Горожане

Автобусов мало, «зайцев» — полно

В этом году исполняется 6 лет, как в общественном транспорте столицы была внедрена система электронной оплаты проезда. За это время в автобусах появились новые виды систем онлайн-платежей, жителям города была предоставлена возможность беспрепятственно совершать оплату проезда. Несмотря на это, количество столичных жителей, уклоняющихся от оплаты и платящих штрафы, не уменьшается.

  В этой связи мы задали несколько вопросов заместителю директора Департамента транспортного контроля ТОО City Transportation Systems  Райымбеку КАЙРОЛЛА.

— Райымбек, расскажите, сколько безответственных пассажиров ежедневно пользуется общественным транспортом в столице.

— Из нашего расчета 10-15 процентов пассажиров в день ездят бесплатно, не оплачивая проезд. Это около 90 тысяч человек. Теперь, если мы умножим эти 90 тысяч на 90 тенге, получим 8 миллионов тенге в день. В год автобусные парки терпят убытки в  2,9 млрд  тенге. Так, по итогам 2023 года сотрудниками Департамента транспортного контроля установлено, что более 200 тысяч пассажиров не оплатили проезд. Но только на 10 тысяч пассажиров составлен административный протокол. Общая сумма составляет более 70 млн тенге.

Наши сотрудники блокируют платежную систему автобуса во время проверки. При блокировке идентифицируют пассажира, не оплатившего проезд. Его просят выйти на автобусной остановке. Затем каждый раз, обращаясь к 102, они ждут сотрудников полиции от 30 минут до одного часа. В этот момент между проверяющим и пассажиром начинается спор, и этот человек может сбежать. А наши сотрудники не могут их насильно удержать.

— Судя по предоставленным вами данным, в прошлом году не были оштрафованы остальные 190 тысяч безбилетников. Почему?

—  Как я уже говорил, большинство пассажиров задерживается нашими сотрудниками до прибытия  полиции. Именно поэтому мы просим предоставить нашим сотрудникам полномочия выписывать штрафы самостоятельно, то есть заполнять административный протокол на нарушителей. То есть мы хотели бы внести изменения в статью 622 «Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом». Это мировой опыт. Инспекторы, осуществляющие проверку, сами налагают штраф. Кроме того, у нас есть второй вариант. Если нам не дают такой компетенции, то мы предлагаем, чтобы сотрудники полиции сопровождали транспортного инспектора во время проверки. Тогда и нарушителей будет меньше. По сути, такой опыт был у нас до карантина. Затем мероприятие прекратилось из-за эпидемической ситуации.

— Будут ли возвращать кондукторов в автобусы?

— В первые годы электронной оплаты много обсуждался вопрос возврата кондукторов. Если мы захотим их вернуть, против этого будут выступать менеджеры автостоянки. На это есть своя причина. Потому что ни для кого не секрет, что кондукторы занимаются темным бизнесом. После их устранения ежедневный доход автобусных парков увеличился. В настоящее время мы не принимаем оплату наличными. Именно поэтому возвращать кондукторов в автобусы незачем. Однако нам необходимо увеличить количество инспекторов. Например, ежедневно на проверку выходит более 200 инспекторов по городу. В 2022 году на 700-750 автобусов приходилось около 100-150 инспекторов. В 2023 году ежедневно курсировало 950-1000 единиц общественного транспорта. В этом году мы планируем увеличить количество наших сотрудников и автобусных парков.

 — Кто чаще всего уклоняется от оплаты проезда в столице? Может ли из-за этой проблемы в городе подорожать проезд?

—  Прежде чем дать конкретный ответ на вопрос, хочу сказать, что стариков и детей, не заплативших за проезд, а также беременных женщин из автобуса никто не выгоняет. Однако, по нашим наблюдениям, горожане до сих пор не понимают правил бесплатного проезда. Люди этих категорий могут путешествовать бесплатно только при наличии дисконтной карты. Если у вас ее нет, вам придется платить онлайн через других пассажиров. Среди тех, кто не платит в нашем городе, много школьников. Родители не обращают особого внимания на карту, ведь их ребенок до 18 лет передвигается на общественном транспорте бесплатно. Именно поэтому у большинства ребят при себе нет  карты. Мы хотим, чтобы родители отнеслись к этому ответственно.

Относительно повышения стоимости проезда на общественном транспорте пока никаких прогнозов нет.

— Не все, кто садится в автобус, сразу оплачивают проезд. Многие начинают суетиться только тогда, когда заходят проверяющие.  Они пользуются тем, что QR-коды удобно размещены по всему автобусу.  Разве это не отличная уловка для «зайцев»?

— Да, мы тоже об этом думали. Если мы разместим QR-код только у сиденья водителя, у пассажиров также возникнут проблемы с оплатой. Всем будет сложно дотянуться до него. Когда мы говорим о создании всех условий для пассажиров, мы отмечаем нехватку автобусов и их водителей. Соседние страны также имеют опыт использования QR-кодов. К примеру, пассажир заходит через входную дверь автобуса и дальше проходит  через турникет только после оплаты. На данный момент мы не готовы к такому варианту, но это есть в планах. В связи с этим следует отметить, что мы запустили новую платежную систему. То есть пассажиры теперь могут платить банковской картой, Bluetooth, Google Pay и Apple Pay. Также с начала года сотрудникам было выдано новое оборудование. Этот инструмент удаленно блокирует все платежные системы до прибытия автобуса на остановку. Теперь пассажир, не оплативший проезд изначально, не может произвести немедленную оплату через QR-код при проверке. Таким образом, выявляются нарушители.

— Влияет ли пассажирский сбор на оклад столичных водителей?

—  До включения электронной платежной системы в столице оплата пассажиров влияла на заработную плату водителей. В то время каждый автобусный парк имел однодневный план выручки. Но с 2018 года водителям стали выплачивать определенную ежемесячную сумму. Кроме того, существует дополнительное вознаграждение: есть если водитель за месяц не нарушил ПДД или если на него не поступало жалоб. Некоторое время начальник частного автобусного парка пытался поставить водителям план по валидации. Но претензий со стороны водителей было много. Им было трудно одновременно вести автобус и следить за пассажирами. Обязанность водителей — следовать по установленному маршруту. Теперь, согласно новой платежной системе, перед водителем разместили монитор, через который он видит количество пассажиров, вошедших на остановке, и какое количество из них оплатило за проезд. Например, если на остановку зайдут 6 человек, на мониторе отобразится, сколько из них заплатили. При этом водитель через микрофон предупреждает вновь прибывших пассажиров о необходимости оплаты проезда.

Согласно новой платежной системе, перед водителем разместили монитор, через который он видит количество пассажиров, вошедших на остановке, и какое количество из них оплатило за проезд. Например, если на остановку зайдут 6 человек, на мониторе отобразится, сколько из них заплатили.

 — Подытоживая беседу, скажите, уменьшается ли все же количество «зайцев» в общественном транспорте столицы?

— Судя по статистическим данным последних лет, количество пассажиров, не оплачивающих проезд, не уменьшается. В 2020 году сотрудники Департамента транспортного контроля зафиксировали 207545 случаев неуплаты проезда и оштрафовали на 16323740 тенге около 3000 граждан. А в 2021 году общественным транспортом бесплатно воспользовались 22 тысячи человек. В том году безответственные пассажиры были оштрафованы на 57 миллионов тенге. В 2022 году зарегистрировано 125 тысяч случаев неуплаты за проезд, 19 тысяч граждан были оштрафованы на сумму 116 миллионов. В 2023 году выявлено 202899 нарушений, связанных с уклонением от уплаты проезда в автобусах, пассажиры оштрафованы на 70766400 тенге. В связи с этим можно сказать, что метод блокировки QR-кода дает свои результаты. Например, с 1 по 17 января были идентифицированы 902 пассажира и оштрафованы на сумму около 7 миллионов тенге.

 

Статьи по Теме

Back to top button