ИнтервьюНовости

Бизнес с пользой для общества

Эмин АСКЕРОВ — социальный предприниматель. Один из тех, кто переосмысливает традиционные возможности бизнеса. Социальные предприниматели не просят денег и не занимаются благотворительностью, они зарабатывают и развивают общественно полезные проекты.

— Эмин, какие цели преследует социальное предпринимательство?
— В первую очередь, мы решаем вопросы занятости горожан, которых относят к социально незащищенной категории. Нас мотивируют изменения, которые происходят с ребятами. Они, начиная трудиться, получая заработную плату, видят результаты собственного труда, становятся уверенными. Работа творит чудеса, потому что у них появляются жизненные цели. И это все происходит на наших глазах. Родители видят их успехи.
В нашей социальной мастерской можно трудоустроить не более 50 человек. В какой-то момент я задумался: что еще можно сделать в рамках социального проекта? Тогда мне пришла идея обучать социальных предпринимателей. Каждый из них в последующем сможет трудоустраивать людей, остро нуждающихся в работе. В феврале я открыл первую школу социального предпринимательства в Астане и начал делиться своим опытом с единомышленниками, ориентированными на решение социальных проблем. В нашей школе прошли обу­чение 23 предпринимателя. Все выпускники создали свои социальные проекты. Одна из моих учениц открыла швейный цех, сейчас набирает туда слабослышащих людей.


— В этом году вы начали проводить бесплатные мастер-класы в регионах. Какие вопросы волнуют предпринимателей?
— Этим летом семинары прошли в восьми городах. Вижу, как люди желают что-то поменять своими силами, не надеясь на помощь государства. В первую очередь, есть вопросы, связанные с финансированием. У предпринимателей возникают интересные бизнес-идеи, но они не знают, где взять средства. Кто-то боится начать свое дело, особенно если это касается вопросов занятости людей из социально уязвимой категории. Моя основная задача — дать им мотивацию и информировать о том, как развивать проекты. Сегодня государство и международные организации делают очень много для совершенствования социального бизнеса. Я стараюсь доводить эту информацию до энтузиастов в регионах.
— Какие истории предпринимателей смогли вас удивить?
— Мне нравятся гражданские инициативы, когда люди объединяются для того, чтобы реально что-то изменить в своей судьбе и жизни городов, в которых они живут. В Усть-Каменогорске я видел социальную мастерскую, которую создали бывшие заключенные. Они занимаются производством красивой мебели. У ребят отличные изделия, но большие проблемы со сбытом продукции. Они провели много лет в заключении, оторвались от новшеств современного мира, не владеют социальными сетями, далеки от маркетинга. Соответственно, им сложно продвигать свою продукцию. Во время семинара объяснял им огромное значение социальных сетей в продвижении собственного бизнеса. Потому что для предпринимателей реалии таковы: если вас нет в социальных сетях, вас нет нигде.


— Кто трудится в вашей социальной мастерской?
— У нас работают люди, которые относятся к социально уязвимой категории.
Есть желание к развитию и совершенствованию знаний среди инвалидов. Вот мы с вами сейчас находимся на территории Медицинского центра психического здоровья. Руководство центра предоставило помещение, а мы обучаем и трудоустраиваем людей с ментальными нарушениями здоровья. Всего в столице их более 6 тысяч, у нас работают 14 человек и около 15 в социальном кафе в «Назарбаев Университете». По сути, это самая уязвимая категория, потому что людей с таким диагнозом не берут на работу. Теперь при поддержке Центра занятости акимата Астаны люди с ментальной инвалидностью трудоустроены в нашей мастерской. В столярном цехе ребята занимаются шлифовкой, заточкой деревянных изделий, сборкой мебели. Девушки работают в швейном и вязальном цехах.
— С какими проблемами вы сталкиваетесь?
— Без сложностей в нашем деле никак. Есть ребята, которые не могут долго работать, переносить физическую нагрузку. Они внутренне чувствуют, что переработали. Часто отпрашиваются по состоянию здоровья. Это все очень сильно влияет на процесс работы. К сожалению, мы не можем объяснять такие нюансы клиентам. Поэтому случается, что в экстренном режиме ищем замену человеку, чтобы выполнить заказ в срок. Есть и другая проблема. Нам сложно привлекать к работе опытных мастеров, которые могли бы обучать и передавать свой опыт. Поэтому приходится самим взращивать и развивать профессионалов.
— По каким направлениям вы сегодня работаете?
— У нас есть швейная мастерская, столярный цех, полиграфия, производство имиджевой продукции, декоративное направление, курсы вязания, сварочные услуги. Все, что вы видите в мастерской, сделано руками наших ребят. По столярному делу решили сузить нашу деятельность и перейти на производство детских развивающих игр по методике Монтессори. Они пользуются большим спросом. Наши детские образовательные учреждения закупают эти игры в России, но получается, что мы «кормим» производителей соседней страны. Понимая важность и актуальность такого оборудования, хотим полностью занять эту нишу в бизнесе.
— Почему важно развивать социально ориентированное предпринимательство?
— Потому что социальные предприниматели не зациклены на меркантильных интересах. Я думаю, чем больше будет поддержано таких гражданских инициатив, тем выгоднее самому государству. Потому что социально ориентированный бизнес самостоятельно решает серьезные общественные проблемы.

Бота МАШАКОВА

Статьи по Теме

Back to top button