КультураНовости

Архитектурный диалог эпох

В Доме Кубрина проходит выставка «Fading TSE: ретроспектива столицы», на которой можно увидеть множество архивных фотографий столицы, мультимедийную экспозицию. В день открытия, 25 января, прошел краеведческий pop-up фестиваль, в рамках которого состоялась открытая дискуссия «Архитектурное наследие и места памяти столицы».

В ходе дискуссии поднимались вопросы уважительного отношения к объектам истории города, говорилось о том, что определяет ценность объектов наследия.

— Мы исследуем как объекты разных временных слоев, так и те, которые находятся на грани исчезновения, — сказал активист Темиртас ИСКАКОВ. — Наша цель — задокументировать все изменения, которые происходят в городе, чтобы в ретроспективе найти для себя новое и с учетом этого строить конструктивный диалог для решения актуальных вопросов. Параллельно появилась еще одна цель — создать площадку для обсуждения вопросов развития города и сохранения исторических мест. Конечно, перенос столицы ускорил процессы изменения облика города. Но должна быть преемственность. Это ключ к развитию общества.

История в объектах

— Сложно отделить памятники архитектуры и простые дома, — говорит архитектор Василий ТОСКИН. — В архитектуре не столь важен отдельный объект, сколько отдельный объект в среде. Среда оказывает влияние на объект, а объект влияет на среду. И можно деликатно подстраивать новые сооружения к имеющимся историческим. В объектах отражена история. К примеру, когда город был узловой станцией, был Дворец железнодорожников. В годы целины возник Дворец целинников. Позже появился Дворец молодежи.

Это уникальное сооружение. Их надо сохранить. Архитектор посетовал на неделикатную реконструкцию зданий: разрушение боковых амфитеатров Дворца целинников, удаление прекрасной мозаики Дворца пионеров.

— До периода независимости было 123 охраняемых памятника, — рассказала бывший директор Музея современного искусства Нелли ШИВРИНА. — Многое в то время было идеологизировано. Сейчас на местном уровне категории охраны находятся 44 памятника, на республиканском — два объекта — Дворец целинников и мусульманская школа по улице Отырар. Сейчас создана дирекция по охране памятников. Они расширяют список объектов. На сегодня их 96. Проблема — с памятниками археологии, их в городе 12. Из этого списка объекты выбывают без аргументации.


Есть на что посмотреть

Снимки на выставку предоставил сын известного фотожурналиста Нурмухамата ИМАМОВА. Фотография и краеведение были основным увлечением и делом его жизни. В экспозиции выставки представлена лишь малая часть фоторабот из его архива.

Очень впечатляют фотографии американского фотографа Лоренса ШЕРВИНА с выставки 1978 года «Сельское хозяйство США». Это первые цветные фотографии города, сделанные иностранным фотожурналистом. Есть уникальные кадры, впечатлившие американца: конные игры, юрты на выставке в городском парке, апашки, сидящие на лавке у старенького дома, шустрые детишки, помогающие отцу набирать воду на колонке, продавцы картошки на рынке.


Представлены и уцелевшие фрагменты работ целиноградских художников-монументалистов с уникальными национальными элементами и сюжетами из истории города, его строительства и жизни горожан: мозаичное панно с фасада здания напротив Дома художников и уникальный витраж с Дворца торжественных обрядов.

«Города возникают не сразу. Они формируются десятилетиями, столетиями и тысячелетиями. Каждое поколение вписывает в их историю свою строку. Преемственность эта так же закономерна, как смена эпох. Крупицы труда, оставленные предками, заслуживают уважения, потому что они обогащают нас опытом жизни, позволяют разобраться в исторических событиях и оценить их, пробуждают любовь к родной земле. Минувшее — это и назидание, и завещание нам, об этом мы не имеем права забывать». Слова из книги Андрея ДУБИЦКОГО «Город на Ишиме» на одном из стендов как нельзя лучше описывают настроение собравшихся в первый день выставки горожан.

Фото Султана СЕИТОВА

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть