Год детей

«Асыл Мирас» – центр, где помогут детям с РАС

Каждый день происходит череда сражений и побед у родителей детей, столкнувшихся
с расстройством аутистического спектра (РАС). Сначала борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок особенный, а затем борьба за каждый его жест, улыбку, взгляд и слово. Это маленькие, но такие важные победы. И эти победы заслуга не только детей и родителей, но и педагогов центра «Асыл Мирас», в котором занимаются дети с диагнозом «аутизм».

В 2020 году на основе соглашения о сотрудничестве между акиматом города Нур-Султан и Фондом Булата Утемуратова аутизм-центр «Асыл Мирас» был передан в ведение государства. Сейчас Центр поддержки детей с аутизмом находится по адресу: ул. Валиханова, 23/2.

Центр оснащен всем необходимым для оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми с расстройством аутистического спектра и принимает детей в возрасте от 0 до 15 лет. В течение недели ребенок посещает занятия 3 раза в неделю по одному часу, курс обучения составляет 36 занятий.

Педагогический коллектив состоит из дефектологов, педагогов-психологов, и от каждого из них требуются компетентность, профессионализм и любовь к детям. Ведь для развития и воспитания особенных детей требуется особый подход.

– У каждого ребенка свое особенное поведение, и от специалиста требуется выдержка и психоэмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих знаниях. От уверенности педагогического коллектива становятся увереннее родители детей с расстройством аутистического спектра, и они начинают принимать активное участие в обучающем процессе, – сказала методист центра Жанат АБДИКАРИМОВА.

Выбор программы помощи для ребенка с РАС формируется в соответствии с приоритетным развитием того или иного дефицита навыков на момент поступления на курс интервенции. Поэтому здесь проводят диагностику для определения степени выраженности аутистических проявлений.

– Диагностика проходит в присутствии родителей ребенка. Для диагностических мероприятий используется международный золотой стандарт обследования ADOS-2 с оценкой особенностей общения, социального взаимодействия и коммуникативных навыков. Полученные результаты шифрует и определяет соответствующая диагностическая группа, – рассказала диагност Нурия НУРОВА.

По программе ранней поддержки для детей в возрасте до трех лет занятия проводятся в групповом формате. Прежде всего педагоги помогают родителям правильно взаимодействовать со своим ребенком, учат своих детей навыкам просьбы, устанавливают зрительный контакт, навык послушания и так далее.

– Одна из целевых задач – обучение родителей. Одно из трех занятий в неделю уделяется информационному блоку, где педагоги-тренеры дают родителям сведения об особенностях детей с расстройством аутистического спектра: как они проявляются в жизни, как управлять нежелательным поведением, как развивать функционально значимые навыки. А на занятиях показываем все это на практике. И при такой подаче теоретической информации и практики родители начинают понимать, как нужно играть с ребенком, на какие моменты в поведении необходимо реагировать правильно, – продолжила Жанат Абдикаримова.

Именно родители первыми могут заметить особенности в развитии и поведении своего ребенка. Главное, не быть пассивным, не ждать, что с возрастом все пройдет.

– Многие родители приходят на психолого-медико-педагогическую консультацию с проблемой, что их дети не разговаривают, но при этом не обращают внимания на то, что ребенок не смотрит в глаза, предпочитает играть один, а если что-то просит, то делает это плачем или криком. И когда к нам в центр приходят дети с отсутствием базовых навыков, то акцент в нашей педагогической работе делается в первую очередь на их формирование, – подчеркнула она.

В программе «Развитие социальных навыков» для детей дошкольного и школьного возраста формируются социальные и коммуникативные навыки.

– Например, в начале курса на занятиях в данной программе мы наблюдаем такую картину: ребенок остро реагирует нежелательным поведением на свой проигрыш, на чужой выигрыш в игре. Следовательно, одной из задач педагога и родителя является формирование у ребенка правильного отношения к данной ситуации. К завершению курса помощи многие родители отмечают, что их ребенок стал спокойно относиться к своему проигрышу в игре и может поздравить соперника, – рассказала методист центра.

Другой важной программой является «Развитие жизненных навыков» – это навыки самообслуживания: умывание, прием пищи и т. д. У многих детей с РАС они не сформированы. Например, некоторые дети в возрасте 4-5 лет для питья продолжают использовать бутылку с соской, а у мамы в силу каких-то обстоятельств не получается отучить ребенка. Тогда одной из задач педагога является обучение родителей тому, как научить ребенка пользоваться кружкой для питья.

Использование методики JASPER в программе «Развитие речевых навыков» позволяет поэтапно развивать речь в игровом формате, учитывая разные уровни сформированной речи у детей: от слова к словам, от слов к предложению. Также задачей педагога является увеличение частоты, разнообразия и сложности спонтанной игры.

В программу «Развитие обучающих навыков» направляются дети в возрасте от 3-15 лет. Реализация программы базируется на использовании элементов методологии АВА-терапии, прикладной отрасли науки о поведении. Как и все программы помощи центра, у детей с РАС формируются базовые, учебные навыки и вербальные способности: сотрудничество, зрительное восприятие, восприятие речи, моторная и вокальная имитация и так далее.

По результатам проводимого педагогами функционального анализа развития ребенка в рамках всех программ помощи составляется индивидуальная программа развития. После каждого занятия педагоги программ осуществляют оценку прогресса ребенка, а по завершении курса составляется индивидуальная программа для домашнего использования родителями.

Некоторые дети проявляют неординарные способности и фантастическую память, а другие – выраженные трудности с общением и обучением. Поэтому со стороны взрослых требуется очень много времени и терпения, чтобы помочь ребенку почувствовать себя как и все.

С 2020 года психолого-педагогическую помощь в центре получило около 500 детей. Количество детей с диагнозом РАС с каждым годом увеличивается и очередь на получение услуг возрастает, в связи с чем в ближайшее время планируется открытие 11-го центра «Асыл Мирас» в городе Караганде.

Статьи по Теме

Back to top button