Культура

Амулеты домашнего очага

Издревле юрта считалась не просто жилищем, а служила степным кочевым народам в качестве оберега и защиты. Предметы убранства имели свой сакральный смысл и располагались строго на своем месте. Какое значение имел каждый атрибут под шаныраком, рассказывает этнодизайнер интерьера и одежды, член женского крыла филиала партии “AMANAT” г. Астаны, преподаватель столичного технологического колледжа Улжан САРСЕНОВА.  

Мастерица своими руками создает традиционные предметы убранства.

С самого детства наша героиня и ее сестры воспитывались в семье, где почитали национальные традиции и прививали любовь к рукоделию. По ее воспоминаниям, в доме всегда были предметы домашнего обихода в национальном стиле, сшитые руками мамы. С малых лет они не просто изучали технику вышивания сложных орнаментов, но и с легкостью запоминали их названия и значения. Сейчас, будучи преподавателем, Улжан старается передать свои знания и мастерство своим ученицам. В ее коллекции тысячи изделий ручной работы и украшений для юрты.

– В казахской культуре встречается много различных орнаментов, но одни из самых популярных – қошқар мүйiз – бараньи рога, арқар мүйiз – рога архара, бүгу мүйiз – рога оленя. Каждый узор для юрты уникален и придает особую атмосферу жилищу. Но при этом они служат не только эстетическим украшением, но и символизируют духовность и единство с природой. Геометрические и флористические мотивы, вышитые или нарисованные на стенах и текстиле, создают непов­торимый образ юрты и отражают богатство и красоту местных народных художественных традиций, – рассказывает Улжан. – В древние времена каждый род предпочитал свой орнамент, в котором была заложена история семьи или важное судьбоносное событие. Узоры в отдельных случаях, как письмена, служили даже способом общения. Например, девушка, выйдя замуж, могла таким образом передать весточку родителям о том, как сложилась ее семейная жизнь. Мой любимый орнамент – это силуэт ласточки. Он символизирует свободу, мир и весеннее обновление. Во многих изделиях можно встретить именно этот узор.

По словам собеседницы, очень много интересных примет и традиций связано с декором юрты, ее даже сравнивают с невестой. Считается, что юрта, как девушка, имеет свою душу, тело, которое нуждается в украшениях. Не случайно название деталей юрты связано с человеком: выемка, куда вставляются купольные жерди – көз (глаз), алақан напоминает ладонь, стенки кереге имеют изгиб, повторяющий форму человеческого позвоночника, а нижнюю часть покрытия называют подолом.

– Все изделия раньше изготавливались только из натуральных материалов. Считалось, что натуральная шерсть полезна для здоровья и обладает целительными свойствами. Украшали дом яркими коврами, вышитыми в национальном стиле. Обычно мастерицы выбирали яркие ткани – красный, зеленый, синий. Эти цвета символизируют достаток, свободу, мир и благополучие. Стены юрты утепляли и украшали полосы с горизонтальными узорами, а также яркие ковры с шелковой вышивкой или ворсистые. С шанырака свешивались красивые тканые или плетеные узкие ленты – желбау. Основная часть юрты покрывалась изготовленными вручную войлочными коврами с зооморфными узорами. Они назывались откиіз, которые стелили около очага, текеметом обычно покрывали большую часть юрты, сырмақ раскладывали на мужской половине. Самые главные и красивые предметы убранства располагали на почетном месте – төр. Здесь стояли сундуки, подставки из дерева с резьбой, инкрустированные костью, с металлическими декоративными накладками, – делится своими знаниями Улжан.

Каждое изделие вышивалось вручную, обычно заранее матери готовили приданое своим дочерям. Как отмечает этнодизайнер, современная молодежь сегодня может свободно купить все необходимое в дом, а когда домашняя утварь изнашивается, просто выбрасывают без сожаления. Однако предки казахов очень бережно относились к вещам, потому что для их создания требовалось много сил и времени. Но самое главное – сохраняли как память о материнских руках, которые с любовью вышивали каждый узор.

– Құрақ қөрпе – стеганое одеяло, обычно украшают двумя цветами – красным и зеленым. Смысл в том, что это изделие издревле матери готовили в качестве приданого для своих дочерей. Перед свадьбой собирались женщины и из кусочков материалов воссоздавали единый орнамент. Причем в каждый узор вкладывались родительское пожелание, доброе напутствие, любовь и забота. Затем дочери бережно хранили дары всю жизнь, как воспоминания о теплых руках матери, – рассказывает Улжан.

Другие предметы для украшения дома также служили в качестве оберега. Например, желбау – специальные ленты длиной до двух метров, которые крепились к деревянному каркасу юрты. Традиционно их вышивали белыми нитями на зеленой ткани. Орнамент символизирует рога барана – қошқар мүйіз и служит в качестве защиты от злых помыслов людей и сглаза. На верхнюю часть юрты подвешивали шашақ – бубенчики, изготовленные из ниток и кусочков материала, они предназначались для украшения и служили амулетом домашнего очага. Ни одно жилище не обходилось без традиционных қөрпе.

– Этот предмет имеет не только бытовой смысл, но и духовный. Он символизирует собой чистоту семейного очага, уют и тепло, заботу, оберег от неприятностей. Для каждого қөрпе обычно вышивали свой узор: определенный – для молодых девушек, другие – для главы семейства и их жен. Использовались разные цвета, разные вышивки, но значение всегда одно – крепкий и сплоченный род, – отмечает наша героиня.

Важным, по мнению Улжан Сарсеновой, остается факт, что каждый узор становится уникальным, несмотря на то, что шьется по единой кройке. Таким образом, орнаменты придают каждой юрте неповторимость, сохраняя традиционную значимость и привлекательность на протяжении многих поколений.

Юлия ТЕН

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button