Общество

Астана — умный город

Цифровая трансформация государственного управления становится одной из ключевых задач развития страны. Для ее решения необходимо создавать и реализовывать стратегии цифровой трансформации. С этой целью Общественный совет столицы организовал диалоговую площадку «Внедрение новых технологий и цифровых решений для развития города и улучшения качества жизни в столице».

Участниками мероприятия стали представители Общественного совета города Астаны, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, служащие Управления цифровизации и государственных услуг, Управления контроля и качества городской среды, Управления по инвестициям и развитию предпринимательства, представители НПО столицы и экспертного сообщества.

На платформе обсуждали актуальные темы: интеграция новых технологий в развитие столицы, улучшение качества жизни ее жителей, анализ барьеров, мешающих успешному развитию инноваций в городе.

Цифровизация рабочих процессов

Заместитель руководителя Управления цифровизации и государственных услуг Берик АХМЕТОВ ознакомил присутствую-
щих с преобразованием рабочих процессов в цифровой формат и ситуацией электронного взаимодействия астанчан с государственными управлениями. В частности, спикер остановился на том, как в столице ведется активная работа по обеспечению качественной связью и сетью Интернет всех районов и жилых массивов.

— В Астане на качество связи чаще всего жалуются жители новых районов, где идет застройка. На сегодняшний день в столице насчитывается 67 белых пятен, по 48 из них получено согласие от жильцов на установку базовых станций. Уже проведена работа по монтажу базовых станций на 18 жилых комплексах. По оставшимся 9 ЖК совместно с акиматом Астаны продолжаются работы в части формирования ОСИ и проведения повторных разъяснительных встреч с жителями-радиофобами. Акиматом города выделен 51 участок для строительства опор связи с последующей установкой на них телекоммуникационного оборудования, — сказал Берик Ахметов.

Также спикер отметил, что процесс цифровизации упростил работу государственных органов, к примеру, Департамента внутренних дел столицы. Цифровые технологии значительно облегчили работу правоохранительных органов при задержании преступников, школьных мониторингах, в борьбе с интернет-мошенничеством, процессе отслеживания дорожного движения. К примеру, увеличилось количество автоматических систем, выявляющих факты нарушений Правил дорожного движения, такие камеры дисциплинируют водителей. Для удобства граждан разработано и реализовано мобильное приложение «102». В нем предусмотрена кнопка SOS. Если произошло какое-либо происшествие, необходимо нажать на нее и позвонить, и тогда оператор имеет возможность самостоятельно определить местонахождение заявителя и направить на место происшествия ближайший наряд полиции.

В ходе круглого стола члены Общественного совета предложили установить камеры на окраинах города и в наиболее криминогенных районах.

Глава государства на совещании по развитию столицы отметил, что Астана задает темпы развития всем регионам Казахстана и во многих вопросах, в том числе по уровню жизни, является ориентиром для других городов страны.

Инновации

Председатель правления АО «Астана Innovations» Нурсултан Калдыбаев рассказал о реализации ряда важных инновационных проектов, направленных на улучшение комфорта и качества жизни населения.

— Нами был разработано мобильное приложение Smart Astana. Оно создано для удобства жителей и гостей столицы. В приложении собран доступ к широкому спектру городских услуг и сервисов в едином интерфейсе. Теперь в нем появились новые функции: «Отправить обращение «Нет наркотикам», «Алгоритм действий в ЧП», «Проверка в базе украденных устройств», «Регистрация велосипеда», «Обращения по велосипедам», «Увеселительные заведения». К примеру, сервис «Нет наркотикам» создан для всех, кто хочет принять активное участие в борьбе против распространения наркотических средств. Если вы увидели подозрительных людей, прячущих или ищущих закладки, можете об этом написать в данном приложении, и ваше сообщение сразу переадресуют полиции.

Спикер отметил, что в целях создания условий для развития исследовательского потенциала интеллектуально одаренных школьников ежегодно проводится STEM-олимпиада, в следующем году планируется провести две STEM-олимпиады — городскую и международную. Здесь же можно ознакомиться со стартапами, заявить о себе может любой желающий, придя на площадку astana.hub, а найти ее очень просто в Instagram и на одноименном сайте.

В свою очередь представитель комиссии Общественного совета Даулетхан ЕСИМОВ обратился с предложением к разработчикам — создать более усовершенствованную врачебную программу для приема пациентов.

— По регламенту на прием каждого пациента врачу отводится 18 минут, а на деле из них минут 15 уходит на заполнение цифровых сервисов. А оставшиеся три минуты врач только успевает направить на анализы, — сказал спикер.

Руководитель iKomek 109 Аскар ТАКСИМОВ рассказал о новшествах в данном сервисе.

— С момента создания центра расширены функции обслуживания по более 1800 вопросам, объединены все колл-центры коммунальных предприятий, медицинских организаций и управлений акимата. Он является единой точкой контакта с жителями города. В центре iKomek активно используется около 10000 камер видеонаблюдения, которые размещены на всей территории города, включая детские сады, школы, поликлиники и другие социальные объекты. Камеры охватывают места скопления людей, и все обнаруженные события оперативно передаются городским службам для дальнейшей обработки и реагирования.

Аскар Таксимов также отметил, что в рамках исполнения указаний Главы государства, направленных на снижение бюрократии, центр iKомеk создал проектный офис при акимате города Астаны. Главная цель данного проектного офиса заключается в обеспечении эффективного взаимодействия и координации всех участников в рамках программы развития города. На сегодняшний день ключевые задачи проектного офиса — оптимизация управления проектами и цифровая трансформация текущих инициированных проектов. В рамках данной инициативы осуществлено внедрение цифровой технологии для учета и мониторинга 189 инвестиционных проектов из бюджета, которые в настоящее время выполняются различными структурными подразделениями акимата.

— Также новшеством для горожан стал ребрендинг iQala в Qalaqyzmet.kz. Теперь горожанам, купившим квартиру, не надо ездить по всем коммунальным предприятиям — «Астана-Теплотранзит», «Астана су арнасы», «Астана — РЭК», «Астанаэнерго-
сбыт». Все договоры заключаются посредством SMS, то есть к нам из Госкорпорации «Правительство для граждан» поступает сообщение о новом владельце жилья, и мы по принципу «одного окна» помогаем владельцу оформить документы на предоставление услуг.

Спикер сообщил, что ежегодно в центр поступает 2 млн запросов, ежедневно — от 7000 до 29000 обращений, из них 80% — консультационного характера, 20% — инциденты, жалобы.

Оцифровка
О проблемах с цифровизацией рабочего процесса рассказал представитель ТОО «Астана — ЕРЦ» (предприятие, основной задачей которого является совершенствование системы расчетов и сбора платежей за коммунальные услуги) Муратбек АЛЬМЕНБЕТОВ. Спикер предложил Общественному совету выйти с инициативой в высшие законодательные органы, чтобы внести изменения в правила предоставления услуг ЖКХ, точнее, с конкретным предложением — отменить бумажные квитанции за услуги в пользу электронного документа. Он объяснил это тем, что для печати бланков уничтожаются тысячи деревьев, наносится экологический урон. К тому же расходы на бумагу и печать квитанций закладываются в тариф, значит, платит за это потребитель. Кроме того, в новых ЖК из-за ненадобности не устанавливаются почтовые ящики в подъездах, почтальоны обязаны оставлять квитанции в дверях квартир, а это лишний повод для домушников убедиться в отсутствии хозяев. Так растет число преступлений. Муратбек Альменбетов сообщил, что 97% астанчан оплачивают услуги электронно и лишь 2% — на бумажном носителе.

Модератор диалоговой площадки Аяжан УТЕУОВА попросила представителей цифрового сообщества столицы разработать удобные механизмы для эффективной обратной связи с астанчанами:

— Это нужно для того, чтобы своевременно реагировать на проблемы отрасли и отслеживать эффективность принимаемых мер и инициатив, тем самым повышая уровень доверия граждан к деятельности государства и его органов. Все предложения и замечания, озвученные на этой площадке, будут вынесены на обсуждение в маслихат столицы и государственные органы для дальнейшего решения.

Статьи по Теме

Back to top button