Новости

Автопарки спасут субсидии?

Отсутствие достоверных данных о количестве передвижений горожан в автобусах не позволяло оценить реальные потребности автопарков столицы в субсидиях акимата. Теперь с внедрением электронной системы оплаты проезда власти могут опираться на фактические данные и рассмотреть вопрос соответствующей компенсации расходов перевозчиков. Об этом шла речь на конференции «Общественный транспорт: реформы и пути развития», организованной «Астана LRT».

По словам председателя правления ТОО «Астана LRT» Бекмырзы ИГЕНБЕРДИНОВА, после введения электронной системы оплаты проезда и дифференцированного тарифа из теневого оборота за год выведено более 5 млрд тенге.

– Электронная система позволила увеличить доходы перевозчиков и их налоговые отчисления в бюджет, но в то же время выросли и расходы, потому что водителям автобусов установили официальную достойную зарплату, – сказал глава «Астана LRT».

Он отметил, что тариф за проезд главным образом складывается из расходов на ГСМ, фонда оплаты труда, стоимости запасных частей, трат на ремонт и тех­обслуживание машин.

– Учитывая все эти расходы, реальная стоимость проезда в общественном транспорте столицы, по нашим расчетам, составляет 198,8 тенге. Однако мы сохранили тариф на уровне 90 тенге, то есть пассажиры платят лишь около 45% от реальной стоимости проезда, соответственно, остальная часть должна субсидироваться акиматом, – говорит руководитель «Астана LRT».

Он подчеркнул, что во всем мире общественный транспорт является убыточным.

– Чтобы не поднимать тариф за проезд и обеспечить населению качественный сервис, город должен выполнять обязательства по субсидированию. Перевозчики на грани разорения, – добавил Бекмырза Игенбердинов.

По его информации, в городе более 135 тысяч льготников, которые имеют право бесплатного проезда в автобусах.

– Ежегодно перевозчики получают 1,3 млрд тенге субсидий за льготный проезд, но фактически с учетом количества реальных поездок льготников парки недополучают 2,7-3 млрд тенге, хотя несут расходы на перевозку этой категории пассажиров. Кроме того, с введением электронной системы и дифференцированного тарифа мы сохранили бесплатную пересадку, но это опять же потеря выручки для автобусных парков. Ежедневно совершается около 100 тысяч пересадок, в результате которых парки недополучают около 3,5-4 млрд тенге в год, – сообщил глава транспортной компании.

По данным Бекмырзы Игенбердинова, «Астана LRT» запрашивало из бюджета города на текущий год 15,7 млрд тенге субсидий для автопарков. Однако с учетом большого количества расходов из бюджета на другие направления, главным образом социальные, одобрены субсидии лишь в размере 5,9 млрд тенге.

– Поддержка маслихата имеется, руководство города также встречалось с перевозчиками и знает обо всех проблемах, я надеюсь, к концу этого или со следующего года мы придем к четкому пониманию, сколько нужно субсидий, чтобы автобусные парки выровняли свое финансовое положение, работали качественно, обновляли подвижной состав, увеличили количество машин. Город растет, практически на каждом маршруте сейчас в часы пик не хватает по одной-две машины, – сказал глава «Астана LRT».

Депутат столичного маслихата, председатель постоянной комиссии маслихата по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства Мирас ШЕКЕНОВ заверил, что народные избранники готовы пересмотреть объемы субсидирования.

– Раньше объемы субсидирования основывались на количестве использованных отрывных билетов и льготных проездных. С введением электронной системы оплаты проезда появилась достоверная аналитика, сколько пассажиров, в том числе льготных категорий, пользуется автобусами, теперь можно опираться на реальные цифры. Сегодня уже можно рассматривать вопрос о повышении субсидирования и предусмот­реть это в трехлетнем бюджете. Это очень важный вопрос, так как перед городом стоит задача поднять сервис в общественном транспорте до такого уровня, чтобы часть автовладельцев отказалась от поездок на личном транспорте и пересела на автобусы. То есть комфорт и удобство общественного транспорта должны стать выше желания ездить на личном авто, – отметил Мирас Шекенов.

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть