестр ярко воссоздает фантастические, зрелищные, трагедийные события эпического сюжета.

Грандиозность замысла оперы «Алпамыс» и сплоченность постановочной группы во главе с режиссером Ю. Александровым, а также блистательная труппа солистов театра, артистов хора, балета и, конечно, всех технических служб сделали возможным появление в репертуаре театра монументального оперного шедевра. Зритель, уверена, придя на спектакль, не просто получит удовольствие, но и преисполнится чувством гордости за родную землю и ее батыров.

Диля ДУИЕСИНОВА,
магистр искусствоведения

Похожие статьи

Закрыть