Общество

Автобусы на линии

Один из способов превратить столицу в комфортный город — улучшить обслуживание общественного транспорта. Акимат города в прошлом году приобрел 400 новых автобусов, в этом планируется закупить еще 200. Вопрос повышения качества общественного транспорта на одном из заседаний подробно обсудили депутаты маслихата Астаны.

Автопарки пополняются
Новых автобусов в Астане с каждым годом становится все больше. По словам руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны Асхата КАРАГОЙШИНА, в прошлом году автобусные парки получили возможность впервые приобрести автобусы за счет субсидий через АО «Фонд развития промышленности». Ранее эту работу выполняла администрация города или ТОО City Transportation Systems. Из 400 приобретенных в прошлом году автобусов 320 — за счет коммунальных автопарков, 80 — частных. Также в прошлом году было запущено 8 новых маршрутов (6 внутригородских, 2 пригородных), расписание автобусов увеличилось до 106. В этом году планируется закупить еще 200 автобусов, запустить 10 новых маршрутов (5 городских, 5 экспресс). На субсидии в этом году необходимо 48,4 миллиарда тенге. Сегодня выделено 15 миллиардов.

По просьбам пассажиров в этом году будет курсировать новый маршрут от жилого массива Агрогородок до района ЭКСПО. Еще один маршрут будет проходить от жилого массива до железнодорожной станции «Нұрлы жол», отметил спикер.

В 2023 году в столице запущено 8 новых автобусных маршрутов: 6 внутригородских, 2 пригородных. В 2024 году планируется запустить 10 новых маршрутов — 5 городских, 5 экспресс.

На что жалуются пассажиры?
По информации исполняющего обязанности председателя правления ТОО City Transportation Systems Абата ШЫНЫБЕКОВА, 48 процентов жителей столицы пользуются общественным транспортом. Ежедневно на автобусах ездит около 600 тысяч человек. В целях сокращения времени автобусов в пути на улицах внедрены специальные полосы Bus Lane. По городу установлено 1400 остановок. В общей сложности около 1800 водителей автобусов.

— Мы ежедневно отслеживаем поступающие от жителей заявления и жалобы на работу общественного транспорта. Наша профильная служба регулярно использует несколько источников информации, отчетные встречи, методы обратной связи с горожанами. В особенности держим связь с активными жителями жилых массивов, небольших районов и пригородных поселков. Ежемесячно в центр iKomek поступает более 6000 обращений по услугам пассажирских перевозок. В основном сообщают о несоблюдении графика движения автобусов, что составляет 51 процент обращений. Изменение схемы проезда автобусных маршрутов, улучшение работы общественного транспорта составляют 12 процентов. Жалобы-обращения на действия наших сотрудников или водителей — 6,5 процента. Всего в 2023 году в центр iKomek поступило более 55,5 тыс. обращений. Все они анализируются и учитываются в процессе работы, особенно при приобретении новых автобусов, организации дорожной инфраструктуры. А жалобы на действия водителей незамедлительно доводятся до руководства автобусного парка, в случае выявления данных, указанных в жалобе, применяются соответствующие дисциплинарные меры, налагается штраф, водители направляются на переподготовку, — сказал Абат Шыныбеков.

По его словам, процесс модернизации общественного транспорта будет продолжен с учетом поступивших от населения предложений. На 42 маршрутах увеличилось количество автобусов и сократился интервал движения. В целях обеспечения качественным общественным транспортом вновь образованных районов и жилых массивов изменена схема движения 52 маршрутов. Для обеспечения безопасности дорожного движения в общественном транспорте в Центре обучения работников транспорта в прошлом году прошли переподготовку 618 водителей и приняты соответствующие меры по более 2100 нарушениям. В сети общественного транспорта города обновлено более 50 остановок и парковочных мест.

Дополнительные маршруты
— Регулярно проводится анализ участков с повышенным спросом на общественный транспорт. Согласно исследованиям наших специалистов, сейчас мы выделяем в городе 21 точку. К десяти таким участкам относятся улицы Болашак, Караменде би Шакаулы, Сыганак, Толе би, Хусейна бен Талала, Райымбек батыра, Айтматова, проспекты Улы Дала, Туран, территория жилого комплекса «Куршевель». А также участки в жилом массиве Агрогородок, микрорайонах Жагалау, Отау, коттеджном поселке Family village. Семь участков не охвачены общественным транспортом на улицах Серкебаева, Ақмешіт, Азербаева, Жумабаева, Жургенова, Хусейна бен Талала, по проспектам Туран и Улы Дала, — отметил спикер.

По его словам, в этом году в столицу будут доставлены 96 новых автобусов, приобретенных в прошлом году, и закуплено еще 200. Данная работа позволяет увеличить количество подвижного состава до 1627 единиц. 50 старых автобусов будут выведены из сети за счет новых. Пассажиропоток увеличится до 700 тысяч человек в сутки. В этом году по распоряжению акима города полосы для автобусов будут введены еще на семи участках. Работа будет идти в два этапа. На первом данные полосы создадут на проспектах Мәңгілік Ел, Туран, Тәуелсіздік и улице Керей, Жанибек хандар, а на втором — на проспектах Улы Дала, Кошкарбаева и улице Айтматова. К концу года общая длина полос в городе достигнет 160 километров.

«Зайцы» наносят убыток
Рассказывая о платежной системе в общественном транспорте, Абат Шыныбеков отметил, что из-за неоплаты проезда пассажирами автопарки ежегодно теряют в среднем 2,5-3 млрд тенге. В прошлом году было выявлено около 202 тысяч таких случаев. Более 10 тысяч человек оштрафованы.
— На деньги, потерянные автобусными парками, можно купить 30-40 автобусов в год. Теперь пассажир, не оплативший проезд, будет оштрафован на 2 МРП. Мы предлагаем поднять штраф до 5 МРП, — отметил Абат Шыныбеков.
По его словам, сейчас в столице дефицит водителей автобусов составляет 1100 человек. Поэтому компания предложила внести поправки в Закон «О дорожном движении» и снизить стаж работы по категории D с 5 лет до 1 года, а возраст водителей — с 25 лет до 21 года.
— В связи с быстрым ростом населения столицы к 2026 году дефицит общественного транспорта, по прогнозам, достигнет 400 единиц. Поэтому сейчас вопрос обновления автобусов очень актуален. При наличии постоянного субсидирования частные автобусные парки могут модернизироваться за счет получения кредитов, лизинга. Мы предлагаем разработать 3-летний план по субсидированию, — резюмировал Абат Шыныбеков.

Схема проезда должна быть пересмотрена
Председатель городского маслихата Ерлан КАНАЛИМОВ отметил, что по мере роста населения города возникли серьезные проблемы в сфере общественного транспорта, в прошлом году маслихат представил предложения ответственным учреждениям по данному вопросу.

— Надо пересмотреть схему проезда общественного транспорта. В крупных городах и столицах мира общественный транспорт ходит по кольцевому маршруту: и в Москве, и в Сеуле, и в Анкаре, и в Берлине. Ответственные за это специалисты Астаны рассматривают этот вариант. Сколько бы автобусов мы не закупали, без кольцевого маршрута проблема останется. Поскольку наш генплан утвержден, мы знаем, какие районы будут застраиваться и какие дороги будут построены в ближайшие 10 лет, — отметил Ерлан Каналимов.

Председатель маслихата также предложил внедрить зарубежную практику для решения проблемы пассажиров, которые не платят за проезд.

Из жилого массива Агрогородок в коттеджный поселок Family village нужно отправить автобус и рассмотреть дополнительно еще ряд маршрутов. Он также добавил, что в выходные дни необходимо разрешить движение по автобусной полосе другим транспортным средствам. По словам спикера, необходимо составить комплексный план по улучшению состояния остановочных пунктов.

Службе iKomek поручено оперативно реагировать на жалобы жителей города. При этом уделить особое внимание профессиональной подготовке водителей общественного транспорта и техническому состоянию автостоянок.

Аманғали ҚАЛЖАНОВ,
Карина КУЩАНОВА
Фото из архива Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button