НовостиОбщество

Билетный квест

Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции намерено помочь КТЖ разобраться с проблемой спекуляции билетов. Основная сложность заключается в разделении рыночных отношений и злоупотреблений.

В наше время становления рыночных отношений возникает множество соблазнов получить прибыль с минимальными усилиями. Такие желания часто возникают там, где пересекаются государственные и частные услуги.

На рабочей встрече представителей Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции и «Пассажирских перевозок» руководители ведомств пытались разобраться, почему порой в кассах билетов нет, а у перекупщиков они есть.

Спекуляция на фоне рынка

– С учетом обращений, поступающих в агентство, информации из социальных сетей, что есть проблемы в плане приобретения железнодорожных билетов, начиная с 17 июля агентством во всех регионах совместно с представителями общественных организаций проводится мониторинг ситуации методом тайного покупателя, – отметил заместитель председателя Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас БЕКТЕНОВ.

Он признал, что эти проблемы давно известны, и в периоды ажиотажного спроса – летом или в праздники – в кассах билетов нет, но у посредников билеты всегда находятся. Конечно, по более высокой цене, превышающей стоимость в полтора-два раза. При этом билеты перепродаются и на направления, которые субсидируются государством.

Между тем железнодорожники проводят и свои проверки. Директор департамента по сервису и работе с клиентами АО «Пассажирские перевозки» Алибек СУЛТАНОВ сказал, что за полгода совершено более 5000 проверок на поездах КТЖ. По его словам, было выявлено около 300 фактов безбилетного провоза пассажиров. Причастные были наказаны. Если сами по себе цифры красивые, то относительно пассажиропотока кажутся несерьезными. В год КТЖ перевозит порядка 18 млн человек, да и требуется решить вопрос о пресечении спекуляции билетами, а не о зайцах.

Причем арифметика здесь непростая. В системе железнодорожных перевозок есть перевозчики от АО «Пассажирские перевозки», 100 процентов акций которого принадлежит АО «НК «КТЖ», и есть частные. Первые обслуживают 219 маршрутов, а вторые – 21. А вот с билетными кассами пропорция другая. КТЖ принадлежит 208 касс, а частных – около 4,5 тысячи, то есть в 22 раза больше. Причем вокзалы сами определяют, кому отдать в аренду площадь. В век цифровизации можно купить билеты на сайтах КТЖ, да вот только, по словам пользователей, доступны зачастую лишь верхние места. В «Пассажирских перевозках» обещали изучить этот вопрос и принять меры. Однако, по признанию железнодорожников, вопрос доступности билетов системный и требует серьезного подхода.

Бронь как причина?

В «Пассажирских перевозках» считают, что причиной спекуляции билетами является бронирование мест силовыми ведомствами и госорганами.

– В день это 1500-1800 билетов по стране в целом – вроде по 1-2 на госорган, но на всех станциях. При этом порядка 80 процентов брони не используется – пояснил Алибек Султанов. Он признался, что в ответ на ходатайства его ведомства о сокращении объемов бронирования ни один госорган не соглашается на уменьшение.

По мнению представителей компании, именно эти билеты становятся причиной перепродаж. Однако, по грубым подсчетам, в год бронь составляет порядка 600 тыс мест. Где же еще возникает утечка?
Оказывается, в летние месяцы, в праздники, в первые часы выпуска билетов некоторые кассы скупают их оптом.

– Создается дефицит. По его возникновении появляются так называемые помогайки, которые за определенную сумму могут поменять имя пассажира А на имя пассажира Б, – пояснил Алибек Султанов.
Для противодействия перепродажам «Пассажирские перевозки» усложнили процедуру возврата билетов. Пассажир должен заплатить за процедуру 1000 тенге и лично присутствовать в кассе. Эти меры позволили снизить возврат билетов на 25 процентов.

Но чтобы глубже понять психологические моменты спекулятивных схем, руководители агентства и «Пассажирских перевозок» решили «одеться в простую одежду и самим купить билет, проехать в поезде».

– Мы могли бы келейно поговорить. Но сейчас у нас курс на максимальную открытость. Если все будем обсуждать гласно, быстрее найдем решение. Выработаем «Дорожную карту» и step by step, то есть шаг за шагом по ней пойдем. Без лозунгов, красивых заявлений сделаем конкретные шаги навстречу простым людям, – резюмировал встречу Олжас Бектенов.

Ольга Флинк

Метки

Похожие статьи

Закрыть