Общество

Баллада о «летающем танкисте»

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения легендарного казахстанского летчика Талгата Бигельдинова, выдающегося аса Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, человека, которого называли королем штурмовой авиации.

Штурмовик Ил-2, прозванный за мощное вооружение и крепкое бронирование «летающим танком», — самый массовый боевой самолет в истории авиации, однако и потери его в годы войны были огромны. «Ильюшины» воевали на бреющем полете, то есть на предельно малой высоте, здесь Ил-2 мог продемонстрировать всю свою мощь, но и сам был уязвим. Жестокая статистика войны: в годы Великой Отечественной войны пилот штурмовика в среднем совершал всего 11 боевых вылетов. Талгат Бигельдинов вылетал на боевые задания, каждое из которых могло стать для него последним, 305(!) раз. Он прошел путь от Старой Руссы до Берлина и Праги, повоевав на пяти фронтах.
Сегодня мы вспоминаем военные хроники казахского летчика-штурмовика.

Ничего, я полечу
Война началась для Бигельдинова в феврале 1943 года, когда вчерашний выпускник Оренбургского авиационного училища, а ныне сержант получил назначение в 292-ю штурмовую авиадивизию. Потери в дивизии были большие, однако командиры эскадрилий, в которые его направил комдив, скептически отнеслись к пареньку, ведь было ему тогда всего 19 лет. К огромной его обиде, новичка не приняли ни в первую, ни в третью эскадрильи. В Талгата поверил комэск-2 — майор Степан Пошивальников, ставший не только его непосредственным начальником, но также наставником и другом.

«Вот чудаки, — говорил потом не раз о коллегах комэск-2. — От такого парня отказались!»
Новичку достался самолет под номером 13. Талгат Бигельдинов вспоминал в мемуарах: «Подошел к «ильюшину». Весь-то он изрешеченный, весь в заплатках и латках… Из кабины вылезает механик. Передаю ему приказ майора. Механик смеется.

— На нем никто не летает.
— Ничего, я полечу.
— А в Бога веришь? Номер видал?
— Не верю ни в Бога, ни в черта.
— Смотри, сержант, его зенитки любят. Кто летит, тот новые дыры привозит.
— Ладно. От винта!»

Так, на самолете с номером 13 Талгат полетел на первое боевое задание. Примечательно, что с таким же номером он закончил войну, летая на Берлин и Прагу. Для кого чертова дюжина стала несчастной, так это для врагов.

Охота на аса
Вылет на штурмовку немецких позиций в деревне Глухая Горушка, что под Старой Руссой, чуть не стал для Бигельдинова последним. «Илы» подверглись массированной атаке «мессершмиттов», которые сбили пять советских машин. Самолет Талгата был атакован истребителем Bf-109.
«Мессершмитт» вел себя предельно нагло. Вовсе не заботясь о защите, он атаковал меня с разных сторон. Я начал выполнять виражи, стараясь уйти на свою территорию. Внезапно мне пришла в голову мысль: а почему, собственно, я только о спасении думаю? Почему сам не атакую фашиста? Правда, случая воздушного боя штурмовика с истребителем еще не бывало. При встрече нам предписывалось уходить на бреющем полете, бой не принимать», — вспоминал Бигельдинов.

Обозленный неудачными атаками немец решил, что высокая скорость ему помеха и, чтобы быстро сбросить ее, выпустил шасси. В этот момент Талгат резко развернул Ил-2 в сторону фашистского истребителя. Мощные пушки «Ила» сработали безупречно, и «мессер», задымив, свалился на крыло, пошел к земле и плюхнулся в сугроб.

Немецкий летчик попал в плен, оказалось, что это был ас, одержавший в воздухе 108 побед. Он поверить не мог, что его сбил молодой пилот, имевший к тому времени всего 8 вылетов.
Эта дуэль стала одной из первых в военной истории побед штурмовика над истребителем. Впоследствии Талгат Бигельдинов лично сбил в воздушных боях еще три «мессера», а однажды сам на время переквалифицировался в истребителя, уничтожив в небе пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».

Прорвемся!
И все-таки участи быть сбитым немецким истребителем Бигельдинов не избежал. После штурмовки харьковского аэродромного узла его поврежденный зенитным огнем «летающий танк» перехватили два «фокке-вульфа». Раненый в воздушном бою Талгат и его воздушный стрелок Яковенко покинули пылающую машину на парашютах, а потом пробирались к своим по занятой немцами территории. При этом несколько раз вступали в перестрелки с немцами, а перед самой линией фронта попали под обстрел, во время которого спутник Талгата погиб.

«Близится рассвет. Нужно спешить. Ползу. Десять, двадцать, тридцать метров. Впереди блестит лента воды. Это Северный Донец. Там, за ним — наши. Как бревно, качусь с обрывистого берега и падаю в воду. Она холодная и обжигает тело. Немцы открывают бешеную стрельбу, пули свистят над водой, вспарывают воду буквально в нескольких сантиметрах», — вспоминал потом Бигельдинов.
Переплывая Северный Донец, казах был повторно ранен, но все-таки выбрался на берег, где его спасли советские пехотинцы.

Израненного летчика хотели отправить в тыл на санитарном поезде.

«Вдруг слышу шум авиационных моторов. Эшелон подходит к станции Новый Оскол. Так ведь здесь же наш полк, наш аэродром, — писал Бигельдинов. — Не помню, как я вскочил, пробежал по вагону, как выпрыгнул и оказался на земле. Сзади слышались чьи-то голоса. Наверное, кричали медики. Я шел и шел вперед. Возле разрушенного склада отыскал палку и, опираясь на нее, доковылял до аэродрома».
Уже через три недели, когда зажили раны, Талгат Бигельдинов вновь поднялся в воздух.

Туман войны
В знаменитом фильме «В бой пойдут одни «старики» есть эпизод, когда герой Леонида Быкова — Маэстро летит в густом тумане на воздушную разведку, во время которой обнаруживает фашистские танки, замаскированные под копнами сена. Существует легенда (а может, все-таки быль!), что эту историю Леониду Быкову рассказал Бигельдинов, которому под Александрией довелось в нелетную погоду вести разведку за линией фронта.

«Лечу, как с завязанными глазами. Немцы далеки от мысли, что к ним в такую погоду летит гость, — вспоминал герой. — Внизу поле, на нем копны. Ох, уж эти копны в прифронтовой полосе! Решаю на всякий случай атаковать одну из них, уж больно они подозрительные. Пикирую и бью из пушек. Вот так штука! Копна вдруг взрывается. Атакую следующую и вижу, как отлетают в сторону клочья сена и несколько человек очертя голову бегут от копны, а из нее предательски выглядывает ствол орудия. Танк! Значит, предчувствие не обмануло».
На родной аэродром Талгат вернулся только после того, как расстрелял весь боезапас. А там получил нагоняй от начальства за рискованную атаку и… орден Славы.

И когда рядом рухнет израненный друг…
Талгат Бигельдинов всегда говорил о том, что своими успехами в ведении штурмового боя, умении маневрировать под зенитным огнем он обязан Степану Пошивальникому. Летом 1944 года Пошивальникову было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот день, когда ему должны были вручить высокую награду, эскадрилья Пошивальникова находилась в первой готовности и он не имел права отлучиться с командного пункта, поскольку приказ на взлет мог поступить в любую минуту. Талгат очень хотел, чтобы его друг и учитель смог насладиться заслуженным триумфом, и вызвался слетать на штурмовку за него.
26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Талгату Бигельдинову за отвагу и боевое мастерство, проявленное при освобождении Знаменки и Кировограда, было присвоено звание Героя Советского Союза. В день награждения теперь уже Бигельдинов находился в первой готовности, и Степан Пошивальников, помня доброту Талгата, вызвался слетать за него. Из этого вылета он не вернулся. Праздник обернулся горем.
«Будто кто ударил меня под колени. Я упал на траву и зарыдал. Погиб друг и учитель. Погиб Степан Демьянович, который ушел в полет, подменив меня», — писал Бигельдинов.

Мое место — Берлин
Весной 1945 года Талгат Бигельдинов, уже капитан, командир эскадрильи 9-й гвардейской штурмовой дивизии, получает приказ от командующего авиакорпусом генерала Василия Рязанова вылететь на очередную разведку. При этом генерал потребовал у Талгата показать его планшет.
«У вас не хватает карты», — сказал Рязанов и велел начальнику штаба доклеить лист. Когда капитан Бигельдинов взял свой планшет, он увидел, что на нем появилась карта Берлина.
А вскоре Ил-2 с цифрой 13 на борту на высоте всего 50 метров несся над Луккенвальде и Потсдамом. Примечательно, что в этот полет Талгат не взял стрелка, опасаясь за жизнь товарища.
«Разворачиваюсь и иду на Потсдам. Видно, мой визит не на шутку встревожил немцев, и на подступах к Потсдаму я попал под сильнейший зенитный огонь. Пришлось развернуться и заходить с другой стороны», — вспоминал Бигельдинов. — Захожу на посадку, приземляюсь — и меня буквально вытаскивают из кабины десятки дружеских рук. Летчики, механики, стрелки подбрасывают меня в воздух. Ну и переволновались же за меня друзья!»
«Можешь гордиться, — сказал Талгату генерал Рязанов. — Твой самолет первым из авиации союзников появился днем над Берлином».

В первой шеренге
Дальше был штурм Берлина, освобождение Праги. А дальше, 24 июня 1945 года, парад Победы, в числе участников которого был Талгат Бигельдинов.

«Во главе полка 1-го Украинского фронта шел маршал Конев. За ним в первой шеренге шли мы, фронтовые друзья: Иван Кожедуб, Сергей Луганский, Юрий Балабин и самым крайним слева — я», — написал в воспоминаниях Талгат Бигельдинов.

К слову, из четырех героев-летчиков первой шеренги 1-го Украинского фронта двое — Бигельдинов и Луганский — казахстанцы.

Интересно, что после парада Бигельдинов зашел в военторг, на витрине увидел красивые фуражки с голубыми околышами и крылышками на тульях и скупил их все.

«Зачем так много, товарищ капитан?» — ахнул продавец.
«На всю эскадрилью», — ответил ас. И привез эти подарки в Берлин друзьям-однополчанам.

Жизнь — вечный взлет
А через три дня после парада Победы Талгат Бигельдинов был вторично удостоен звания Героя Советского Союза. Он прожил жизнь долгую и достойную. В честь отважного летчика открыты бронзовые бюсты в Кокшетау, Бишкеке, а в Нур-Султане ему установлен монумент. Но есть и другие рукотворные памятники Талгату Бигельдинову, о которых мало кто знает, — это взлетно-посадочные полосы аэродромов всех крупных казахстанских городов. Они были созданы под руководством Талгата Бигельдинова: герой-ас преуспел не только в ратных подвигах, но и в мирном созидании, внеся огромный вклад в развитие гражданской авиации Казахстана. И в этом весь он…

Статьи по Теме

Back to top button