Информбюро

АСП, пенсии и пособия – в социальном кошельке

О том, что Астана стала городом, где в пилотном проекте запускается проект внедрения социального кошелька для получателей АСП и других социальных выплат, Министерство труда и социальной защиты населения оповестило еще в прошлом году. Спустя год мы решили узнать о том, насколько удачным оказался проект и что уже сделано. Заместитель руководителя Управления занятости и социальной защиты города Астаны Айгуль ТАЛАСОВА рассказала о проекте.

– Айгуль Тилешевна, расскажите, что вообще представляет из себя социальный кошелек и в чем его преимущество перед банковскими счетами.

– Социальный кошелек – это своего рода альтернатива банковской карте. Работа по социальному кошельку проводится согласно поручению Главы государства по цифровизации данных, цифровой карте семьи и созданию социального кошелька для оказания выплат напрямую потребителю. Мы назначим социальное пособие согласно нормативно-правовым актам. Есть у нас соответствующий критерий для оказания тех или иных видов социальной помощи. Что касается преимуществ, то самое главное – социальный кошелек будет огражден от притязаний коллекторов, банков и налоговых служб. То есть деньги, поступившие на социальный кошелек, всецело принадлежат услугополучателю и никто не вправе их забрать. Посредством этого инструмента можно будет оплатить любые виды товаров и услуг у зарегистрированных предпринимателей.

– Как подать заявку на открытие социального кошелька?

– Столичное Управление занятости и социальной защиты населения является участником проекта «Социальный кошелек» в городе Астане. Мы принимаем данные по получателям АСП через центр «Жанұя», который расположен по улице Бейбітшілік, 14. Для назначения АСП нужно пройти несколько этапов. Нуждающаяся семья подает заявление посредством ЭЦП на портале «электронного правительства» egov.kz либо в центр «Жанұя». Эти документы затем отправляются в столичный Центр занятости, затем данные получают акиматы районов города для обследования нуждаемости. Сотрудники районных акиматов делают заключение о необходимости выплаты АСП либо отказе. Причиной для отказа могут стать наличие автотранспортного средства, жилье. Такую информацию можно отследить в информационной системе «е-Халык», где собраны данные по составу семьи, получению алиментов, то есть в этой интегрированной системе отображаются все данные среднедушевого дохода, поступления в отдельно взятой семье. Далее Управление занятости и социальной защиты населения назначает АСП. На ответ заявителю отводится 15 дней. Если работа завершена раньше, то мы не ждем положенного времени и сразу назначаем выплату, направляем ее через НАО «Правительство для граждан».

– Для чего и для какой категории граждан он создан?

– Во время пандемии многие граждане страны получили социальную поддержку от государства в размере 42500 тенге. Помните, что тогда творилось в отделениях банков? У многих казахстанцев не оказалось банковских счетов, и им пришлось в срочном порядке идти в банки. Это создало огромные очереди в банках и отделениях Казпочты. Так вот, эта ситуация стала одной из причин создания этого проекта.

Первоначально в рамках проекта запланирован перевод только адресной социальной помощи (АСП). На сегодняшний день в пилотном проекте участвует несколько десятков семей – жителей Астаны из числа получателей АСП. Они дали добровольное согласие. На сегодняшний день проводится подготовительная работа по переводу на социальный кошелек пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Как вы помните, в недавнем Послании Главы государства выплаты по уходу за ребенком поднялись за счет увеличения сроков – с года до 1,5 лет. Уже после этого будут внедряться в проект и остальные социальные выплаты и пособия, в том числе и пенсии по возрасту, пока же выплаты пенсий производятся по-старому, на банковскую карту.

– Насколько я понимаю, цепочка получается длинной?

– В пересказе так звучит, на самом деле процесс отработан. Раньше выплаты денег нами производились самостоятельно, то есть деньги поступали на счет управления, мы сами их распределяли по банкам. Теперь же выгрузку производит госкорпорация, зачисление идет сразу на счета потребителей. То есть АСП начали начислять как пенсии по возрасту, пособия по инвалидности. Ежемесячно до 10 числа каждого месяца услугополучатель видит свои деньги. В связи с внедрением проекта «Соцкошелек» мы предлагаем заявителю ставить отметку на это приложение, и тогда деньги будут направляться на социальный кошелек, который не подвергается арестам.

– Какие услуги или товары можно будет оплатить деньгами из социального кошелька?

– Можно будет производить оплату онлайн, к примеру, комуслуг, за телефон и другое. Через личный кабинет приложения можно будет совершать переводы на банковские карты. Средства можно будет обналичить через банк, и есть возможность выбора способа получения пособий – через соцкошелек или банковскую карту. Дополнительных терминалов не потребуется. Это все в недалеком будущем. Пока же приложение позволяет посредством QR-кода оплачивать товары и услуги без комиссий. Через него же можно будет следить за балансом кошелька. К соцкошельку какая-либо специальная карточка выдаваться не будет. Он будет доступен через приложение оператора системы мгновенных платежей. В будущем также предусмотрена интеграция с приложениями банков-агентов, которая позволит пользоваться социальным кошельком через банковские приложения.

– Будут ли расширены услуги социального кошелька и как это будет выглядеть?

– В будущем планируется внедрение оплаты школьного питания детям. Система будет видеть, что ребенок пришел в школу и ему необходимо сформировать меню на этот день. Оплата будет произведена автоматически с социального кошелька. Но это в будущем. Первый этап – перевод АСП в приложение, затем будут переведены все остальные социальные пособия. В планах – определение перечня товаров и услуг.

– Насколько будут защищены деньги в социальном кошельке?

– Социальный кошелек, как банковский платежный инструмент, будет соответствовать всем требованиям безопасности. В первую очередь, со стороны пользователя будет производиться двухфакторная аутентификация. Защита персональных данных будет обеспечиваться на уровне хранения, обработки. Все имеющиеся действующие требования к банкам второго уровня и электронным платежным системам будут обеспечиваться социальным кошельком. Так как он не будет привязан к банкам, он защищен и от банкротства финансовых организаций.

Статьи по Теме

Back to top button