Культура

Белый пароход: светлые надежды и утраченные мечты

Репертуар столичного Театра «Жастар» пополнился шедевром: режиссер Чингиз ЖАКЫПБАЙ представил на суд зрителей спектакль «Белый пароход» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

Режиссерская интерпретация сумела сохранить дух оригинального рассказа, при этом добавив новые сценичес­кие решения, которые сделали постановку близкой местному зрителю. История мальчика, мечтающего о свободе и белом пароходе, словно ожила на сцене.

– Как вы могли заметить, сцена оформлена в белом цвете. Почему именно так? Потому что белый цвет символизирует чистоту ребенка. В жизни все иначе – ее цвета чаще темные, обычные, а белый здесь подчеркивает светлый, невинный мир детства. Ведь ребенок – это ангел, всегда готовый мечтать, – говорит режиссер постановки Чингиз Жакыпбай. – Мальчик, главный герой «Белого парохода», несмотря на равнодушие окружающих и постоянные упреки, сохраняет свою внут­реннюю чистоту. Да, он может расстроиться в моменте, когда его ругают, но детская душа быстро прощает и забывает. Он остается светлым и мечтательным, даже в этом суровом мире. Действие постановки разворачивается в заброшенном ауле. Это место словно потеряно во времени, его обитатели оторваны от мира, будто ждут чего-то, но никто к ним так и не приходит. Их жизнь кажется замкнутой, монотонной, день за днем повторяющейся. Они словно застыли в своем изолированном существовании, и это неизбежно ведет к духовной деградации.

Примечательной чертой спектакля стала живая музыка, сопровождающая постановку. Музыканты, находящиеся прямо на сцене, создали особую атмосферу, дополнив эмоцио­нальную напряженность и погружая зрителей в мир героев. Мелодии, словно живой отклик на происходящее, подчеркивали трагизм и лиризм каждого эпизода, усиливая впечатления от увиденного.

– Это не просто фон, это музыка, которая передает душу ребенка, голос бабушки, продолжение их мыслей и чувств. Я долго искал мелодии, которые не только подходили бы по тексту, но и усиливали эмоциональную глубину. Музыка здесь становится частью недосказанности героев, их внутреннего монолога. Она словно продолжает звучать там, где слова заканчиваются, – размышляет Чингиз Жакыпбай.

Постановка оживляет историю маленького мальчика, живущего в горах со своим добрым и мудрым дедом. Мечта мальчика о белом пароходе, виднеющемся на горизонте, становится для него символом чистоты и веры в лучшее. Но реальность оказывается иной: мир взрослых, жестокий и эгоистичный, подавляет детскую мечту. Добро, воплощенное в образе деда Момуна, нередко оказывается бессильным перед алчностью и бездушием, которые олицетворяет дядя Оразкул. Легенда о священном олене, рассказанная дедом, переплетается с реальной жизнью, напоминая о потере гармонии между человеком и природой.

Драматизм истории и тонкий режиссерский подход позволяют зрителям увидеть мир глазами ребенка, где чистота души и сила мечты сталкиваются с суровой реальностью. Мальчик мечтает уплыть на белом пароходе, стать свободной рыбкой и однажды встретить отца, который покинул семью. Его воображение – это тихий протест против мира, где царят равнодушие и предательство.

Спектакль стал глубокой притчей о нравственности, утрате духовных ценностей и разрыве поколений. Каждый герой отражает черты, присущие человеческой природе и обществу: доброту, жестокость, эгоизм, наивность. Их взаимодействие вызывает сильнейший эмоциональный отклик, напоминая о том, как наши поступки влияют на судьбы близких и на хрупкий мир вокруг нас.

Финал постановки наполнен трагизмом, оставляя в сердцах зрителей горький символ утраченной надежды. Но вместе с тем эта история заставляет задуматься, переосмыслить свои поступки и вновь поверить, что в каждом из нас живет та самая чистая мечта, как белый пароход на горизонте.

Отдельно стоит отметить игру актеров. Исполнитель роли мальчика покорил публику своей искренностью, будто проживая каждую эмоцию на глазах зрителей. Его внутренние монологи, озвученные вживую, создавали трогательное и незабываемое впечатление.

– Эта постановка сложна своей глубиной и трагизмом. Она рассказывает о детской мечте, которая так и не смогла сбыться, словно весь мир был против ее осуществления. Но, несмотря на все трудности, надежда ребенка остается живой до последнего. Его душа, чистая и наивная, принимает каждое событие, каждое взаимоотношение между людьми в ауле. Ребенок все это пропускает через себя, впитывая, словно губка, и в конечном итоге с этой неоскверненной душой он покидает мир. Именно в этом заключается сложность и трогательная красота этой постановки, – рассказывает актер, исполнивший роль ребенка, Асылбек ӘЙТІШ. – Для актера воплощение такой роли – непростой вызов. Каждая премьера, каждая новая роль – это бесценный опыт, и эта постановка не стала исключением. Если быть честным, играть ребенка на сцене – одно из самых сложных испытаний для актера. Ведь ребенок всегда искренен, его душа чиста, наив­на, и он говорит то, что думает, не прикрываясь масками. Когда мне поручили эту роль, начал изучать ее со всех сторон. Нужно было не просто сыграть, а найти в себе те самые детские черты – искренние, непосредственные, где-то забавные, где-то наивные. Это стало настоящим исследованием. Я обращал внимание на поведение детей вокруг – своих племянников, родственников. Старался рассмотреть, как они ведут себя, какие у них эмоции и поступки. И, конечно, погружался в свои собственные детские воспоминания: как играл, что чувствовал, как общался с бабушкой и дедушкой. Все эти наблюдения и воспоминания помогли мне создать роль, которая ожила на сцене. Это был процесс поиска и воссоздания себя в детстве, попытка понять и почувствовать мир глазами ребенка. Думаю, именно эта честность и глубина делают такие роли по-настоящему живыми и трогательными.

Премьера доказала, что творчество Чингиза Айтматова остается актуальным и продолжает вдохновлять людей, объединяя их.

– Спектакль не только тронул до глубины души, но и заставил задуматься о ценностях, таких как доброта, связь с природой и семейная любовь. Живая музыка и потрясающая игра актеров сделали этот спектакль особенным. Я пережила каждую эмоцию вместе с героями. Каждый раз, когда Айтматова ставят на сцене, это вызов для театра, но сегодня я увидела настоящую магию. Это было великолепно, – поделилась впечатлениями зрительница Кунбала СЕРИКОВА.

Шынар ХАМИТОВА

Фото предоставлено пресс-службой театра

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button